Премия Рунета-2020
Калининград
+8°
Boom metrics
Политика1 июня 2016 17:11

Военный эксперт: Наращивание сил НАТО в Прибалтике увеличивает опасность военного конфликта

Ученый секретарь БФУ имени Канта ответил на вопросы «КП» об усилении сил НАТО у границ Калининградской области и о том, что Россия готовит в ответ
Учения подразделений Балтийского флота на полигоне "Хмелевка".

Учения подразделений Балтийского флота на полигоне "Хмелевка".

Фото: Александр Подгорчук

Накануне генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил о том, что Североатлантический альянс увеличит расходы на оборону в Европе впервые за 10 лет. Якобы из-за угрозы «российской агрессии». До этого были другие воинственные заявления натовских функционеров. Параллельно такого рода речам идут другие процессы: время от времени над Балтийским морем, вблизи границ Калининградской области появляются самолеты-разведчики НАТО… Словом, напряженность растет. Мы обратились с вопросами, о том, что происходит и почему, к военному эксперту, Ученому секретарю Ученого совета БФУ имени Канта, кандидату географических наук Юрию Звереву.

НАТО хочется «подсмотреть через забор»

- Юрий Михайлович, мы практически каждую неделю слышим об инцидентах в Балтийском море, вблизи побережья Калининградской области. Чаще всего к нам подлетают самолеты-разведчики НАТО, а российские истребители идут на перехват. С чем вы это связываете?

- Собственно говоря, это возвращение к «хорошо забытому старому». В годы «холодной войны» вдоль советских границ постоянно летали самолеты-разведчики стран НАТО. И не только НАТО – интенсивную воздушную разведку около Калининградской области и союзных республик Прибалтики вели и шведы (которые потом делились собранными разведданными с НАТО). Я хорошо это помню, поскольку в первой половине 1980-х годах проходил после университета срочную службу в зенитно-ракетных войсках в Вентспилсе. После распада СССР интенсивность воздушной разведки естественным образом снизилась. Страны Прибалтики вошли в западную сферу влияния, а Россия была слишком слабой, чтобы считаться с ней в военном плане (не считая ядерного арсенала, который, впрочем, тоже сокращался и старел). Нынешняя ситуация интенсификации воздушной разведки, с одной стороны, отражает общее ухудшение отношений России с Западом (и не только из-за последнего кризиса на Украине, разногласия обозначились значительно раньше), с другой – возрождение российских вооруженных сил (появилось что-то новое, за чем хочется «подсмотреть через забор», если данные не удается получить из открытых источников). И, наконец, похоже, что НАТО (прежде всего, США) приступили к разработке или корректировке планов военных действий в Прибалтике (а для этого нужна свежая информация, прежде всего, о дислокации командных центров, сил ПВО и радиотехнических войск, режимах их работы и т.д., и т.п.).

Юрий Зверев.

Юрий Зверев.

Фото: Facebook

- Можно ли каким-то образом сократить число таких опасных инцидентов? Что для этого нужно?

- Теоретически да – если НАТО сократит число своих разведывательных полетов у российских границ. Но, понятно, что Североатлантический Альянс на это не пойдет и какие-либо договоренности по данному вопросу вряд ли достижимы. Российские истребители-перехватчики, сближаясь с иностранными самолетами-разведчиками, выполняют свою работу. В конце концов, когда к нашим границам приближается иностранное воздушное судно с выключенным транспондером, то где гарантия, что это не пассажирский лайнер, захваченный террористами (все мы помним про 11 сентября 2001 года)? Так что остается надеяться на соблюдение действующего межправительственного соглашения с США о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним (в идеале стоило бы заключить подобное соглашение и с НАТО в целом) и на крепость нервов пилотов и той и другой стороны.

Больше денег, больше учений

- Руководство НАТО периодически говорит об усилении присутствия Альянса в Восточной Европе. Что уже сделано в этом плане? Что ожидается и в какой временной перспективе?

- В Восточной Европе в рамках учений НАТО практически все время присутствуют воинские контингенты других стран Альянса, прежде всего, США. Что касается новых баз США и НАТО в Польше и странах Балтии, то в феврале этого года на встрече министров обороны стран НАТО был сделан выбор в пользу постоянной ротации воинских контингентов на уже существующих военных объектах. Новые базы не будут строится (пока?) как из тактических, так и из политических соображений. Так министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен считает, что «сдерживание» России со стороны НАТО – это «не вопрос постоянных военных баз, это вопрос быстрого движения» (smart movement). В НАТО уже созданы «Объединенные оперативные силы очень высокой готовности» (VJTF) численностью около 5 тысяч военнослужащих, которые на ротационной основе размещаются в том числе в Польше и странах Прибалтики. Для подготовки к приему этих сил и координации международных учений 1 сентября 2015 года в восточноевропейских странах-членах Альянса было открыто шесть командных центров НАТО (в том числе в Быдгощи, Вильнюсе, Риге и Таллине). С февраля 2017 года США планируют развернуть в Восточной Европе (где именно пока не уточняется) на ротационной основе (то есть с периодической сменой личного состава) бронетанковую бригадную боевую группу (около 4200 военнослужащих и 250 единиц тяжелой техники). По мнению американцев, постоянная ротация сил якобы не противоречит Основополагающему акту Россия-НАТО 1997 года, в котором Альянс обещал осуществлять свою коллективную оборону не путем дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил. Хотя по факту речь идет о постоянном военном присутствии сил США и других стран НАТО в Польше и странах Прибалтики.

Американские истребители F-22 недавно посетили Литву.

Американские истребители F-22 недавно посетили Литву.

Фото: Википедия

- Насколько серьезно увеличилось финансирование в странах НАТО на «защиту» восточного фланга?

- На саммите в Уэльсе в сентябре 2014 года страны НАТО приняли план действий по повышению боеготовности, в котором подтвердили утвержденную ранее норму, что государства-члены Альянса должны тратить на военные расходы не менее 2 процентов своего валового внутреннего продукта (ВВП). В 2013 году этот норматив выполнили только четыре страны из 28 - США Великобритания, Греция и Эстония. В 2016 году увеличила свои военные расходы с 1,95% до 2% ВВП Польша (с 32 до 33 миллиардов злотых). Но все же основную финансовую нагрузку на военные приготовления в этом регионе несут США. Так, в 2017 году они намерены увеличить расходы на размещение тяжелых вооружений, бронетанковой техники и другого оборудования во входящих в НАТО странах Центральной и Восточной Европы в четыре раза (до более чем 3,4 миллиарда долларов).

- Увеличилось не только финансирование, но и количество военных учений НАТО в Прибалтике и в Восточной Европе. Не так ли? Расскажите о них подробнее.

- С апреля 2014 года под руководством США проводится операция «Атлантическая решимость» (Atlantic Resolve), в рамках которой проводятся военные учения (прежде всего, в Польше, трех странах Прибалтики и в Черноморском регионе). Так, например, 27 мая 2016 года в Литве, Латвии и Эстонии начались крупномасштабные учения НАТО Saber Strike 2016 («Удар меча-2016») – уже пятые по счету из этой серии. В них примут участие около 10 тысяч военнослужащих из 13 государств-членов Альянса и государств- партнеров НАТО. А в Польше 7 июня стартуют учения НАТО Anakonda 2016, которые станут самыми масштабными в польской истории с 1989 года (31 тысяча военнослужащих). И подобные военные маневры проводятся практически круглогодично. В ходе их в Прибалтику уже неоднократно перебрасывалась тяжелая военная техника США, такая как танки «Абрамс», боевые машины пехоты «Брэдли», бронетранспортеры «Страйкер», самоходные гаубицы «Паладин». На аэродромах Эстонии и Литвы побывали с визитами американские истребители «пятого поколения» F-22 «Рэптор», в учениях в Латвии и Эстонии участвовали американские самолеты-штурмовики A-10 «Тандерболт» II, предназначенные для борьбы с танками. Фактически идет освоение будущего театра военных действий, более или менее обозначился состав воинских формирований США и других стран НАТО, которые будут действовать в Польше и Прибалтике в случае войны. При этом наращивание сил США и НАТО в этом регионе происходит под лозунгом «сдерживания российской агрессии в Европе» и увеличивает опасность военного конфликта. А те же страны Прибалтики, которые потенциально могли бы быть зоной контакта и сотрудничества Запада и России, превращаются в передний край новой «холодной войны».

РЛС «Воронеж-ДМ» контролирует воздушное и космическое пространство над всей Европой.

РЛС «Воронеж-ДМ» контролирует воздушное и космическое пространство над всей Европой.

Фото: Александр Подгорчук

О чем лукавит президент Польши

- Будут ли развернуты новые объекты НАТО или новые подразделения в непосредственной близости от Калининградской области?

- На базе Моронг, в 60 километрах от Калининградской области, еще в мае 2010 года была размещена батарея американских зенитно-ракетных комплексов «Пэтриот», предназначенных для перехвата ракет малой дальности. 13 мая этого года в Редзиково (недалеко от Слупска), в 180 километрах от российской границы, началось строительство американской военной базы, на которой в 2018 году будут размещены противоракеты SM-3 Block IIA и около 300 военнослужащих США. Как я уже говорил, в ближайшее время вряд ли стоит ожидать создания постоянных баз НАТО у границ Калининградской области, но на ротационной основе в рамках учений натовские силы будут присутствовать практически постоянно (например, сухопутные войска на бывшем полигоне советских воздушно-десантных войск Рукла и самолеты-истребители НАТО в Зокняе в Литве). Не стоит также забывать, что вооруженные силы Польши и Литвы являются частью сил НАТО. И если литовские вооруженные силы невелики по размерам и не обладают серьезным боевым потенциалом, то Польша держит у границ Калининградской области части и соединения 16-й Поморской механизированной дивизии имени короля Казимежа Ягеллончика со штабом в Эльблонге. В 2015 году было заявлено, что число солдат и боевой техники в этом регионе будет увеличено. В 2014 году бригада дивизии в Бранево уже получила новые польские танки PT-91 Twardy. В артиллерийский полк в Венгожево продолжится поступление самоходных гаубиц Krab с дальностью стрельбы до 40 километров. Там же планируют разместить новые реактивные системы залпового огня HOMAR с дальностью стрельбы до 300 км.

- Какие ответные меры предпринимает Россия? Ожидается ли усиление войсковой группировки в Калининградской области?

- Определенные меры предпринимаются, хотя понятно, что не обо всем говорится (и может быть сказано) в открытой печати. Приведу только несколько широко известных примеров. Так, еще в 2012 году в Калининградской области появились зенитные ракетные комплексы С-400 «Триумф», которые по мнению аналитиков НАТО значительно ограничат возможные действия авиации Альянса не только над самой областью, но и над Польшей, странами Прибалтики и прилегающими акваториями Балтийского моря. А на параде в Калининграде 9 мая этого года впервые был показан зенитный пушечно-ракетный комплекс ближнего действия «Панцирь-С1». Поставлена на боевое дежурство РЛС системы предупреждения о ракетном нападении «Воронеж-ДМ», контролирующая воздушное и космическое пространство над всей Европой (включая Великобританию). Дважды Краснознаменный Балтийский флот получает современные корабли. По словам начальника ракетных войск и артиллерии российских сухопутных войск генерала-майора Михаила Матвеевского, отдельная ракетная бригада, дислоцированная в Калининградской области, до 2018 года будет перевооружена на высокоточные оперативно-тактические комплексы «Искандер-М». В области сформирован 11-й армейский корпус, унаследовавший свой номер от 11-й гвардейской армии, которая брала Кёнигсберг и вплоть до своего расформирования в конце 1990-х годов дислоцировалась на нашей земле. Речь при этом идет не о какой-то «милитаризации» Калининградской области, а о модернизации российской военной группировки и адекватном ответе на существующие и потенциальные угрозы. Президент Польши Анджей Дуда, который недавно назвал Калининградскую область «самой милитаризированной частью Европы», явно лукавит. Ему или, по крайне мере, его генштабистам должно быть известно, что войск и военной техники в области намного меньше, чем это было в годы «холодной войны» и в первой половине 1990-х годов. Цифры эти не являются тайной за семью печатями, их легко найти в Интернете. По справедливости, можно было бы говорить не о «милитаризации», а о «демилитаризации» области до уровня разумной достаточности.

Ракетный комплекс С-400 "Триумф" на параде в Калининграде 9 мая 2016 года.

Ракетный комплекс С-400 "Триумф" на параде в Калининграде 9 мая 2016 года.

Фото: Александр Подгорчук

Конкуренты американцам не нужны

- Сейчас Минобороны России и Пентагон обсуждают варианты совместных боевых действий против террористов ИГ в Сирии. Насколько это соотносится с напряженностью в отношениях, которую мы наблюдаем сегодня в Прибалтике? Вам не кажется это парадоксальным?

- Большого парадокса здесь не вижу. Все же Россия (слава Богу) не воюет с США и НАТО, а уровень противостояния, несмотря на его нарастание, все же ниже, чем это было во времена «холодной войны». Хотя риторика уже начинает напоминать тот период. Но даже в те годы, как отмечает, например, американский профессор Томас Грэм, «мы (США) шли навстречу Советскому Союзу ради собственных стратегических целей». Террористы ИГ угрожают и США, и России. Объединение против общего врага вполне разумно и естественно. Другой вопрос, что партнерство на основе «против кого дружим?», как показал опыт Второй мировой войны, не может быть ни глубоким, ни долгосрочным.

- Какова роль в сложившейся ситуации руководства прибалтийских республик и Польши? Кажется, это именно прибалты подталкивают НАТО к усилению вдоль российских границ.

- Насчет прибалтов – не уверен. Не думаю, что правящие элиты этих государств располагают такой властью и влиянием, чтобы серьезно влиять на политику США и НАТО. Раздающиеся оттуда утверждения, что Россия-де стремиться захватить страны Прибалтики (кстати, для чего это России - так никто до сих пор и не удосужился объяснить) – скорее предлог, чем причина наращивания сил США и НАТО в регионе. Польша же в данной ситуации, как мне представляется, хочет, с одной стороны, усилить свою роль в НАТО и, с другой стороны, укрепить свои отношения с США, получив в итоге как политические, так и вполне материальные дивиденды. Со своей стороны, США рассматривают Польшу как один из своих главных плацдармов (не только и не сколько военных) в Европе. Как писал известный американский геополитик Джордж Фридман: «Польша – именно та кость, которая исторически торчит в глотке и у Германии, и у России, и Америка заинтересована в том, чтобы Польша и в дальнейшем прочно занимала это положение… Польша должна оставаться угрозой для обеих этих стран, поскольку США не могут допустить, чтобы какая-то из них чувствовала в себя в надежной безопасности». Такая политика направлена на срыв российско-европейского (прежде всего, российско-германского) сближения, поскольку объединение Европы и России, по мнению Фридмана, «…создаст общность, население, технологический и промышленный потенциал и природные ресурсы которой будут по меньшей мере равны соответствующим показателям Америки и, по всей вероятности, превзойдут потенциал США». А конкуренты на мировой геополитической арене США не нужны.

- Насколько возможно сегодня возвращение к полноценной работе Совета Россия-НАТО?

- Сегодня возвращение именно к полноценной работе Совета Россия-НАТО представляется маловероятным. Слишком много остается нерешенных вопросов и противоречий, недоверия и недопонимания между сторонами. В тоже время Совет Россия-НАТО представляется одной из площадок для диалога, который (при условии, что он будет откровенным и равноправным) мог бы помочь эти противоречия хоть как-то разрешить. Как говорится, «когда дипломаты смолкают, говорят пушки». Чего бы очень не хотелось.