Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Звезды23 августа 2020 22:02

Тамбовский волк тебе товарищ

Наш обозреватель Денис Горелов - о сериале «Жила-была одна баба»
Под бабой понималась Россия, мужем битая, врагами стрелянная и попами дуренная (Дарья Екамасова и Максим Аверин). Фото: Кадр из фильма

Под бабой понималась Россия, мужем битая, врагами стрелянная и попами дуренная (Дарья Екамасова и Максим Аверин). Фото: Кадр из фильма

«ЖИЛА-БЫЛА ОДНА БАБА»

2011.

Реж. Андрей Смирнов.

К 100-летию Антоновского мятежа

Андрей Сергеевич Смирнов сильно не любил социализм.

Он и сейчас не любит, а тогда особенно.

Другие режиссеры, кто не любит социализм сегодня, с безопасного расстояния, убеждают себя, что и тогда занимали позицию. Многие верят. Хотя вся позиция сводилась к кислой мине при получении государственных наград. Твердый антисоветский фронт держал за всех один Андрей Сергеевич.

Советская власть его настроений сначала не опознала, а потом было поздно: Смирнов снял «Белорусский вокзал», на котором плакал Брежнев, а песня десятого десантного стала маршем Почетного караула. К тому же поздняя советская власть крайне почитала отца Андрея Сергеевича - первооткрывателя Брестской крепости Сергея Смирнова и не хотела ссориться с семьей. У нее к старости уже был примиренческий настрой.

Успех «Вокзала» обещал многое, но фильм вышел в год съезда КПСС, и кому-то из умников захотелось побаловать делегатов новинкой. Дом кино закрыли для всех, кто не делегат, и объявили со сцены, что режиссер посвящает фильм съезду.

Следом вышел сам режиссер и честно сказал, что видал в гробу и съезд, и партию, и светлое социалистическое завтра, а заодно и всех присутствующих, выгнавших кинематографистов из их лубяного домика. Так за все время социализма не мог и не смог Н И К Т О.

Он тотчас попал из триумфаторов в опалу, снял до конца строя всего два фильма - зато озлился лицом и стал отличным исполнителем ролей сердитых интеллигентных отшельников. Когда Глебу Панфилову на «В круге первом» понадобился артист играть заключенного инженера Бобынина, который перед министром Абакумовым не встал, потому что в плену сидел перед Герингом, и перед Абакумовым сидит, и разницы меж ними не видит, - Смирнов был стопроцентным попаданием в роль. «Я вам нужен, а вы мне нет» - это фактически было его кредо, и заявлял он это при СССР с той же желчной гримасой, что и после.

Поэтому фильм о стихийном сопротивлении въедливых мужиков социализму был для него программным, личным.

Конечно, под бабой, которую попеременно насилуют красные, зеленые и муж-долдон, понималась Россия, мужем битая, врагами стрелянная и попами дуренная. И конечно, требовалось много чувства и умения режиссера и актрисы, чтобы столь расхожий образ не выглядел плоско. Актриса нашлась - простодушная и насупленная Дарья Екамасова, и добрая, и ухватистая, и чуть соловая от лихой жизни, и всяко усталая; устанешь тут.

Антоновский мятеж, как и любая крестьянская война, запомнился зверством с обеих сторон - но Смирнов решил ограничиться взаиморасстрелами, чтобы не множить самоигральные садистские сущности, на которых выезжают режиссеры-шарлатаны. Много ли умения надо, чтоб шокировать людей кадром сожжения живого человека? Поэтому лютостью сторон не злоупотребляли: и так в той истории хорошего мало, а если вглядеться, то и вовсе нет.

Жила, значит, была баба Варвара. Бедовала при царях, огребала плетей от свекра при земствах, валяли ее гулевые по овинам в смуту, детей от кого попало несла, радовалась мало и чаще песне. Раньше такие роли играла Нонна Викторовна Мордюкова - но тут нужен был типаж пожиже и повиктимней, у мамы Нонны, если что, и на оглоблю налететь было недолго, и даже Шукшин в «Они сражались за Родину» с фингалом ходил.

Большевики, объявив себя защитниками труда, счастья деревне не принесли, а сорок лет грабили ее труд в пользу обороны. Деревня в ответ взбрыкнула: возглавил мятеж разночинец поручик Антонов, а подавлял тамбовский предгубисполкома прапорщик Антонов-Овсеенко. Два Антоновых, ведущих друг на друга народ за народное счастье, - это и был наилучший образ Гражданской войны, дикой и беспощадной. Допотопной песней «Трансвааль-Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне» в исполнении» вселенского отшельника Юрия Шевчука закончил мятеж и Смирнов, носитель самой-разнаисамой распространенной в России фамилии.

Недруги наши считают, что фамилия эта - знак русского покорства, потворства, подчинения и раболепия.

Ага. Верим-верим.

Взять хоть Андрея Сергеевича - послушней до покладистей днем с огнем не сыщешь.

«Первый канал».

Жила-была одна баба.

Понедельник - четверг, 23.30.