Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество14 марта 2017 22:00

Полуостров без права передачи: Чиновники споткнулись о «крымский характер»

Спецкор КП отправился в Крым, чтобы понять - по-прежнему ли жители полуострова счастливы, как и 3 года назад, что вернулись домой, в Россию? [Часть 3]
Скандал с плиткой, которой выложили пешеходные улицы Симферополя, попал даже в новости федеральных каналов и на страницы московских газет. В России еще никогда не клали плитку так плохо. Рекорд.

Скандал с плиткой, которой выложили пешеходные улицы Симферополя, попал даже в новости федеральных каналов и на страницы московских газет. В России еще никогда не клали плитку так плохо. Рекорд.

Фото: Юлия АЛЕХИНА

ЧАСТЬ 1

ЧАСТЬ 2

БАЛЛАДА О БАРАНАХ

На волне эйфории 2014-го, мой старый приятель прилетел в Крым на самолете, в отпуск и решил остаться здесь навсегда, купить жилье или землю, построиться. Но, посмотрел на чехарду «переходного периода» с документами и законами, плюнул, и вернулся через год. Через год, «однушка» на побережье Крыма уже стоила, как квартира в Москве…

- На землю тоже взлетели цены, - рассказывает приятель. - Но если показать живые деньги, стоимость сразу падает, чуть ли не в половину. Я купил неказистый домик с гектаром земли под Алуштой за 1,5 миллиона рублей. Вот только соседи... Как привыкли пасти баранов на моем участке, так и пасли. А мы же стали сажать огород, у меня жена - земледелец. А баран, это же такая скотина, если отара пройдет, там ничего не остается живого… Я раз, сказал, два…

- Это тебя проверяли на чувство хозяина земли. Тест.

Мой собеседник крепко задумывается, эта мысль не приходила ему в голову, и продолжает:

- Я стрельбой из арбалета занимаюсь, одного барана подстрелил, и пошел за ним – стрелу забрать. Смотрю – навстречу мне бегут, вопят страшно. Оказалось – бараны местного имама. В общем, мне сказали, что ночью придут «братья с гор», глотку мне перережут. А я им сказал, что надеваю костюм, сажусь в машину и еду в ФСБ в Симферополь, напишу заявление, что у нас в селе ваххабитская ячейка, которую возглавляет имам.

- И?

- Сказали, что я зря так обостряю, все люди, соседи должны жить в мире. Что они привезут мне машину ежевичных кустов для ограды от баранов и вечером ждут меня на шашлык...

Один из интереснейших крымских политологов Владимир Джаралла, когда я пересказал ему эту историю, заметил, что это лучшая похвала крымским силовикам:

- Исходя из своего колоссального опыта, в Крыму они начали работать на опережение. Знаете, как раз и навсегда пресекли митинги-провокации крымских татар на границе у Перекопа? Все кто был на первом же митинге, получили штрафы, согласно российским законам. По высшей планке. Просто гигантские штрафы, на сотни тысяч штрафовали. Этого было достаточно, чтобы люди поняли, что живут в новой реальности.

- А оппозиция у вас есть?

- Есть, только она специфическая - критиковать государство никто не будет. Вся критика направлена на конкретных чиновников.

ДЕЛО ВРАЧЕЙ-2

Мое путешествие по зимнему Крыму превратилось в сбор наказов от избирателей-патриотов России. Я прилежно все фиксировал.

Умопомрачительную свалку в реликтовом лесу, возле Кизилташского монастыря.

И фантастическую свалку по дороге в Севастополь, где гнездятся уникальные белые птеродактили (чайки не бывают таких размеров).

Принимал жалобы владельцев совершенно законного «эллинга», на крышу которого они влепили шестиэтажный дом и теперь «безвинно претерпевают».

Выслушивал людей, которые строили дома по украинским водоохранным нормам, и не предполагали, что они изменятся на российские, более жесткие.

Врач, отработавший 13 лет на «Скорой помощи», Юрий Мальков, рассказывал мне про 23 бригады «скорой» на 440 тысяч жителей города Севастополь. Как он час простоял возле мужика с разбитой головой, забинтовав его, и звонил на подстанцию. Где его прекрасно знали коллеги, но так никто и не приехал – все на вызовах. И потерпевшего пришлось тащить в поликлинику, чтобы не лежал на улице. Как с приходом страховой медицины, все толковые врачи побежали в коммерцию. Про потолок зарплат в 20 тысяч рублей тоже рассказывал. И про «среднюю температуру по больнице» - когда у менеджеров зарплата 200 тысяч, у участковых 9, а в среднем выходит 40. Единственное хорошее, что рассказал мне Юрий Мальков, это то, что власть все-таки обращает внимание на медицину:

- Пока у нас действовал переходный период, можно было обходить 44-й ФЗ (Федеральный закон о контрактной системе закупок товаров, работ и услуг – авт.). Без торгов заключать договора с единственным поставщиком. Сейчас возбуждено множество уголовных дел, против главврача 9-й больницы, главврача 5-й больницы, главврача психбольницы, главврач Первой городской сейчас в розыске.

Что не рассказывали, я видел сам. Видел и вздутую плитку в центре Симферополя, и порубленные деревья на бульварах. Впадал в шок от цен в магазинах, когда американский лимонад или российское молоко стоят в два раза дороже чем в Москве. В оторопелой задумчивости застывал над бутылкой шампанского «Новый свет». В севастопольском супермаркете она стоила на 200 рублей дороже, чем в московском интернет-магазине. Мистика! Которую, увы, не объяснить «сложностями логистики через Керченский пролив», а только жадностью бизнеса и равнодушием чиновников. Причем, одно прямо зависит от другого.

ДЕСАНТ УПРАВЛЕНЦЕВ - «ЗАРОБИТЧАН»

Как специально, к моему визиту, у офиса матерых и авторитетных севастопольских оппозиционеров из движения «Ветераны России», затеяли зимнюю перекладку поребриков. Как известно, ни что так не раздражает налогоплательщика, как дорожные работы в дождь и зимой. Потому что все все понимают… «Ветераны» не просто стояли у истоков «Крымской весны», они ее делали. Но Сергей Бинали считает, что у Крыма, России и Украины был «третий путь» - им не воспользовались. Именно Крым должен был идти на материк с реакцией на Майдан и наводить порядок. Избежали бы крови, избежали бы проблем, избежали бы блокады. Я не спорю, потому что история сослагательного не терпит.

На офисном столе у Сергея стоит аккумуляторная лампа – я видел такие у жителей Алеппо. Свет периодические отключают даже в Севастополе. Электричества до сих пор не хватает. Мой собеседник – в легком бешенстве, наболело:

- Я одному чиновнику, заму губернатора, говорю: «Ты гордишься тем, что привез сюда всю свою семью, детей сразу устроил в садик. А почему мы не можем своих детей в садик устроить?» Он в ответ: «Когда у вас закончится этот революционный настрой?» А ты, говорю, в революции этой участвовал? Какое ты имеешь право говорить об этом? Ты вломился в мой дом и учишь как мне расставить мебель! Он через неделю сказал мне: «Спасибо за урок». Не знаю, помогло ли…

Сергей говорит про самую больную тему года – десанты российских управленцев в Крыму. С одной стороны, крымчан это явление немного унижает – не нашли среди них самих компетентных людей. И еще считают, что «хорошего специалиста никто от сердца не оторвет». Управленцев этих тут зовут «заробитчанами» (как украинских гастарбайтеров), и общественность считает каждую копейку, которую на них тратят из бюджета. А тратят прилично, чиновники приезжают московские и краснодарские, люди не простые, с аппетитом. Правда, и увольняют их быстро, пачками, что «по Жеглову», говорит от том, что система все-таки работает и даже самоочищается. Говорю Сергею, мол, не было никаких надежд, что Крым не получит вместе с Россией и ее проблемы. Как при переливании крови. Мой собеседник не спорит:

- За счет чего у нас увеличилось число рабочих мест? Раньше у нас на весь город было 480 человек управленцев. Это горсовет, районные администрации... Сегодня, официально управленцев 1800, но по моим данным – 2700 человек. Половина завезена из Москвы. Более того, им еще возмещают «квартирные» - до 35 тысяч в месяц.

- Пришли какие-то инвестиции? Что-то удалось открыть из производств?

- Знаешь, сейчас я позвоню одному представителю одного инвестора, он – расскажет, как они в Крым заходили...

Фото: АЛЕХИНА Юлия

Фото: АЛЕХИНА Юлия

ХОТЬ НАРКОТИКИ ВЫРАЩИВАЙ

История оказалась стара, как мир, «мир чистогана». Представителем некоего крупного инвестора из города Волжский республики Мари Эл, оказался бизнесмен-строитель, и президент местной федерации самбо Владислав Кривошеин. Есть ли смысл говорить, что тоже активный участник «крымской весны»? Здесь, участие в событиях трехлетней давности – общее место. В Крыму даже шутят, что медалей «За Возращение Крыма» было выдано столько, будто на полуострове шли затяжные окопные бои…

Владислав рассказывает мне, что в 2014 году, на волне патриотизма, предприятие с миллиардными оборотами решило открыть под Севастополем свой филиал. Благо в городе хватает квалифицированных рабочих рук.

- Они выпускают металлоконструкции, сэндвич-панели, и всю линейку холодильного оборудования. Здесь планировалась занятость 150 человек, средняя зарплата 35-40 тысяч. Они даже согласны были вложить в город 500 миллионов рублей. Нам выделили землю, мы сделали кадастровый план, получили свидетельство, уже российское. Провели госоценку этой земли – сколько платить за нее в год. Вышло 3 миллиона. Предприятие согласилось.

А дальше началась чехарда. Хождение по 19 депутатам, потом оценка земли «независимыми» экспертами, они высчитали новую арендную плату – 25 миллионов рублей в год за 6 гектаров. Визиты к Алексею Чалому - тогда председателю Заксобрания Севастополя. Повторные «заходы через депутатов»... В итоге патриотизм инвестора сошел на нет.....

- И что делать с такой землей? Коноплю на ней выращивать? – спрашивает меня Владислав, не надеясь на ответ.

Я замечаю, что даже наркотиками такую арендную плату, скорее всего, не отбить.

Разговор оказался не в том русле, и я торопливо прощаюсь. У горы Госфорт, меня ждал еще один не очень удачливый соинвестор, погрязший в скандалах, ругани, «общественных слушаниях» и сборах подписей. Это известный всем байкер Александр Залдостанов - Хирург. Разумеется, тоже активный участник «крымской весны». Его активная деятельность тоже натолкнулась на суровую Крымскую реальность, местные амбиции и менталитет. Или на все сразу.

ВОПРОС РЕБРОМ

Что построила Украина и что Россия?

За 23 года хозяйствования в Крыму Украина построила там подземное газохранилище на 1 млрд кубометров и 5 солнечных электростанций (правда, себестоимость киловатта «экологической» солнечной энергии получилась в два раза дороже, чем обычной).

За 3 года хозяйствования в Крыму Россия построила энергомост и газовый мост, реконструировала детский лагерь «Артек», заканчивает новый терминал Симферопольского аэропорта площадью 78 тысяч метров и стоимостью 32 миллиарда рублей, достраивает две ТЭЦ на 940 МВт, построила 70 детских садов. И главное, конечно - строится грандиозный Керченский мост в Крым.

Продолжение следует.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Полуостров без права передачи: У Крыма две беды — ямы и «оллинклюзив»

Наш спецкор Дмитрий Стешин отправился на полуостров к трехлетию его возвращения в состав России, чтобы понять - как и чем сейчас живет Крым [Часть 1]

К трехлетию возвращения полуострова домой, спецкорр КП отправился в Крым - в самый разгар «мертвого сезона», когда жиденький южный снежок уже сошел вместе с асфальтом, а солнце и отдыхающие еще не появились. И Крым предстал во всей красе – чуть облезлый и сильно провинциальный, почти безлюдный, мучительно пытающийся найти свое место в новой реальности. Но мне важнее было понять — по-прежнему ли крымчане счастливы, - как и 3 года назад, - что вернулись домой после неуютных скитаний? (подробности)

Полуостров без права передачи: Испортил ли Крым «татарский вопрос»

Спецкор «КП» Дмитрий Стешин отправился в Крым, чтобы понять - по-прежнему ли жители полуострова счастливы, как и 3 года назад, что вернулись домой, в Россию? [часть 2]

Нет ничего ужаснее, чем переживать короткие зимы на летних курортах. Из-за длинного лета, местные не заморачиваются с отоплением, предпочитая перетерпеть. И совсем другими красками заиграл дельный совет одного крымчанина: «звоните в гостиницу минимум за сутки, чтобы номер протопили».

Наш номер так и не «протопился» сплит-системой,- под кроватью и в шкафах скрывались нетронутые ледяные бездны, холод прятался в ванной и между пружин матраса. Без сожаления, мы тронулись в центральный Крым, спасаясь от морской сырости и буйного ветра. (подробности)