Премия Рунета-2020
Калининград
+1°
Boom metrics
Общество6 мая 2016 16:45

Как поляки учили калининградцев сохранять придорожные деревья

В Польше прошел трехдневный семинар, за время которого калининградские дорожники научились любить аллеи
Эколог Эва Романов-Пенкал показывает калининградцам, как определять болезни деревьев

Эколог Эва Романов-Пенкал показывает калининградцам, как определять болезни деревьев

Фото: Иван МАРКОВ

О том, что деревья, растущие вдоль дорог в Калининградской области, являются ценностью и визитной карточкой региона, привлекающей туристов, всерьез начали говорить только пару лет назад. И вот в конце апреля был сделан первый шаг к сохранению аллей – калининградских дорожников повезли в Польшу экологи из организации "Экозащита", а также из группы "Аллеи Калининградской области" на трехдневный семинар, на котором уже польские дорожники доказывали, что деревья пилить нужно не всегда, и что их иногда (а лучше даже регулярно) надо высаживать.

День первый. «Деревья пилить не дам!»

Кроме дорожников в путь отправились представители нескольких муниципалитетов. В итоге, в один микроавтобус поместились чиновники от Гурьевска до Гусева. Правда, еще на старте стало понятно, что команда будет меньше запланированной: «отвалилось» несколько человек, включая и.о. главы администрации Приморья Наталью Добрую. Добрая позвонила сама, сообщила, что выехала на личном автомобиле, но пропала, не доехав до места. Вероятно, она решила дальше первой «Бедронки» не двигаться.

Образовательный визит начался с маленького поселка Беново гмины Рыево, где местный глава Славомир Слупчинский прочитал лекцию о важности деревьев. Надо сказать, от калининградского чиновника таких слов точно не услышишь, поэтому участники выезда от слов поляка сперва насторожились, а потом принялись задавать вопросы.

Первые споры между дорожниками начались за чаем после лекции. Один из главных скептиков поездки, директор ДЭП №2 Григорий Шупенич, провоцировал коллег на горячую дискуссию.

- Я бы все деревья с дорог убрал, их там быть не должно! Правда, есть у меня на участке одна аллея, которую бы я сохранил, та, что в Железнодорожный ведет, ее длина километров 15, наверное, - заговорил Шупенич. – Я уже давно говорил, что пока сижу на этой должностью, мою аллею пилить не дам.

Долина Вислы, где проходила международная встреча

Долина Вислы, где проходила международная встреча

Фото: Иван МАРКОВ

- Все-таки высаживать деревья надо, - возразил начальник «Славского Райавтодора» Александр Оноприенко. – Не мы сажали, не нам и рубить.

Услышав, что в лагере дорожников уже появились первые сомнения, экологи начали переглядываться и тоже вступили в разговор. Перепалки не случилось, так как координатор польской «Экоинициативы» Эва Романов-Пенкал предложила перейти к практическим занятиям на природе.

Остаток дня делегацию из Калининградской области возили по аллеям долины Вислы, показывая как удачные примеры восстановления придорожных деревьев, так и провалы польских дорожников.

- У нас нет задачи показать, как у нас все хорошо, - говорила по-русски Эва Романов-Пенкал. – Мы знаем, что проблемы в нашем воеводстве и в Калининградской области очень похожи, а у природы границ нет, поэтому спасать зеленые зоны нужно и у вас, и у нас.

- А вот я бы эти деревья вообще спилил, - указал в сторону лип с засохшими ветвями ведущий инженер отдела эксплуатации, содержания и ремонта дорог Алексей Тройнин.

Услышав это, польский эколог достала увеличительное стекло и попросила всех подойти к деревьям. Тут она указала на лишайники, растущие на стволах.

- У нас эти лишайники являются особо охраняемыми, поэтому даже погибающие деревья с ними у нас сложно спилить, - говорит Романов-Пенкал.

Владелец питомника «Отлава» Марек Кутяк демонстрирует, как должен выглядеть саженец

Владелец питомника «Отлава» Марек Кутяк демонстрирует, как должен выглядеть саженец

Фото: Иван МАРКОВ

Дорожники таращат глаза и начинают шушукаться между собой, время от времени посмеиваясь.

Когда начались первые разговоры о высадках деревьев, начальник управления по имуществу и земельным отношениям Дмитрий Зубань вслух произнес то, что было на уме у всех представителей калининградской группы.

- Думаю, если у лесников рассады попросить, можно почти бесплатно деревья высаживать, - с гордостью озвучил свою идею Зубань.

Представитель калининградской «Экозащиты» Александра Королева и Эва Романов-Пенкал переглянулись между собой и только сказали, что в питомнике сейчас все расскажут.

Автобус действительно направился в питомник «Отлава», гигантские размеры которого поражали. Эва и Марек Кутяк, владельцы этого огромного куска земли, засаженного сотнями сортов деревьев и кустарников, рассказали, что их участок граничит с лесничеством, поэтому напоминает то ли лес, то ли парк. Так как главный вопрос калининградцев касался подготовки саженцев для аллей, группу повели сначала к гаражу, у которого стояла чудо-техника для пересадки деревьев, а потом на «грядки» где росли трехметровые рябины с тонкими, стволами.

- Если вы думаете, что можно высаживать вдоль дороги любое дерево, то вы ошибаетесь, - заговорил Марек Кутяк. – Сначала его несколько лет нужно обрабатывать и постоянно пересаживать, подготавливая корневую систему. Дерево всегда растет от макушки, поэтому те нижние ветви, которые вы видите, выше уже не поднимутся – их нужно обрезать, поднимая крону. Если это сделать поздно, ствол начнет гнить, появится дупло, а если рано, то дерево легко переживет стресс.

Экологи из Калининграда тут же вспомнили, как пару недель назад в поселке Малое Луговое по инициативе правительства области прошла первая высадка аллеи в регионе. Деревья были похожи на растения, выкопанные в ближайшей придорожной канаве.

День второй. «Скорость ограничить, деревья оградить»

Второй день выдался самым насыщенным. С утра группу повезли в офис «Экоинициативы», куда, кроме экологов, чьи интересы и так понятны, приехал замдиректора управления дорог воеводских в Гданьске Влодзимеж Кубяк с двумя сотрудницами, одна из которых отвечала за инвестиции, а вторая за содержание дорог.

Кубяк рассказал, как первое время ему и управлению в целом надоедали экологи со своими деревьями. Но потом до управления все-таки дошло, что деревья – это часть дорожной инфраструктуры, которую необходимо сохранять хотя бы там, где это возможно.

- Нашей главной задачей было – примирить огонь и воду, то есть сохранить аллеи и снизить количество ДТП, - говорил Кубяк. – Но все-таки понятно, что человек въезжает в дерево, а не дерево нападает на человека, поэтому мы пошли все-таки на компромисс. Там, где реконструкция дороги подразумевала расширение, мы оставляли деревья на одной стороне. Кроме того, мы установили отбойники, корректирующие траекторию автомобилей, съезжающих на обочины и попадающих в аварии. Также, мы ограничили скорость автомобильного движения до 50 км/ч на дорогах, где расстояние от обочины до дерева меньше одного метра.

- Да, там, где у нас дороги с низкой интенсивностью движения, мы сохраняем аллеи полностью, - добавляет сотрудница дорожного управления Сильвия Стольц.

Тут у калининградцев возникло куда больше вопросов, тем более, дорожники с дорожниками умеют говорить на одном языке. Во время нового выезда в поля русские и поляки даже начали шутить, что проблемой являются не дураки и дороги, а дураки, которые строят дороги. Посмеявшись, калининградские дорожники снова начали прикидывать, что из аллей в нашей области нужно сохранить в первую очередь. К дубовой аллее, ведущей в Железнодорожный, добавилось еще несколько отрезков исторических дорог.

Староста деревни Елень взял под защиту местную каштановую аллею

Староста деревни Елень взял под защиту местную каштановую аллею

Фото: Иван МАРКОВ

Ближе к вечеру группа по дороге в гостиницу зарулила в небольшую деревеньку Елень, где россиян уже встречал местный староста Тадеуш Нетковский с помощницей Наталкой и кучей местных пацанов. Как оказалось, староста взял под личную охрану каштановую аллею, ведущую в поселок, более того – он даже высадил в замен спиленных или упавших старых деревьев новые.

- Мы тут вместе с ребятами в прошлом году черешни сажали, - хвастается Нетковский.

- Хотим назвать ее аллеей Любви, потому что тут местная молодежь вечерами встречается, - хитро улыбается Наталка. – Развлечений тут немного, поэтому аллея – наша главная достопримечательность, которую все любят и хотят сохранить.

После ужина в Квидзыне калининградские дорожники отправились гулять по городу. Всю дорогу они спорили про аллеи и восстановление исторического наследия. Вернувшись в гостиницу, до двух часов ночи голосили в номерах, доказывая друг другу необходимость высадки или выпиливания деревьев. В спорах добрались до самого главного – никто не хотел брать на себя ответственность за деревья, падающие на дорогу и автомобили. Инциденты с дорогостоящими судебными тяжбами в Калининграде, как выяснилось, уже были.

День третий. Жуки и «Зеленая дорога»

Утро калининградцев началось в гигантском квидзынском замке. Разговоров об истории тут было немного, зато куратор выставки природы Адам Ужвяк притащил с собой несколько коробок с жуками, живущими в дуплах аллейных деревьев.

- Это восковик-отшельник, - повертев в руках коробочку с пришпиленным булавкой насекомым, Ужвяк вручил ее в руки калининградцев. – Это насекомое поедает древесину, зараженную грибком. Дерево дает ему дом, а взамен жук продлевает ему жизнь!

Лекция, во время которой можно было подержать в руках насекомых, затянулась больше чем на час, поэтому дорожники начали ворчать. Ужвяк быстро нашелся и провел группу по старинным коридорам замка, с одном из которых располагалась выставка по истории аллей.

Калининградских дорожников учат ухаживать за высаженными аллеями

Калининградских дорожников учат ухаживать за высаженными аллеями

Фото: Иван МАРКОВ

- Ну вот такие аллеи еще можно сохранять, - ткнул в фотографию грабовой аллеи директор ДЭП №2 Григорий Шупенич. – На мою дубовую похожа. Короче говоря, решено: скорость в моей аллее ограничим и знак поставим специальный.

Решающая встреча состоялась уже вечером. Эва Войцеховска, начальник департамента автомобильных дорог совета региональных дорог в Ольштыне ответила на все вопросы калининградских дорожников, накопившиеся у них за три дня поездки. Оказалось, что проблема с несчастными случаями на дорогах в Польше решается через страховые фирмы, то есть, если дерево в ураган случайно падает на автомобиль, то выплатами дорожное управление уже не занимается – ему достаточно только вовремя застраховаться.

А директор совета региональных дорог в Ольштыне Вальдемар Кроликовский рассказал, что деревья вдоль дорог удается сохранять даже при серьезном снижении финансирования из Европейского Союза.

- 90 миллионов злотых – наш бюджет в этом году, а в 2012-м он был 600 миллионов. Тем не менее, мы продолжаем строить дороги, тротуары, велодорожки и не забываем про аллеи. Однажды мы провели конкурс фотографий под названием «Самая красивая дорога», так вот 99% участников принесли нам фотографии придорожных аллей – это доказательство безусловной ценности ландшафта! – заявил Кроликовский.

Далее Кроликовски рассказал, что по инициативе Эвы Войцеховски в Варминьско-Мазурском воеводстве была принята программа «Зеленая дорога», рассчитанная на 55 лет. За этот срок польские соседи собираются высадить деревья вдоль всех дорог региона.