Премия Рунета-2020
Калининград
+5°
Boom metrics
Общество28 апреля 2015 8:55

Авиамеханик Григорий Мартыновский: Чтобы самолеты вылетали на Кенигсберг, перепаханное поле превратили в аэродром

«Комсомолка» продолжает серию публикаций «Герои штурма Кенигсберга». Мы рассказываем о советских бойцах, которые приближали Великую Победу
Григорий Васильевич участвовал в Финской и Великой Отечественной войне. Скоро он отметит 95-летие.

Григорий Васильевич участвовал в Финской и Великой Отечественной войне. Скоро он отметит 95-летие.

Фото: Александр КАТЕРУША

Всем ветеранам мы задаем три вопроса: об их довоенной и мирной послевоенной жизни и просим вспомнить яркие эпизоды из жизни фронтовой. Наш сегодняшний выпуск посвящен участнику Финской и Великой Отечественной войны, участнику штурма Кенигсберга, умельцу-авиамеханику Григорию Васильевичу Мартыновскому, которому пошел 95-й год. Он служил механиком в 21-м Краснознаменном ордена Суворова истребительном авиационном полку, которому потом еще присвоили имя «Кенигсбергский».

ЛОВИЛ СНАЙПЕРА-КУКУШКУ

- Я родился в деревне Гарино Пермской области в семье крестьянина. У нас в семье было 8 детей. Мой дядя и отец воевали в Первую мировую войну. Папа был награжден «Георгием» третьей и второй степени. Я же рос спортивным мальчиком. Занимался на турнике, играл в футбол. При этом и работал много по хозяйству: навоз возил, жал серпом. После 7 класса я поступил в физкультурный техникум – хотел стать учителем физкультуры, а устроился в детдом воспитателем. А потом подал заявление в Пермское военно-морское училище техников. Я изучал самолеты, в том числе морские бомбардировщики. А в конце ноября 39-го года началась финская война. Нашу роту в январе послали в Ленинград во фронтовые части. Я был вторым механиком на скоростном бомбардировщике. Зима, снегу навалом, 40 градусов мороза, Финский залив замерз. В таких условиях я обслуживал этот самолет, который вылетал на бомбежки линии Маннергейма. В эту войну я обслужил 249 боевых вылетов Як-9 и Як-7. А еще в ту войну я, как отличный лыжник и стрелок, ходил в лес в тыл к финнам на поиски снайпера противника. Их называли кукушками за то, что они маскировались на высоких деревьях. Готовили нас. Научили меня бросать ножи. Выдали унты, штаны, полушубок и все белое: карабин, лыжи и маскхалаты. Интересно, что уже тогда у финских снайперов были специальные комбинезоны с системой подогрева, которая питалась от небольших аккумуляторных батарей. Я тогда очень боялся. Первый раз сходили неудачно, а когда вернулись, руки были обморожены и ноги, я сильно простыл. Когда лежал в госпитале, мне сообщили, что ребята поймали двух снайперов-кукушек.

СБРАСЫВАЛИ БОМБЫ И ЛИСТОВКИ

- После снятия блокады Ленинграда была Литва, где меня ранило в плечо. И в Великую Отечественную я продолжил обслуживать самолеты. Меня называли природным технарем. Я знал, как отрегулировать карбюраторы, самолеты знал до мелочей…

Григорий в феврале 1941 года. Он - курсант военно-морского технического училища

Григорий в феврале 1941 года. Он - курсант военно-морского технического училища

Фото: из архива героя публикации

…За короткое время инженерные войска выровняли большое поле и засыпали его соломой, а сверху уложили еловые ветки. Уже на них уложили металлическую полосу, которую поставили нам американцы. Сделали такой небольшой аэродром. Туда и перелетели наши первые истребители и бомбардировщики, минно-торпедный полк Борзова. Было это в районе разбитых поселков Аглонен и Грабштейн в Восточной Пруссии. Оттуда самолеты вылетали на Кенигсберг. Один раз утром бомбардировщики парами оттуда взлетели и совершили налет на Балтийскую косу. Наши летчики вылетали на нынешний Пионерский, Чкаловск, Храброво. В последние дни апреля погибли два наших самолета – были подбиты. Летчики не стали прыгать с парашютами, а врезались в корабли противника, которые отходили от Пиллау. Еще наши самолеты сбрасывали на Восточную Пруссию листовки на немецком языке за подписью маршала Василевского. Одна такая листовка сохранилась у меня до сегодняшнего дня…

…Разрушенный Кенигсберг я увидел уже после штурма. Еще были не убраны трупы гитлеровцев. Помню, как по городу проезжал танк с волокушами. Так улицы чистили от завалов, от битого кирпича. Я был тогда не один, а с Ваней Барашковым – это наш сын полка. Он был на моем попечении. Вместе с ним мы зашли в парикмахерскую. Было это на острове, недалеко от нынешнего Крестовоздвиженского собора. Зеркала все были побиты пулями, а дальше – дверь. Мы ее открыли, а там лежали убитые люди. Мы быстренько оттуда ушли. Потом зашли в один магазин. Там – коробочки, баночки. Я одну открыл, а это клей. Я еще шинель испачкал. Клей мы тогда взяли – я после войны им клеил велосипедные шины и волейбольные мячи.

Листовка за подписью маршала Василевского, которую фронтовик сохранил на память. Такие сбрасывали на города Восточной пруссии.

Листовка за подписью маршала Василевского, которую фронтовик сохранил на память. Такие сбрасывали на города Восточной пруссии.

Фото: из архива героя публикации

ПОСТАВИЛ МИРОВОЙ РЕКОРД

- Прослужил я в армии до 1961 года. Потом пошел в рыбную промышленность – был первым помощником капитана. В море ходил… А однажды мой экипаж поставил мировой рекорд по вылову рыбы. 11 месяцев были в океане и даже не видели землю – ловили рыбу! Поймали 127 тысяч центнеров скумбрии и ставриды. В рыбной промышленности я отработал 35 лет. А после этого 5 лет в Калининграде работал в милиции контролером на главной базе автодора области. В конце улицы Борзова были склады, и я их охранял. Попал туда случайно – согласился поработать месяц, а остался надолго. Завел там пять собак, с ними и служил.