Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
В мире21 апреля 2017 11:57

Европейцам навязывают идею, что русские не любят Запад и хотят его разрушить

О русской карте в вопросе выборов французского президента рассказывает журналист-международник, потомок русских эмигрантов и создатель союза русофонов Франции Дмитрий Де Кошко
Журналист Дмитрий Де Кошко.

Журналист Дмитрий Де Кошко.

- Несколько месяцев назад вы, Дмитрий Борисович, рассказывали читателям «КП» о русофобии во Франции и тех несправедливых обвинениях, которые все последнее время сыпались в адрес России и россиян со стороны Европы. Что-нибудь с того времени изменилось?

- А почему вы Россию отделяете от Европы? Европа и есть Россия! Разве была бы Европа Европой без тех открытий, которые были сделаны в России? Как вы представляете себе европейскую культуру без Чехова, Достоевского, Римского-Корсакова? Это просто немыслимо!

Русофобия построена прежде всего на невежестве. Те, кто сейчас Россию пинают, забывают о том, что Россия - это наследник Византии. Поэтому она не только не может ненавидеть Запад, Россия сама - это и есть Запад.

- Складывается впечатление, что суть происходящего в России понимают во Франции только три человека - вы, Франсуа Фийон и Марин Ле Пен…

- К сожалению в странах Западной Европы цель превратить нас из граждан в потребителей продвигается довольно успешно.

Кандидат от партии «Республиканцы» на пост президента Франции Франсуа Фийон.

Кандидат от партии «Республиканцы» на пост президента Франции Франсуа Фийон.

Фото: REUTERS

- А что в этом плохого? Кандидат в президенты Эммануэль Макрон прямо сказал: «американская мечта – это французская мечта». Чем эта мечта отличается, к примеру, от мечты российской?

- Кто-кто, а Макрон-то как раз представляет именно американскую мечту, а не французскую. Глобалист до карикатурности, банкир, человек истеблишмента, которого вылепили с подачи нынешнего президента Франсуа Олланда. Это представители искусственно созданного мира, в котором люди накапливают прибыли, основанные ни на чем, за которыми нет реального производства. На самом деле противостояние Трамп- Клинтон и Фийон-Макрон - это сражение между промышленным капитализмом и капитализмом финансовым, который принял форму пузыря.

Русские выбрали третий путь – путь умеренного контроля над определенными секторами экономики, которые считаются стратегическими. Михаила Ходорковского, который хотел продать российскую нефть «Эксон мобайл» и «Шеврону», ни у кого не спрашивая и никого не предупреждая, остановили очень показательно. Наверное, если бы у него эта сделка удалась, Россия очутилась бы в положении Нигерии. То есть все богатства, ископаемые и энергоресурсы оказались бы в руках крупных американских компаний, которые выкачивали бы из страны прибыль. Глобализму выгоднее превратить людей в потребителей. А последователи демократических, республиканских идей считают, что государством должны управлять граждане. В этом и состоит основное противоречие. Это объясняет отчасти, почему русофобия во Франции существует в основном в СМИ, и не иссякает. Потому что все средства массовой информации находятся в руках пяти олигархов.

Большинство политологов видят Марин Ле Пен как минимум во втором туре выборов.

Большинство политологов видят Марин Ле Пен как минимум во втором туре выборов.

Фото: REUTERS

НА ХОРОШЕЙ СТОРОНЕ МИРА

- А в стане славянофилов у вас хоть кто-нибудь остался?

- Я организовываю Дни русской книги в Париже. В прошлом году на круглом столе, который вели мы с Владимиром Познером, присутствовали два русских писателя – Захар Прилепин и Сергей Шаргунов. В зале было больше пятисот человек. Первый вопрос был как раз об этом – актуально ли сегодня деление на славянофилов и западников? Все-таки на дворе не XIX век, а XX1. Познер - западный человек во всех смыслах слова, а Прилепин и Шаргунов - классические славянофилы. И у всех у них – представьте - я нашел нечто общее: русский комплекс, как я назвал бы его со своей французской высоты.

- В чем именно он состоит?

- Одни считают, что европейцы все равно никогда не признают русских, потому что втайне их боятся и хотят обобрать. А другие говорят о себе уничижительно, и, критикуя Россию, думают, что их за это будут больше уважать. Но их за это только презирают. На самом деле это две стороны одного и того же комплекса. Мы - русские, которые живут за рубежом - этому немножко удивляемся. Потому что у нас никакого комплекса перед европейцами нет.

Против нас, европейцев, стоит огромное население Азии, мусульманского мира, Африки. Наш шанс выжить только вместе. Нам надо сплотиться, чтобы остаться на хорошей стороне мира.

- Но что поделать, если пока не получается. Заметим, не по нашей вине...

- Недавно меня пригласили выступить на радио «Нотр-Дам», и вдруг моя собеседница, профессор, выступила с новой темой: русские-дескать на любят Запад и хотят его разрушить точно так же, как исламисты... Это что-то новенькое, раньше я такого не слышал. Это не французская идея. Я думаю, она идет из США. Наверное пришли новые директивы – ведь профессиональные русофобы работают по тематикам. Для меня, во всяком случае, это новый тезис.

- И что вы ей, интересно, ответили?

- Что вы немножко ошибаетесь, это не те враги. Если вы встретите русского на улице, вы и не поймете, русский это или нет. Вы нападаете на русских, а на нас всех вместе взятых в это время нападают исламисты. Русские никого не убивали, никого не давили в Ницце, ни у кого не отрезали головы. Ни одну женщину не заставляли ходить в паранджах или бурках.

- Что из этого следует? Что французов будут учить относиться к русским так же, как к исламистам?

- Если этот тренд будет развиваться, значит, определенная часть населения поверит в то, что русские относятся к Западу так же плохо, как исламисты. Значит, с ними нужно и поступать так же... К сожалению, это будет оправдывать дискриминацию, развивать ненависть и в конечном итоге подводить людей к войне. Это очень опасная вещь. Поэтому мы создали французскую ассоциацию против ненависти и сайт, который называется «Стоп русофобии».

СРЕДНИЙ КЛАСС ЧУВСТВУЕТ, ЧТО ИСЧЕЗАЕТ

- Выборам всегда сопутствует некоторая турбулентность. Может, после второго тура мы проснемся в обновленной Европе с новым французским президентом и обнаружим, что никакой русофобии нет и в помине? На выборах президента США русская карта разыгрывалась весьма активно. Во Франции этот «козырь» тоже припасен на тот случай, если рейтинг Макрона начнет резко падать?

- Рейтинги составляют те же люди, которые держат в своих руках СМИ. Я бы им не очень доверял. Это делается для того, чтобы левые избиратели с самого начала голосовали не за Жан-Люка Меланшона или Бенуа Амона, а за Эммануэля Макрона, чтобы его продвинуть на второй тур против Марин Ле Пен.

Кандидат в президенты Франции Эммануэль Макрон.

Кандидат в президенты Франции Эммануэль Макрон.

Фото: REUTERS

- Согласна: как минимум два события прошлого года - Брексит и выборы президента Америки - всяческое доверие к рейтингам нивелировали...

- Все СМИ Франции в 2005 году, когда у нас был референдум о европейской конституции, кричали о том, что надо голосовать «Да», а 55 процентов французов все равно проголосовали против. Прогнозировать результат выборов трудно, потому что никто не сознается, что он голосовал за Ле Пен, потому что демонизация ее идет полным ходом. Именно здесь как раз русский фактор и использовался - ее обвиняли в том, что она будто бы получила деньги от Москвы. Макрон тоже им не побрезговал, утверждая, что на его избирателей пытаются повлиять русские хакеры. Потом, когда благодаря WikiLeaks все узнали, что цифровые следы с других IP-адресов и из других стран может оставлять агентура ЦРУ, эту тему забыли.

- Ничего, придумают что-новенькое.

- Не сомневаюсь. Но я не уверен, что русский фактор на этих выборах является для французов главным. На первом месте безработица и падение уровня жизни. Французы понимают, что все идет от нынешних французских властей, от того курса, который выбрали президент и правительство. И что этот курс надо менять. У среднего класса ощущение, что он исчезает. Что его ломают и грабят. Сбережения многих французов хранятся в страховых компаниях. И все теперь очень боятся, что их заставят делиться с государством - был же в истории Евросоюза прецедент с банками на Кипре.

- Насколько важен для выборов и нынешнего самоощущения французов фактор утраты Францией своего привычного внешнего облика? Я имею в виду необратимые миграционные процессы.

- Это воспринимается как нападение на национальную идентичность. Еще больше народ беспокоит имидж Франции на мировой арене, который испортили два последних президента - Олланд и Саркози. Французы, которые имеют определенные национальные чувства, очень от этого страдают.

- То есть, лозунг «Сделаем Францию снова великой!» был бы для любого из кандидатов актуален?

- Нет. Это может сработать с американцами или с русскими. Но не с французами. Лозунг: «Вернем Франции обратно ее место в мире» - может сработать лучше.