Премия Рунета-2020
Калининград
+6°
Boom metrics
Авто14 февраля 2014 15:31

В Калининграде сворачивается торговля старыми иномарками

Перегонщики уходят из бизнеса, а покупателя все больше предпочитают новые авто

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Минувший 2013 год в нашей стране завершился на минорной ноте - общие продажи новых автомобилей упали на 5 процентов. Зато на рынке поддержанных авто, по наблюдениям экспертов, был рост, хотя и точных цифр ни у кого пока нет.

Как ни странно, но Калининградская область, которая остается одной из самых моторизованных в стране, оказалась едва ли ни белой вороной. Интерес к машинам с пробегом у нас заметно снизился, а новые авто как раз стали нарасхват

Б/У НЕ ПРЕДЛАГАТЬ?

О застое на рынке подержанных авто мы рассказывали еще в августе (читайте на сайте kp.ru). Тогда перегонщики со стажем жаловались нам, что порой не могут продать пяти-семилетние машины по нескольку месяцев. Может, народ предпочел заказывать подержанные авто за границей?

Мы разыскали перегонщика по имени Роман, который как раз специализируется на машинах из Германии. Он сам калининградец, но сегодня практически безвылазно находится в Бремене.

- Рынок сузился с мощного потока до, так скажем, ручейка, - подтвердил он. - Покупают машины дешевые - до объема мотора 1.5 куб.см. 2009-2010 годов выпуска. Либо машины дорогого сегмента - Мерседес S350cdi, BMW 3.0d. Средний класс - это покупка Mercedes E200, E220cd, BMW520. Поиск машины обычно занимает, если простой вариант без особых запросов, 3-10 дней. А если дорогая машина и клиент хочет непременно набор нужных ему опций, то процесс может растянуться до 1-3 месяцев. Богатые клиенты обычно не торопятся.

По словам Романа, в 50-60% случаев машины привозятся в нашу область под конкретного клиента и только остальные уходят в свободную продажу.

- Нет покупательской способности у населения и вдобавок куча других факторов, один из них курс евро к рублю! Все кто со мной начинал заниматься этим бизнесом 15-10 лет назад уже давно соскочили с него - мало зарабатывать стали, а сложностей на границе, мягко скажем, прибавилось, - сетует он.

Марочная структура вторичного рынка Калининграда по-прежнему значительно отличается от «среднестатистической». Четыре из пятерки лидеров – немецкие марки. По данным агентства «Автостат», на первом месте расположился Mercedes-Benz, второе и третье – у марок Volkswagen и Audi (которые занимают аналогичные позиции еще в Курске, Смоленске и Пензе). Еще одна немецкая марка – BMW оказалась в «пятерке» лишь в Калининграде – в остальных городах предпочтения отданы другим маркам.

КРЕДИТЫ ПОМОГЛИ

Пока перегонщики жалуются на трудные времена, в автосалонах, напротив, жизнь бьет ключом. Коллеги из издания «АвтоБизнесРевю» выяснили, что в прошлом году Калининград вошел в первую пятерку по динамики продаж именно новых авто. Кроме нас, столь же завидную активность проявили покупатели Набережных Челнов, Сыктывкара, Ульяновска и Смоленска. Во всех перечисленных городах наблюдалось планомерное увеличение спроса в осенние месяцы, а декабрь стал самым успешным в продажах, по некоторым брендам – с рекордными показателями роста в два раза и более.

- Калининград всегда немного отличался от остальной России, - прокомментировал нам ситуацию Вадим Снегирев, владелец автосалонов KIA и Skoda в Калининграде. - Бывает, что падение, которое происходит в целом по стране, мы «догоняем» чуть позже. В этот раз снова свою роль сыграла программа по льготному автокредитованию. В прошлый кризис 2008-2009 годов именно она во многом вытащила продажи новых автомобилей. В 2013 году интерес наших клиентов к этому продукту также был стабильным.

Подтверждают высокий спрос на автокредиты и в калининградских банках. Как сообщили «Комсомолке» источники в кредитных учреждениях, сегодня до 60% всех новых автомобилей в салонах Калининграда приобретаются в кредит.

- Средняя сумма кредита - 480 тысяч рублей, - уточнил наш собеседник. - Население области постепенно переориентируется на новые автомобили. В том числе из-за этого количество автокредитов на подержанные машины за последние годы существенно сократилось. Поскольку это залоговые кредиты, ставка по ним заметно ниже, чем у потребительских, которые часто использовались при покупке машин с пробегом.

По статистике банков, калининградцы чаще всего оформляют кредиты на покупку моделей Hyundai, Skoda и Opel. Суммарный объем продаж новых автомобилей в нашем городе оценивается экспертами на уровне 7000 единиц в год.

ВОЙНА МИРОВ

В том, что рынок подержанных машин в 2014 году должен заметно оживиться и дать бой автосалонам, уверен директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.

- В бюджетном сегменте сейчас идет частичное замещение продаж новых машин подержанными. Парк подержанных иномарок в хорошем состоянии растет из года в год, и эти машины, попадая на вторичку, являются сильными конкурентами при выборе. Этот процесс будет только нарастать.

По прогнозам аналитиков, вернуть покупателя на рынок б/у может и прогнозируемое увеличение цены на новые авто.

- Вместе с повышением ценников в автосалонах, рынок начнет остывать, поэтому общие результаты года по объемам продаж на российском авторынке окажутся ниже показателей минувшего года на 4-5 процентов, - уверен Целиков. - И даже если рубль отыграет свои позиции, на снижение кредитных ставок банки вряд ли пойдут. По статистике, большинство покупателей, пользующихся заемными средствами, вносят первоначальный взнос за автомобиль в размере 50-70%, что, как считают банкиры, очень много. А сам кредит берется на три года, что очень мало.

Тем временем, средневзвешенные цены на нашем уже приближаются к европейскому уровню. Связывают это как с изменением структуры рынка, так и с ростом стоимости самих автомобилей. Каждое новое поколение моделей становится «лучше и дороже».

По итогам 2013 года средняя цена нового легкового автомобиля в России составила 28 340 долларов США. Самой дорогой машиной по итогам года стал Mercedes-Benz (103 250 долларов), а минимальная цена оказалась у Daewoo (10 340 долларов).

ЯПОНСКИЙ ПРАЗДНИК

Отчасти прогнозы пессимистов уже начали сбываться: продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в январе снизились еще на 6%.

- Результаты оказалась хуже, чем надеялись многие из нас, - признал глава Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. - С другой стороны, это не должно было бы быть таким уж сюрпризом, если оглянуться на успешный декабрь, который оттянул на себя продажи последующего периода за счет окончания государственной программы поддержки розничного кредитования. Обычно продажи января не бывают высокими, поэтому полученный результат не является поводом для тревоги. Февраль даст лучший ответ на вопрос, в каком направлении движется рынок в этом году. У нас есть основания придерживаться в короткой перспективе ожиданий на стабилизацию рынка.

На старте 2014 года ушли «в минус» практически все европейские автобренды. Volkswagen потерял 14%, Opel - 18%, Peugeot - 21%. Среди производителей Старого Света смогли нарастить объемы только Skoda (+ 3%), Citroen (+ 9%) и BMW (+17%). Лидером в росте стал Mercedes, которому удалось поднять число проданных авто на 42%.

- Мы имеем дело с тенденцией, когда покупатели массовых брендов потихоньку перетекают в премиум-сегмент, - объяснил порталу AutoNews.ru Ян Мадея, генеральный директор Mercedes-Benz в России. - Речь идет о среднем классе, который в социальном плане растет. Особенность нашего сегмента в том, что мы сами создаем этот рынок нашими новыми продуктами, которые ориентированы на текущую ситуацию, мы его создали фактически для себя.

- Премиум-бренды традиционно менее зависимы от поведения рынка. Сегмент растет быстрее еще и потому, что срок владения автомобилем составляет порядка 3 лет, что значительно меньше, чем в целом по парку, а, значит, автовладельцы чаще совершают новую покупку, - добавил директор «Автостата» Сергей Целиков.

В массовом сегменте интерес отечественных покупателей заметно переметнулся к японским производителям. За исключением Suzuki, Lexus и Infiniti остальные бренды - в жирном «плюсе». Корейцы KIA и Hyundai - остались при своих.

Китайские автобренды по-прежнему продолжают расти - в среднем на 20%. Как правило, они пытаются навязать конкуренцию в категории недорогих иномарок и кроссоверов, и, очевидно, пока это им удается.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

СРАВНИМ?

Самые продаваемые модели в январе в России (шт.)