Премия Рунета-2020
Калининград
+12°
Boom metrics
Общество20 апреля 2024 14:06

В гости к аистам: В Краснолесье пустили пассажирский поезд впервые за 60 лет

Роминту хотят превратить в туристический центр
На станции в Краснолесье первых гостей встречала повозка, запряженная лошадьми.

На станции в Краснолесье первых гостей встречала повозка, запряженная лошадьми.

Фото: Александр КАТЕРУША

Запуск пассажирского поезда в Краснолесье, на самый восток Калининградской области, называют историческим событием. Действительно, поезда не было 60 лет. Хотя старожилы помнят активное железнодорожное сообщение в послевоенные годы, которое потом, увы, прекратилось. Это весьма негативно сказалось на развитии отдаленных поселков.

И вот 19 апреля 2024 года поезд из Калининграда привез в Краснолесье первых путешественников. Это были журналисты, представители туристических компаний, общественники, блогеры, инвесторы. Поездку назвали тестовой, и организована она была накануне официального запуска поезда 1 мая. Власти рассчитывают привлечь на восток туристов, местные жители – в ожидании доходов и изменений в жизни.

КРАСОТА ИЗ ОКНА

2 часа 41 минута в дороге под стук колес пролетели незаметно. В пути гид рассказывал историю Роминтенской пущи, о ее огромных оленях, на которых охотился король Вильгельм II.

Поезд идет через Черняховск, Гусев и Нестеров. За окном мелькают старые домики, водонапорные башни из красного кирпича, леса и поля с овечками. Чем ближе к Краснолесью – тем интереснее. В заболоченных лугах виднеются цапли. Нам повезло увидеть из окна даже черного аиста, который обитает в окрестностях Краснолесья. Впрочем, далеко не все калининградцы (не говоря уж о туристах) знают об этом. А уж видели черных аистов в нашем регионе единицы. Это большая редкость и удача. Так что поездка оправдала себя еще до того, как мы достигли Краснолесья.

Отдельное удовольствие – проехать по Токаревскому мосту. Раньше по нему ходили только грузовые поезда, но после ремонта путей протяженностью 37,5 км этот маршрут стал доступен и для пассажирского поезда. На мосту состав притормаживает и идет очень медленно, так что у пассажиров есть возможность полюбоваться видами с высоты: перед тобой кроны деревьев, внизу шумит река. Красота!

Роминтенские поля с аистами.

Роминтенские поля с аистами.

Фото: Александр КАТЕРУША

Вообще, мы никогда бы этого всего не увидели, если бы не масштабные ремонтные работы на участке Нестеров – Краснолесье. За три года там полностью заменили рельсы и шпалы. Как рассказали в КЖД, новый маршрут станет самым протяженным на Калининградской железной дороге: его длина 178 км.

РЕСТОРАНЫ И КАФЕ… БУДУТ

На железнодорожной станции, которую наспех засыпали песком, первую партию «отпускников» встретила повозка, запряженная поселковыми лошадьми. Местные жители махали руками и были рады гостям.

- Это трансфер? – пошутил кто-то. Лошадей тут же обступили и принялись фотографировать. Хозяйка не была против и даже любезно согласилась довезти несколько человек до центра поселка. Вообще, люди в Краснолесье очень радушные и позитивные. Приезжайте, проверьте сами.

Здание вокзала в Краснолесье заброшено: окна и двери заколочены. На него есть планы, но окончательного решения администрация не приняла. То ли тут откроют гостиницу с кафе и велопрокатом, то ли первый в регионе музей, посвященный путешествиям и железной дороге. Автор последнего проекта, калининградец-энтузиаст Александр Медведев, говорит, что ничего подобного и в России не найти, а историческое здание вокзала бывшего Гросс Роминтена для этого подходит идеально.

Памятник времен Первой мировой войны в Краснолесье.

Памятник времен Первой мировой войны в Краснолесье.

Фото: Александр КАТЕРУША

Сам поселок Краснолесье – несколько небольших улиц с жилыми домами, магазинчиками, краеведческим музеем, кирхой и шоколадной лавкой. Ресторанов и кафе, а также гостевых домов, которые готовы принимать каждые выходные туристов, здесь просто нет. Говорят, инфраструктура должна появиться в будущем, если будет спрос.

- Сейчас самое главное – показать, что до Краснолесья можно добраться. Да, там нет пока общепита, нет возможности пока переночевать для большого количества людей. Но это все придет. Как приходило во многие другие места. Тот же Железнодорожный взять для примера. А вспомнить Зеленоградск 10 лет назад и сравнить с тем, что сейчас, – это два разных города! – комментирует министр по культуре и туризму Андрей Ермак. Он тоже поехал в Краснолесье, чтобы оценить его возможности и перспективы.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК И ТУРИЗМ

Пока же основной акцент власти делают на экскурсиях. Задумка такая: люди из Калининграда могут приезжать на поезде и выбирать маршруты. Как пояснил министр Андрей Ермак, это может быть пешеходная экскурсия с рюкзаками и привалами (однодневная или двухдневная), велоэкскурсия (по Виштынецкой возвышенности или до Чистых Прудов, к музею Донелайтиса и кирхе, с которой видно всю округу с озерами и аистиными гнездами) или экскурсия на джипах. Такие варианты предлагают предприниматели: обещают и развлечь, и накормить. Впрочем, вы можете и самостоятельно спланировать свой маршрут, не надеясь на помощь профессионалов.

.

.

Фото: Александр Подгорчук

Как посоветовали в туристском информационном центре Калининградской области, в этом случае начинать в Краснолесье лучше с музея. Во-первых, там все расскажут; во-вторых, посоветуют, куда отправиться: хоть до Токаревского моста, хоть к памятным камням об охоте императора, хоть в Гусев.

Виштынецкий экомузей и правда хороший – директор Алексей Соколов с любовью рассказывает об истории Роминты и экспонатах, показывает огромные рога оленей и лосей.

- Краснолесье – это уникальное место, которое должен посетить каждый калининградец и – как максимум – каждый турист, который приезжает в Калининградскую область. Мы ориентированы на возвратных туристов, а их достаточно большое количество, – сказала руководитель туристского информационного центра Галина Офицерова.

- Если мы увидим, что поезд востребован, то в Краснолесье все появятся: и кемпинги, и глэмпинги, - сказал министр Андрей Ермак.

Но как такие амбициозные планы и желание видеть в Краснолесье толпы туристов вяжутся с недавним федеральным решением о создании нацпарка «Виштынецкий»? Соответствующее постановление подписал накануне премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Министр Андрей Ермак уверен, что создание национального парка не повлияет на туристическое развитие района.

Токаревский мост.

Токаревский мост.

Фото: Александр КАТЕРУША

- Подписал премьер-министр постановление или не подписал, мы всегда относились к Краснолесью как к природному парку. То есть это все равно природный парк с определенными ограничениями, с определенными, наоборот, возможностями. И те форматы, о которых я говорю, – велоэкскурсии, пешеходные экскурсии – они вообще не противоречат ничему. Это можно делать в любом месте, это можно делать в национальном парке «Куршская коса», где угодно. Акцент – на активном отдыхе на природе Он будет соответствовать и статусу национального парка, и статусу природного парка.

ВЕЛОСИПЕДЫ: ДА ИЛИ НЕТ

По словам министра по туризму, новый маршрут в Краснолесье рассматривают даже не с точки зрения интереса туристов, а с точки зрения самих калининградцев, которым захочется поехать на этом поезде. Рассчитывают, что этот марширует будет интересен велосипедистам. А вот тут возникает вопрос. Если ехать в Краснолесье без велосипеда, то на месте нужен прокат, которого пока нет. Пешком по Роминте особо не походишь – до Чистых Прудов, например, больше 8 км. Если же ехать из Калининграда со своим велосипедом… то для этого поезд неприспособлен.

Роминтенские просторы.

Роминтенские просторы.

Фото: Александр КАТЕРУША

- Мы обсуждали, можно ли сделать в вагонах парковку для велосипедов. Коллеги работают над тем, чтобы продавать билеты по местам, чтобы была возможность в некоторых вагонах сделать такую парковку, - Андрей Ермак поясняет, что есть поезд либо вообще без парковки, либо с парковкой для восьми велосипедов, чего явно недостаточно. – А вот какой-то платформы или багажного вагона чисто под велосипеды для рельсобуса нет. Так что это нюансы, которые мы будем дорабатывать. Для этого мы и сделали тестовый выезд.

Запустить продажу билетов обещают уже на следующей неделе. Информация появится на официальном сайте Калининградской пригородной пассажирской компании.

Поезд будет курсировать с 1 мая по 30 сентября включительно по выходным и праздничным дням. Время отправления с Южного вокзала – 9:55, прибытие в Краснолесье – в 12:36. В обратном направлении поезд отправляется в 18:36 и прибывает в Калининград в 21:08. По пути предусмотрены остановки в Черняховске, Гусеве и Нестерове.