Премия Рунета-2020
Омск
+6°
Boom metrics
Общество7 декабря 2016 11:46

Бизнесмен, купивший права на скульптуры Любочки и Степаныча, требует миллионы за фото с ними

«Комсомолка» разбиралась: как же так получилось, что визитные карточки Омска оказались в частных руках [комментарий властей, коммерсанта, юриста]
Видимо, теперь всем знакомые очертания можно будет публиковать только так.

Видимо, теперь всем знакомые очертания можно будет публиковать только так.

Фото: Федор СКВОРЦОВ

Визитные карточки Омска – памятники Любочка и Степапныч – как оказалось, не принадлежат городу вот уже 5 лет. А правами на использование этих скульптур и фото с ними… владеет предприниматель Роман Рудаков, занимающийся сувенирным бизнесом.

«Я ЗАПЛАТИЛ ЗА ПРАВА СОТНИ ТЫСЯЧ»

Это значит, что на любое использование в коммерческих целях снимков Любочки и Степаныча нужно разрешение владельца. Коммерсант уже требует в суде с одного из издательских домов 7,8 млн. рублей за спорные снимки в альбоме, отпечатанном к 300-летнему юбилею Омска. И то ли еще будет. Предприниматель собирается требовать в суде неустойку еще с 30 организаций! Все это похоже на бизнес на двух главных скульптурах Омска. «Комсомолка» попыталась разобраться, как же так получилось, что права на символы нашего города оказались в частных руках.

Сначала в далеком 1998-м на Любинском проспекте появился всем известный слесарь Степаныч. Тогдашний мэр Валерий Рощупкин захотел установить ко Дню рождения города необычную скульптуру. Через год на противоположной стороне улицы установили «Любочку». Оба памятника сразу же полюбились жителям. И с тех пор считаются визитными карточками города и украшают множество сувенирных буклетов и открыток. Обе скульптуры изготовили по заказу мэрии и на бюджетные деньги два архитектора – Сергей Норышев и Игорь Вахитов. Они посчитали, что права на использование Любочки и Степаныча принадлежат им, поэтому и частично передали их предпринимателю Роману Рудакову. Не бесплатно, конечно. И даже вроде бы как-то документально оформили эту необычную сделку.

Мы дозвонились до бизнесмена.

- Эти скульптуры все-таки – символы Омска. Как-то не очень красиво получается…

- А где документально заверено, что это официальные символы города? – заявил нам Роман Рудаков. – Я оформил на них права еще в 2011 году. Просто раздражает, что все пользуются, а платить никто не хочет.

- А дорого вам права достались?

- Точную сумму не озвучу. Скажу только, что она исчисляется сотнями тысяч рублей.

- А если мы захотим в газету фото улицы Ленина поставить с Любочкой, во сколько это обойдется? – берем деловой тон беседы.

- Договоримся. А, кстати, вы уже использовали такие снимки раньше, да? Хм, интересно…

- Недавно по заказу мэрии был выпущен очень красивый альбом к 300-летию Омска. Там эти изображения есть. С них тоже компенсацию будете требовать?

- С них – нет.

- Почему такая избирательность?

- Тут надо с нашим юристом посоветоваться. Может, и до городской администрации у нас руки дойдут.

НИЧЕЙНЫЙ ПОДАРОК

Пообщались мы и с автором скульптур архитектором Сергеем Норышевым.

- Мы с Романом – давние знакомые. Он занимается сувенирной продукцией, и предложил позволить ему выступать от моего имени. Я разрешил. Просто дошло до того, что Любочку и Степаныча копируют тысячами и штампуют где-то в Китае, а я с этого ни копейки не имею.

- То есть авторские права за вами остаются?

- Сейчас и еще спустя 70 лет после моей смерти. Я просто разрешил представлять мои интересы. Это моя собственность.

- Но стоит-то она на муниципальной земле?

- Да, мэрия в 1998 году объявила конкурс, мои эскизы выиграли, я создал произведения искусства. Получилось так удачно, что мой Степаныч занимает третье место в списке самых необычных скульптур России. Раз всем нравится, то за это надо платить.

Интересно, а собирается ли делиться выигранными в судах суммами Сергей Норышев и Роман Рудаков с чешско-словацким архитектором Виктором Гуликом? Его скульптура слесаря, выглядывающего из колодца, один в один наш Степаныч. Вот только появилась раньше омского собрата.

Мы попытались получить комментарий властей: как памятники, сделанные по заказу мэрии и стоящие на муниципальной земле, могут быть в частном владении. И на чьем они вообще балансе. В министерстве культуры Омской области нас отправили в департамент культуры. Но там обескуражили ответом:

- В чьем ведении Степаныч и Любочка? Ой, не знаю даже. Может быть, наш, а, может, и нет. Попробуйте позвонить в Центральный округ. Вдруг их?

- Нет, что вы. Мы отвечаем только за мемориальные доски на домах, – ответили в администрации Центрального округа.

Пытаемся найти концы в департаменте архитектуры. Но и там – ничего.

- Одно дело – согласовать подарок, в данном случае скульптуру, другое – взять его на баланс. Никто не хочет, - попыталась объяснить заместитель директора ведомства Светлана Шевченко и посоветовала обратиться в департамент городского хозяйства.

В итоге концы нашли только в департаменте имущественных отношений. Там пояснили: скульптуры находятся на балансе этого ведомства, то есть они не бесхозные. Обслуживанием (чисткой, помывкой и прочим) - занимается департамент городского хозяйства. Но чиновники подчеркнули: они обладают лишь правами на сами скульптуры (железо). А права на использование образа Любочки и Степаныча действительно могут оставаться у авторов. И так ли это, может установить только суд.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

«У ЛЮБОГО СОГЛАШЕНИЯ МОЖЕТ БЫТЬ ОБРАТНЫЙ ХОД»

Адвокат Александр КРИВОРУЧКО:

- Авторские права передать никому невозможно. А вот исключительные права на использование образа – вполне. Думаю, это и было сделано. По идее, раз мэрия была заказчиком, то в договоре можно было прописать, что права принадлежат ей. Но тогда, в 1998 году об этом просто никто не задумывался. Есть ли обратный ход у этого соглашения? В любом документе можно найти зацепку. В разбирательствах с альбомом к 300-летию удастся доказать, что он имеет не коммерческую, а художественно-просветительскую цель и отсудить им ничего не удастся. С другой стороны: если допустить, что мэрия оплачивала скульптуры, то у нее есть права. Правда, владеет она только металлом, за который заплатила, а не тем, что получилось.