Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Общество27 февраля 2015 22:00

Пока Красная Армия освобождала Польшу, местное подполье стреляло ей в спину

Росархив рассекретил очередную порцию документов об антисоветских организациях в годы Второй мировой войны

В пятницу на сайте Росархива появились документы, которые до недавнего времени имели грифы «совершенно секретно» и не были доступны историкам и обычным людям. Но совершенно однозначно можно сказать, что они не придутся по вкусу тем, кто занимается переписыванием истории Второй мировой войны, превращая коллаборационистов и гитлеровских приспешников в «борцов за свободу и независимость». Мифы о них развенчивают эти документы, которые вскоре станут частью многотомного сборника документов на тему «СССР и польское военно-политическое подполье. Апрель 1943 - декабрь 1945 гг.», подготовкой которого к выходу сейчас заняты специалисты Федерального архивного агентства России.

В современной Польше молодежь учат патриотизму на примере Армии Крайовой. Фото: EAST NEWS

В современной Польше молодежь учат патриотизму на примере Армии Крайовой. Фото: EAST NEWS

«ГЕРОИ» ВЧЕРАШНИХ ДНЕЙ

Все прекрасно видят, что героизация антисоветского подполья полным ходом идет сейчас на Украине. Но пример соседней Польши показывает, что там происходят точно такие же действия по деформированию истории. И инициатива тут идет также из самых верхних эшелонов власти.

Еще в 2009 году тогдашний глава Польши Лех Качиньский внес в сейм законопроект об увековечивании памяти участников вооруженного антикоммунистического подполья. А подписал этот закон (его еще называют законом о дне памяти «проклятых солдат») уже нынешний президент Польской Республики Бронислав Коморовский. И каждый год 1 марта Польша отмечает государственный день памяти тех, кто с оружием в руках или еще как-то противостоял Красной Армии и народной власти.

О ком речь? В первую очередь о подразделениях Армии Крайовой (АК), Народовых сил збройных (НСЗ) и «Вольности и неподлеглости» (ВиН), образованной на месте разгромленной АК. Наиболее противоречива здесь, конечно, АК. Армия Крайова подчинялась правительству Польши в изгнании, которое обосновалось в Лондоне, и вела борьбу против немецкой армии из подполья с того момента, когда немцы разгромили и оккупировали страну. АК была грозной силой, к 1944-му в ее рядах насчитывалось от 200 до 350 тысяч бойцов. При этом в ее ряды входили люди самого разного социального происхождения, достатка и убеждений. Для них не существовало разницы между нацистами и коммунистическими идеями, а потому, когда советские войска перешли границу и начали освобождать Европу, подразделения АК стали проводить диверсии в прифронтовой зоне Красной Армии и на освобожденных территориях.

А вот Народове силы збройне пошли еще дальше и даже официально допускали ради «борьбы с Советами» сотрудничество и союз с немецкими оккупантами. Крайние националисты из НСЗ в равной степени были готовы физически истреблять евреев, украинцев и коммунистов, чем и занимались при первой возможности. Документы, которые сейчас рассекретили, свидетельствуют, что советских солдат и офицеров брали в плен, пытали, казнили и делали это польские антисоветские партизаны с ведома, если не по прямому поручению польского правительства в Лондоне, которое полностью зависело от кабинета министров Британии во главе с премьером Уинстоном Черчиллем.

Командование Красной Армии предложило отрядам АК либо вступать в ряды Войска Польского (в частности, 1-й Польской армии), либо разоружаться. Но большая часть подразделений АК это предложение проигнорировала. Терпеть такое положение дел дальше не имело смысла.

НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

Что можно противопоставить попыткам героизировать антисоветское подполье? Самое лучшее - документы. Что и делает сейчас Росархив.

Проблема оказалась настолько серьезной, что ее даже обсуждали в феврале 1945-го на встрече в Ялте лидеры «большой тройки» - Сталин, Рузвельт и Черчилль. Иосиф Виссарионович, как следует из опубликованных документов, поставил перед союзниками вопрос - надо обезопасить тылы Красной Армии на территории Польши.

Самое интересное, что с правом СССР навести порядок в тылу Красной Армии согласился не только Рузвельт, но и Черчилль. Опубликованные документы говорят, что оба этих лидера признали за СССР право на пресечение враждебных действий польского подполья в отношении советских военнослужащих. Сталин в Ялте привел конкретные цифры и потребовал от союзников определиться: «Мы не можем мириться с тем, что поощряемые польскими эмигрантами террористы убивают наших людей в Польше, ведут преступную борьбу против советских войск, освобождающих Польшу. В этих людях мы видим союзников нашего общего врага…»

«Британское правительство признает, что нападения на Красную Армию недопустимы», - был вынужден выдавить из себя Черчилль, которого польские националисты считали своим главным союзником.

«Ваша армия, продвигающаяся к Берлину, должна иметь обеспеченный тыл. Вы не можете и мы не должны терпеть какое-либо временное правительство, которое будет причинять вашим вооруженным силам какие-либо неприятности этого рода», - поддержал Сталина Рузвельт.

Документы из советских архивов убедительно доказывают, что действия АК и НСЗ были направлены не только против Красной Армии, но и вызывали ненужные, зачастую гигантские жертвы среди населения Польши. Так, например, до командиров АК была доведена директива из Лондона о необходимости захватывать города и деревни перед вступлением в них советских частей, чтобы встречать Красную Армию как представители независимой польской власти. Знаменитое Варшавское восстание было, как оказалось, одной из таких попыток «опередить» Красную Армию и обошлось польскому народу в сотни тысяч жизней.

Но, что характерно, даже после того как Черчилль согласился с необходимостью зачистки тылов Красной Армии, эмигрантское правительство Польши в Лондоне не изменило ни риторики, ни своей политики. И фактически обрекло отряды АК на уничтожение, требуя от них уничтожения «большевиков где попало и как попало». Уже после завершения войны в Европе летом 1945-го отряды и группы АК продолжали получать из Лондона и распространять на территории Польши, Белоруссии и Литвы листовки, в которых говорилось: «Убивайте большевиков в каждом месте, в городе и деревне. Любой способ убийства большевиков будет правильным…»

Можно сочинять какие угодно красивые легенды. Тешить свое национальное самосознание. Кому угодно - русским, немцам, французам, украинцам. Но все эти сказки рассыпаются как карточный домик при первом же столкновении с фактами. Особенно - подтвержденными документально.