Премия Рунета-2020
Калининград
+9°
Boom metrics
Звезды21 октября 2016 14:39

Виолончелист Александр Рамм: Письмо от Ростроповича бережно храню до сих пор

Один из лучших классических музыкантов современности накануне концерта в Калининграде побывал в студии радио «Комсомольская правда» [видео]
В студию нашего радио Александр пришел с уникальным инструментом, на котором сыграет и на концерте.

В студию нашего радио Александр пришел с уникальным инструментом, на котором сыграет и на концерте.

Фото: Александр КАТЕРУША

В Кафедральном соборе Калининграда готовятся к концерту-закрытию III Международного фестиваля органной и камерной музыки. В воскресенье 23 октября в Большом зале собора выступит Калининградский областной симфонический оркестр под управлением Аркадия Фельдмана, а также приглашенные музыканты, в числе которых - Александр Рамм, один из самых одаренных и талантливых виолончелистов своего поколения.

В прошлом году Александр завоевал II место и серебряную медаль на XV Международном конкурсе имени Чайковского. А в сентябре этого года дебютировал в новой Парижской филармонии, потрясающем зале на 2,5 тысячи мест. Затем был лондонский Cadogan Hall, где Александр выступал с оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. После – успешный концерт в Белграде с сербским оркестром.

Александра Рамма называют будущим Ростроповичем. Сам он не соглашается с такой формулировкой.

- Я предпочел бы все-таки быть первым Раммом, - рассказал музыкант в эфире радио «Комсомольская правда-Калининград». - Ростропович – великий человек, такие люди рождаются раз в 200 лет. Он же был не только великим музыкантом, но и великим гуманистом, человеколюбом. Каждый, кто с ним общался хотя бы на минуту, потом называл его лучшим другом. И тот был солидарен. Мне удалось с ним встретиться, когда мне было девять лет. На тот момент на виолончели я занимался всего два года. Был спектакль «Ромео и Джульетта» в Вильнюсе, мы туда приехали с мамой. Было великолепно. Отбили ладони, как водилось на выступлениях Ростроповича, даже когда он дирижировал. После концерта мы пошли в артистическую и меня, как маленького ребенка, пропустили. Я, стесняясь, начал что-то спрашивать у маэстро и передал ему, заранее написанное письмо. В нем были вопросы, которые мог задать начинающий 9-летний музыкант. Странные вопросы, например, про готовку. Отдал и отдал. Но через несколько месяцев я получил, напечатанные на машинке, с подписью Ростроповича, ответы на всем мои вопросы. Ответ, как дорогому другу! В этом - весь Мстислав Ростропович. Конечно, это письмо, как серьезный документ, я сохранил. Впоследствии, учась у его любимейшей и лучшей ученицы Наталии Николаевны Шаховской, я много от нее слышал очень похожих историй.

Интересно, что маленький Саша Рамм мечтал играть на скрипке, но не подошел по возрасту (начинать заниматься скрипкой в 7 лет уже поздно) и преподаватель в музыкальной школе предложила ему виолончель: «Та же скрипка, только большая и играть нужно сидя». Так Александр Рамм и стал виолончелистом.

Александр Рамм сыграл в эфире произведение каталонского композитора Гаспара Касадо.

Александр Рамм сыграл в эфире произведение каталонского композитора Гаспара Касадо.

Фото: Александр КАТЕРУША

- Играть на виолончели трудно, - признается он. - Это ежедневные занятия. И если три часа в день удается позаниматься – это удача. Потому что сейчас у меня очень плотный график концертов.

Со сцены Кафедрального собора прозвучит Концерт для виолончели с оркестром английского композитора Эдварда Элгара - большое, глубокое и трагическое сочинение. Играть Александр будет на уникальном инструменте.

- Я играл и на инструменте работы величайшего Антонио Страдивари, на инструменте работы венецианского мастера Маттео Гофриллера, пробовал много других разных. Но уже шесть лет я играю на инструменте 2009 года современного мастера из Кремоны Габриэля Жебрана Якуба. Он уникален тем, что он современный, а звучит как старинный, - рассказывает Александр. – Даже профессионалы после концерта ко мне подходят и интересуются, что же это у меня за инструмент: «Старинный? Итальянец?». Я говорю: «Итальянец, но ему всего 7 лет». Это даже не дитя. Дитя у нас считается столетний инструмент. А тут – просто младенец. Я верю, что дерево, из которого изготовлена виолончель – это живой материал, он все впитывает и становится лучше после каждого концерта. Инструмент, словно подстраивается под меня.

- Волнуюсь каждый раз перед выходом на сцену. Если направить волнение в нужное русло, то от выступления получаешь удовольствие, - продолжает музыкант. - Каждый концерт – это отдельный конкурс Чайковского. Достаточно выйти и неудачно сыграть два-три раза, и тебя очень быстро перестанут приглашать. Наше искусство вообще очень хрупкое. Каждый раз нужно выходить на сцену и доказывать.