Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды30 июня 2016 17:59

Тираны и ветераны: ММКФ завершился очередной победой иранского кино

Режиссер Реза Миркарими уже выигрывал награду восемь лет назад
Кадр из картины "Дочь" Реза Миркарими

Кадр из картины "Дочь" Реза Миркарими

Иранский режиссер Реза Миркарими уже выигрывал на ММКФ - восемь лет назад здесь побеждала его лента «Проще простого». Новая «Дочь» - тоже довольно простая история о молодой девушке Сетарех, которая осмелилась перечить типичному восточному тирану-отцу и сбежала от него в Тегеран к подруге, собравшейся навсегда покинуть страну авторитарных мужчин и закутанных в платки женщин. Отец нарочно отправился в Тегеран, чтобы дать дочери по морде. Та при всей своей пришибленности не смогла этого перенести и исчезла в неизвестном направлении. Хотя потом снова нашлась - с этого момента фильм взял сентиментальную ноту: все-таки отец, все-таки семья. Исполнитель роли страдающего тирана Фархад Аслани заработал «Серебряного Георгия» за мужскую роль. Симметричный женский приз отошел молодой филиппинке Тересе Мальвар за «Пелену» Ралстона Джовера – в меру трогательное повествование о несчастных бездомных детях.

Датчанка Пук Грастен удостоилась приза за лучшую режиссуру за фильм «37», основанный на реальных событий: в 1964 году в неблагополучном на ту пору нью-йорском районе Квинс была изнасилована и убита девушка, 37 жителей многоквартирного дома видели преступление из своих окон, но никто не только не вмешался, но даже не позвонил в полицию. Фильм оттолкнулся от этой возмутительной истории достаточно далеко - преступление показано мельком, автор сконцентрирован на нюансах не очень интересного существовании трех семей, занятых своей растительной жизнью до такой степени, что им ни до чего больше нет дела. Выведенные в качестве насекомых герои способны только раздражать, даже презирать их за бездействие никак невозможно. Впрочем, и лучший режиссер ММКФ, одержимая стробоскопическим эффектом, относится к этой душераздирающей истории почти с тем же равнодушием – зрительского подключения не возникает.

Кадр из фильма "37".

Кадр из фильма "37".

Единственный российский фильм в конкурсе – «Монах и бес» - остался неотмеченным, хотя тоже сработан ветеранами ММКФ: режиссер Николай Досталь некогда выигрывал фестиваль со своим «Петей по дороге в царствие небесное», а сценарист Юрий Арабов регулярно поставляет к его двору свои сочинения - только в последние годы в конкурсе побывали «Орлеан» и «Орда» Андрея Прошкина и «Чудо» Прошкина Александра. Новый фильм вновь повествует о мучениях и борениях православной души, обуреваемой различными искушениями, но способной на чудеса и героическую смерть. Главный герой, монах (Тимофей Трибунцев) одержим бесом, делающим его проворным, непобедимым и вполне сказочным персонажем, способным выполнить любое невыполнимое поручение игумена. Наблюдать за динамикой душевных метаморфоз раздираемого страстями монаха интересно ровно до той поры, пока гнездившийся в нем демон ни воплощается в виде отдельной человеческой сущности. Внутренний конфликт оказывается намного интереснее внешнего, хотя последний и сопровождается полетами в Иерусалим и прочими невероятными приключениями.

«Монах и бес» стал единственной российской картиной в основном конкурсе ММКФ.

«Монах и бес» стал единственной российской картиной в основном конкурсе ММКФ.