Премия Рунета-2020
Калининград
+5°
Boom metrics
Общество26 октября 2011 22:00

Как из калининградского педагога сделали педофила

50-летнего Сергея Большакова обвиняют в развратных действиях только потому, что у него… порвались штаны

Судя по всему, у нас к традиционным несчастьям (коррупционеры, дураки и дороги) добавились еще одна беда – педофилы. С ними, как и с взяточниками-врачами-учителями, у новоявленной полиции началась непримиримая борьба, причем не на жизнь, а на смерть. Это стало модно. Еще бы, если раскрыть такое дельце в отдельно взятом регионе, то можно прогреметь на всю страну. Может быть, снискать лавры победителей педофилии в нашей области мечтали оперативники из полиции и важные следователи, когда взялись за отработку «педофила» из городского Дворца творчества детей и молодежи? Но факт остается фактом – у педагога порвались штаны. И это событие стало поводом для публичного обвинения в развращении несовершеннолетних и возбуждения уголовного дела.

Презумпция виновности

В начале октября Интернет взорвался от информации пресс-службы регионального следственного управления следственного комитета: в Калининграде задержан 50-летний педагог дополнительного образования, который подозревается в развратных действиях! А жертвами мужчины якобы стали две девочки 13 и 14 лет.

- В интересах несовершеннолетних мы не можем назвать учреждение, где преподавал мужчина. Он продемонстрировал своим ученицам гениталии, - сообщило следствие.

Однако личность подозреваемого и место работы оставались тайной недолго. Под следствием оказался известный в Калининграде талантливый педагог, Сергей Сергеевич Большаков, воспитавший сотни калининградских детей и преподавший им основы журналистики. Порочащая информация с легкой подачи правоохранительного органа гуляет по сайтам и газетам, обрастая «пикантными» подробностями и уточнениями по месту работы «развратника»: «Подозреваемый в развращении детей педагог работал в платном кружке литераторов», «Жертвами порочных наклонностей мужчины стали две девочки».

Надо отметить, что на официальном сайте СУ СК РФ курсивом выделен лозунг «Человек невиновен, пока не доказано обратное»…

«Детей заставили лгать»

С Сергеем Большаковым мы встретились спустя две недели после возбуждения уголовного дела. Он выглядел откровенно плохо, хотя и пытался не показывать виду, что глубоко подавлен и удручен.

- Пока я под подпиской о невыезде. Но следователь говорит – не подпишешь наш протокол, арестуем, - горько улыбается Сергей Сергеевич. – А я не могу это подписать.

По его словам, дело обстояло так. Вечером 17 сентября на первое занятие в школу журналистики Дворца творчества детей и молодежи на улицу Сергеева пришла старшая группа детей. Пять девочек, учащихся лицея №18 и средней школы №3, один старшеклассник, а также 30-летняя женщина, сотрудница калининградской турфирмы.

- У меня порвались штаны, вот в этой области, между ног. И дети увидели то, что не должны были видеть, - сокрушается педагог. - Одна девочка рассказала об этом маме. Та позвонила директору и в полицию. Оттуда приехали, допросили. Потом вызвали меня и заставили подписать заведомо ложные объяснения. Девочек и мальчика, которые были на занятиях, тоже опросили, двух из них заставили сказать неправду. Они начала отрицали, а потом видно сказали, как им было велено говорить. И дело передали в следственный отдел по Калининграду. Я нанял адвоката. Вы-то понимаете – это была досадная случайность?! А не «преднамеренные действия», как это себе представляют в следственном комитете. Мне предлагают: либо ты соглашаешься, что все делал преднамеренно, тогда через 10 дней предъявляем обвинение и отправляем дело в суд по 135 статье, части 1. Получишь мол, по «минимуму». А в случае несогласия, угрожают, что предъявят более жесткое обвинение по второй части статьи 135 УК РФ «Развратные действия в отношении лиц, не достигших 14-летнего возраста». Дело в том, что одной из девочек 14 лет исполнится через два месяца. Если подгонят под эту схему, то обещают сразу взять под стражу и срок по «максимуму». Я сам факт не отрицаю - штаны у меня были порваны, но отрицаю трактовку этого факта, как умышленное преступление. А дети не виноваты. Их заставили лгать.

Про показания

Дикость обвинений Большакова в педофилии тем более очевидна, что у фигуранта, всю жизнь проработавшего с детьми, проблем такого плана, да и вообще проблем с правоохранительными органами никогда не возникало.

- Не приходилось мне нарушать закон, за исключением, может улицу переходил не там где надо, - признается Сергей Большаков. – В отделе полиции было очень сильное давление, причем в грубой форме: либо мы сейчас бросаем тебя в тюрьму, а ты знаешь, что там с педофилами делают, либо ты со всеми обвинениями соглашаешься и остаешься на свободе. А я опыта общения с милиционерами не имел, даже не знал, что нужен сразу адвокат. Пятьдесят лет у меня не было уголовных проблем. Что делать, когда потеряешь паспорт, знаю. А вот как быть, когда подозревают в несовершенном преступлении, нет, не знал.

Следователь, который ведет это громкое дело, от комментариев «Комсомолке» отказалась.

Истеричная анонимка

Директор Дворца творчества детей и молодежи Галина Андреева, как впрочем, и коллеги Сергея Большакова по работе, не верят в предъявленное ему обвинение.

- Этого не может быть в природе. Я уверена на сто процентов в невиновности Большакова, - уверяет Галина Николаевна. – Можно наказать Сергея за неряшливость и неопрятность в одежде. Можно наказать за эти драные штаны! Но то, что случилось, могло быть только случайностью – было сделано неумышленно, ненамеренно, не специально. К сожалению, со следовательницей об этом разговаривать бесполезно, она очень плохо настроена. И боюсь, что Сергея засудят. Не знаю, чем ему помочь и что сделать. Да, Сергей не следил, как следует за своим внешним видом. Но это не преступление! Я его отстранила от работы, но не уволила. Для увольнения, у меня нет никаких оснований. Попросила Большакова написать заявление на отпуск за свой счет.

Оказалось, что анонимный звонок в полицию и Дворец творчества детей и молодежи от мамы одной из «потерпевших» девочек был 20 сентября.

- Мы стали разбираться, установили, кто был на занятии у Большакова, нашли женщину из турфирмы. Ее зовут Светлана. Это она и сделала Сергею замечание на занятии по поводу рваных брюк. И он вышел из аудитории, - говорит директор Дворца творчества. - Показания против Сергея дали две девочки из группы. Наверное, на них было оказано давление. Сначала мы думали, что проблема закроется на уровне полицейской проверки, ведь кроме дырки в штанах нечего предъявить. А тут задним числом узнаем, что 29 сентября возбудили дело. Об этом и Большаков узнал не сразу, когда уже пошла волна в СМИ.

Дело в штанах

Утром, 1 октября, Галине Андреевой позвонил руководитель комитета по образованию администрации Калининграда Алексей Силанов. Он уже прочел информацию, распространенную СУ СК РФ по Калининградской области о «педофиле» и поинтересовался, что происходит.

- Я не знала, что ответить, - признается Галина Николаевна. – Оказалось, что и дело возбудили, и подписка о невыезде имеется! Меня вызвали на допрос раньше Сергея. Следователь, сразу повела себя предвзято, заявила: «У вас с ним свои отношения». С таким хамством я не сталкивалась давно. А когда она сказала, что Сергей Сергеевич обвиняется в демонстрации мужского полового члена перед несовершеннолетними, мне стало нехорошо. Я с трудом сдержала свое возмущение от нелепости обвинения. Ответила следователю, что по этому случаю ничего пояснить не могу, но я знаю про рваные штаны и могу пояснить по этому факту. Но следователь сделала вид, что очень занята и вопросы прекратились. Я предложила ей приобщить к делу характеристику на Большакова с места работы. Она отказалась: «Надо будет, сама запрошу». Я сказала, что никогда к Сергею не было претензий ни со стороны воспитанников, ни со стороны родителей. Он же не преступник, неужели этого в следственном управлении не поймут?! Там же грамотные и умные люди работают!

Помогают воспитанники и коллеги

Накануне произошедшего Сергей Большаков получил региональную премию, как лучший педагог – 50 тысяч рублей. Приличные деньги для работника в сфере дополнительного образования, где даже по высшей категории и тремя десятками педагогического стажа выходит на две ставки преподавателя около 12 тысяч в месяц. На эти «премиальные» Большаков и нанял адвоката.

Но сейчас, в трудную минуту ему помогают, как могут, и бывшие выпускники.

- Мы не знаем, как реально помочь Сергею Сергеевичу. Морально поддерживаем. Готовы собрать деньги, чтобы выкупить его у следствия. Ведь за деньги, говорят, у нас отпускают даже преступников, а здесь невиновный человек! Он серьезно болен, у него диабет, - говорит педагог Екатерина Ткачева. Ее поддерживает и Мария Макарова, которая ведет занятия в «большаковской» группе.

- Я не хочу говорить на эту тему, - призналась Лиза, учащаяся лицея № 18, одна из тех, кто проходит по «делу». – И комментировать ничего не хочу. Наверняка, другие девочки такого же мнения. Нам жалко этого педагога.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Готовил будущих звезд журналистики

Сергей Большаков окончил калининградскую школу № 22. Работал там старшим вожатым, затем старшим вожатым в детском лагере в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Потом была учеба в МГУ и работа во Дворце творчества детей и молодежи в Калининграде. Обучением основам журналистики начал заниматься в 1989 году.

Свыше двух с половиной тысяч детей прошли через школу журналистики Большакова. Например, его ученица Анна Семенова сегодня - корреспондент федерального выпуска программы «Вести» (Москва), Андрей Школин работает в журнале «Финансы России», Юлия Садовская работала корреспондентом отдела политики «Независимой газеты». Из калининградских выпускников известны Станислав Свиридов – кандидат филологических наук, преподаватель факультета журналистики, Илья Дементьев, кандидат исторических наук, руководитель региональной молодежной организации «Молодежь за свободу слова», Денис Колотовкин - сотрудник телеканала «Премьер». Более двухсот выпускников школы продолжают учебу на факультетах журналистики и вузах в Калининграде, Санкт-Петербурге, Москве.

Школа журналистики работает по авторской программе Большакова. Он подготовил 54 практических пособия для работы юных журналистов и школы журналистики. Опыт работы школы был обобщен методической службой детского центра «Орленок». По его программе работают 20 коллективов в нашей области и России». А за время работы школы наши юные журналисты побывали на десятках фестивалей, форумов, смен юных корреспондентов в детских центрах «Артек», «Орленок», «Океан», ездили по всей стране. Сейчас на очном отделении школы занимаются более 180 ребят в возрасте 11-19 лет. А газета «Радуга» - одна из лучших детско-юношеских периодических печатных изданий России. Корреспонденты газеты лауреаты Международных телекоммуникационных олимпиад и Всероссийских олимпиад юных журналистов, победители многих творческих конкурсов.

ИЗ ПОЧТЫ «КП»

«Большаков для меня – образец преподавателя»

«Итак, Большаков, школа журналистики и газета «Радуга». Кажется, эти три вещи неотделимы друг от друга. Не будь Большакова - не было бы и ни школы журналистики, ни газеты. Это понятно. Но вот что станется с Сергеем Сергеевичем, если у него не будет ни того, ни другого? Того, что он своими силами создал, вложил в свое дело всю свою душу, все свои знания и даже денег своих не жалел. Вот такой он, Сергеевич, подвижник, как говорилось вроде бы не очень давно. Конечно, сами по себе школа журналистики и «Радуга» - это еще не все. Без детей, которые наполняют скамьи учащихся, и своими робкими пробами пера газету - этого всего тоже не было бы.

Если бы не было в моей жизни школы журналистики, не знаю, как бы сложилась моя жизнь, но совершенно точно - совсем не так, как сложилась. И человеком я была бы другим».

Татьяна Беспалова, выпускница Школы журналистики 2002 года.

«Новость о том, что Сергея Сергеевича обвиняют в развращении малолетних, повергла в шок! Я прекрасно знаю этого человека: он даже помыслить не мог о чем-то подобном. Да, он не создал семью и не нажил богатства, и, вероятно, в этом его ошибка. Наивный человек Большаков, отдавший всю свою жизнь детям, в современном обществе выглядит странным персонажем. И хотя, журналистика стала модной профессией, и родители с удовольствием отправляют своих отпрысков в эту школу, Сергей Сергеевич до сих пор не превратил свою работу в бизнес. Вместо того, чтобы зарабатывать реальные деньги, и наконец, перестать питаться супами быстрого приготовления, Большаков предпочитает не думать о наживе, а просто учить детей. И в одном ему можно позавидовать - он нажил огромное количество друзей, которых фактически сам и вырастил.

Поверьте, безгранично любимый мной, и в самом деле, наивный Большаков, не может обидеть и мухи, не говоря уж о девочках пубертатного возраста. Думаю, этот псевдопедофилический скандал выгоден накануне выборов. Только кому-то исход этого пустого по сути дела может стоить не только имени и профессии, но и жизни».

Любовь Барбакадзе, журналист, выпускница «Школы журналистики».

«Сергей Сергеевич Большаков для меня – образец преподавателя. Уже лет десять прошло, как я окончила Школу журналистики, и сейчас мы с Сергеем Сергеевичем – коллеги, я тоже преподаватель.

Время обучения в Школе журналистики – это один из самых интересных и счастливых периодов в моей жизни. Без преувеличений. Именно Сергей Сергеевич Большаков помог мне поверить в себя. Именно он поддержал и укрепил во мне любовь к русскому языку. И главное, это был опыт творчества и работы в команде. Незаменимый опыт.

Я думаю, что очень трудно найти в нашей области человека, который так много сделал для детей и молодежи. Сергей Сергеевич Большаков – это талантливейший журналист и педагог, способный найти и развить в человеке творческую жилку, способный научить мыслить и писать. Мне сказочно повезло быть ученицей такого уникального педагога и просто быть знакомой с таким талантливым, ответственным и порядочным человеком».

Лада Олеговна Овчинникова, к.ф.н., доцент кафедры русского языка БВМИ им. Ф.Ф. Ушакова.

«Я знаю Сергея Сергеевича Большакова с 2000 года. Именно тогда, еще домохозяйкой, я пришла в его школу журналистики. Сергей Сергеевич оказался талантливым преподавателем и как многие талантливые люди, совершенно беспомощным человеком в быту. Ему всегда было безразлично то, как выглядит человек или как одет он сам. Но именно этот открытый, в чем-то наивный человек вырастил не одно поколение газетчиков, теле и радиожурналистов, редакторов, пресс-секретарей. Благодаря ему и моя жизнь кардинально изменилась, с тех лет я не покидаю журналистику. Сегодня я сотрудник пресс-службы судостроительного завода «Янтарь».

Всю жизнь, преподавая журналистику детям, сейчас он в очередной раз продемонстрировал, насколько беспомощен сам, вне стен любимой редакции. Не юрист по образованию, Сергей Сергеевич не смог вовремя отреагировать, не знает как это – доказывать собственную невиновность! В нормальной ситуации, именно для этого и существуют правоохранительные органы - чтобы доказать, заступиться и докопаться до истины. Но, видимо, не у нас, где главное – отчетность, а не законность. А то, что человек ни за что, вдумайтесь – НИ ЗА ЧТО! – может получить срок, увы, никого не волнует.

А ведь такая ситуация может случиться с каждым. Сегодня любой преподаватель рискует. И когда первоклашка попросит своего первого учителя помочь ему застегнуть штанишки – любой учитель может оказаться извращенцем, просто потому что кому-то что-то показалось, а кому-то нужно поставить очередную галочку и приколоть очередную звездочку. И малоимущие люди, у которых одежда настолько старая, что светится, теперь могут оказаться на скамье подсудимых».

Тамара Каданова, мать двоих детей.