Премия Рунета-2020
Калининград
+6°
Boom metrics
Общество27 июля 2016 15:15

Полный развал: Еще 8 исторических зданий, которые калининградцы потеряли в этом году

«Комсомолка» провела ревизию по горячим следам исчезнувшего наследия
Калининградцы ежегодно наблюдают разрушение архитектурного наследия. На фото кирха Гросс Энгелау XVI века, которая расположена на военном полигоне.

Калининградцы ежегодно наблюдают разрушение архитектурного наследия. На фото кирха Гросс Энгелау XVI века, которая расположена на военном полигоне.

Фото: Николай Троневский

Буквально за год Калининградская область потеряла огромную часть старинной архитектуры, уцелевшей после бомбежек Второй Мировой войны и после лихих 90-х. Мы собрали только малую часть того, что сегодня уничтожено застройщиками или нерадивыми собственниками. Более того, процесс разрушения архитектурного наследия не останавливается ни на секунду, и мы уверены, что прямо сейчас сразу несколько отрядов разнорабочих в разных уголках нашего региона разбирают очередное строение и чистят от цемента красный кирпич, укладывая его в штабеля для последующей продажи.

На окраине Калининграда, в поселке Шоссейное, буквально в нескольких десятках метров от улицы Суворова уничтожили главную достопримечательность микрорайона - усадьбу немецкой постройки. Господский дом в бывшем поселке Кальген не был включен в список объектов культурного наследия и еще до конца прошлой недели находился в приличном состоянии. Сначала усадьбу обнесли строительным забором, потом сняли шиферную крышу, а затем рабочие принялись разбирать стены.

Усадьбу построили в XIX веке в стиле псевдоготика. Владельцем на 1912 год являлся Карл Заксен, и до конца Второй Мировой войны имение принадлежало его семье. В первые послевоенные годы подвальные помещения использовались как сепараторная, там производили сыр, масло и творог. На первом этаже был клуб и контора совхоза № 51. На втором этаже вплоть до начала шестидесятых годов жили семьи первых переселенцев. После расселения тут оставались поселковый клуб и библиотека. Примерно в 2010 году усадьбу окончательно забросили. В прошлом году пожарные несколько раз тушили свалку, которую внутри устроили местные жители. Теперь, очевидно, здание можно считать потерянным окончательно.

Комплекс пивоварни «Брун и Фрёзе» на нынешней улице Победы (бывшей Цигельштрассе) в Черняховске был построен в 1890 году. Позже пивоварню поглотил пивзавод «Дойчес Браухауз» («Немецкая пивоварня»). «Брун и Фрёзе» славилась не только надземной частью, но и подвалами – в них хранился лед, который каждую зиму нарезали на реке Ангерапп и поднимали наверх для охлаждения пенного напитка. В конце Первой Мировой войны жителям было не до пива, и в зданиях завода разместилась проволочная фабрика Малка, Хюта и Тура, а также Восточнопрусская колбасная фабрика. После войны в зданиях завода расположился завод технологического машиностроения «Техмаш», на котором работало 2,5 тысячи черняховцев, а уже в современной России там не осталось ничего, кроме автомастерских. И вот 2016 год стал для здания последним. Новый собственник решил разобрать пивоварню.

А вот усадьба Подоллен, что в поселке Лозовое Гвардейского городского округа, была разрушена несмотря на то, что являлась памятником архитектуры. Еще в прошлом году, как «Комсомолке» сообщил глава службы охраны объектов культурного наследия Евгений Маслов, сотрудники его ведомства проводили на территории господского дома фотофиксацию. Тогда часть здания уже была разобрана, тем не менее, его еще можно было восстановить. Сегодня же главная уцелевшая достопримечательность Лозового полностью уничтожена. Сохранился только подвал усадьбы, груды битого кирпича и несколько хозяйственных построек. На собственника уже составлено заявление. Сейчас вопросом занимается полиция.

Усадьба Подоллен была построена в 1907 году. В послевоенные годы в усадьбе размещался пионерский лагерь. 28 марта 2011 года приказом службы госохраны объектов культурного наследия усадебный дом получил статус объекта культурного наследия.

В конце июня на проспекте Победы в Калининграде завершился демонтаж здания бывшего детского сада Вагоностроительного завода. Огромный особняк был серьезно перестроен после войны, тем не менее, советские строители довели его до ума, создав вид презентабельного и основательного строения. Вероятно, из-за реконструкции здание не вошло в перечень объектов культурного наследия, чем незамедлительно воспользовался его новый собственник. Ссылаясь на то, что детский сад пустует с середины 90-х и на то, что мэрия Калининграда провалила несколько попыток обязать предыдущего собственника (ООО «Вагонзавод») организовать в здании «деятельность по дошкольному образованию», владелец приступил к разборке.

На информационных стендах, вывешенных на строительном заборе, которым в начале этого лета обнесли особняк, был указан только телефон подрядчика, занимавшегося исключительно кирпичом, поэтому получить внятный комментарий от него не вышло.

Этим летом на проспекте Победы в Калининграде рабочие растащили на кирпич и баню №7, расположенную в здании довоенной постройки. Баню открыли в 1947 году. 29 октября 2013 года она была закрыта для посетителей, после чего оборудование начали растаскивать охотники за металлом.

На учете в службе охраны объектов культурного наследия здание бани не состояло. Поскольку оно не подпадало под критерии памятников истории и культуры, защищать от сноса его тоже не стали.

В начале мая в Калининграде исчезло еще одно историческое здание, уцелевшее после английских бомбардировок и штурма Кенигсберга. На перекрестке улиц Леонова и Чекистов застройщик снес круглое одноэтажное строение, в котором до войны находилась сберегательная касса.

- Здание мы не снесем, мы его видоизменим, - сообщал «Комсомолке» представитель генподрядчика «Инвестремстрой» Артем Пожарский. – Второй этаж мы надстроим: внизу кафе будет, а наверху – офисы. Здание культурным объектом не является, поэтому проблем не будет.

Еще один исторический комплекс исчезает прямо сейчас. В середине июля строители начали разбирать казармы Врангельского кирасирского полка в Озерном проезде, где, по задумке мэрии планируется построить гостиницу, а часть квартир продать в собственность.

Сегодня в бывший цейхгауз (военная кладовая для оружия и амуниции) уже никого не пускают, и от его стен с каждым часом остается все меньше и меньше. Интересно, что только одно здание из всего комплекса служба охраны объектов культурного наследия признала памятником. Здание же цейхгауза активисты тоже пытались включить в список выявленных объектов, однако его только отметили как «достопримечательное место».

Стоит отметить, что цейхгауз находился в практически отличном состоянии, так как во время бомбардировок и штурма Кенигсберга он практически не пострадал, к тому же с 60-х годов он принадлежал кондитерской фабрике.

В ближайшем будущем историческую застройку заменит 8-этажный новодел.

Закончим скорбный список потерь этого года на поселке Заповедное, где в этом году окончательно добили гостевой дом, построенный в начале прошлого века. Ранее там всего за год сровняли с землей центральную рыночную площадь, которая, по сути, и была историческим центром. Сегодня от бывшего поселка Гросс Кришцанен осталась только кирха, которую кирпичных дел мастера приспособили под бытовку. Спасает это здание от разборки только статус памятника муниципального значения (хотя, на примере усадьбы Подоллен можно понять, что это никому не мешает).

Стоит сказать, что во время войны поселок, практически не пострадал. В 2012 году вся площадь была огорожена строительным забором. Интересующимся сообщали, что тут ведутся работы по реконструкции. Когда забор убрали, за ним только зияли дыры старых подвалов. До сегодняшнего дня в этой части Заповедного оставалось только одно историческое здание с вечно закрытым магазином в левом крыле и датой 1903 на фасаде. Сейчас и от него осталась только часть первого этажа.

КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ

Главный архивист Госархива Калининградской области Анатолий Бахтин:

- Я в свое время проводил статистику, согласно которой сразу после войны на территории нашей области было более 800 усадеб. Когда я объезжал эти усадьбы в 90-х годах, от всего количества уцелело не более 10% зданий. Использовались они очень по-разному, в одном из имений, например, инкубаторы стояли, где выводили цыплят. К сожалению, в советское время господские дома не прижились, в некоторых из них были колхозные конторы. Но столько колхозов тут создать не могли, чтобы каждому по господскому дому досталось.

Фото предоставлено Иваном Марковым, Николаем Троневским, Анатолием Бахтиным и сайтом kenig.org.