Премия Рунета-2020
Москва
+16°
Boom metrics
Происшествия10 апреля 2013 22:00

Расследование «КП»: Почему присяжные оправдали бандита, сознавшегося в организации убийства

«Комсомолка» попыталась разобраться, почему суд в Казани отпустил на волю предполагаемых главарей преступной группировки [видео]
Троих подсудимых (в первом ряду) считали организаторами кровавой банды. Но суд оправдал всех, даже Сергея Сардаева (крайний справа), который во всем признался.

Троих подсудимых (в первом ряду) считали организаторами кровавой банды. Но суд оправдал всех, даже Сергея Сардаева (крайний справа), который во всем признался.

Никогда раньше я не видел человека, взбешенного тем, что не попадет в тюрьму. Судья читал приговор, в подробностях расписывая эпизоды убийств и покушений. После каждой главки, словно перечеркивая ее толстым маркером, он выдыхал: «Оправдать в соответствии с вердиктом присяжных». Один из подсудимых, Сергей Сардаев, зло посматривал на четырех дам средних лет на ­заднем ряду. Это бывшие присяжные, они пришли посмотреть на дело рук своих. Когда судья закончил, Сардаев повернулся к ним и рявкнул:

- Ну спасибо вам...

Дамы съежились, а оправданный Сардаев быстро двинулся к выходу.

НОВОБРАНЦЕВ КРЕСТИЛИ КРОВЬЮ

Так в Верховном суде Татарстана закончился процесс по так называемому делу «перваков». На скамье подсудимых оказались трое: Фирдинат Юсупов по кличке Федя, Валентин Лукоянов (Валек) и тот самый Сергей Сардаев (Сардай). Сейчас им немногим за 50, они не похожи на отмороженных бандитов образца 90-х. Слушая приговор, Юсупов тяжело вздыхал, а Лукоянов несколько раз хватался за сердце. Но 13 свидетелей показали, что именно эти люди были лидерами группировки «перваки».

«Перваки», или первогорские, - одна из казанских бригад, наводивших некогда страх на весь город. «Жилка», «Севастопольские», «Хади Такташ» - бойцы этих прогремевших на всю страну банд уже в могиле или за решеткой. «Перваки» - последние из тех могикан.

Название группировки пошло от микрорайона Первые Горки. Как и большинство казанских группировок, эта появилась еще в конце 70-х. Поначалу подростки делили асфальт - защищали район от чужаков, махались стенка на стенку и брали ботаников на гоп-стоп. Армия в Горках достигала 400 бойцов. Они собирали деньги в общак и крестили новобранцев кровью. Тогда - кровью из носа.

В начале 90-х нашлось что делить, кроме асфальта. Подросшие бойцы обзавелись оружием и сгребли под свое крыло коммерсантов. Крышевали целые предприятия: у «перваков», например, был асфальтовый завод в Отарах, отстегивавший до 30 процентов прибыли. Кроме того, ночные клубы, бордели, торговцы наркотиками - в общем, все как у людей.

- В 1997 году застрелили одного из лидеров перваков, и группировка раскололась, - рассказывает Вадим Максимов, старший следователь по особо важным делам Следственного управления СКР по Приволжскому федеральному округу. - Часть бойцов считала, что нужно выходить на тропу войны и мстить. Другие воевать не хотели. Они уже зарабатывали деньги и считали, что война может помешать бизнесу. Последних называли бригадой Феди (Фирдината Юсупова), или «офисниками», и к ним перетекли многие коммерсанты, платившие дань.

Подсудимый Фирдинат Юсупов.

Подсудимый Фирдинат Юсупов.

ПРИЗНАЛСЯ - НА СВОБОДУ

В конце 90-х в Первых Горках развернулась такая бойня, что похороны были чуть ли не каждую неделю. Организация некоторых убийств вменялась в вину троим подсудимым, которые, по версии следствия, возглавляли группировку «офисников». На рожон они не лезли, но, если чувствовали опасность, тут же принимали меры. Кто-то на вечеринке высказал угрозу - через несколько дней находят его труп. То же самое происходит с коммерсантами, попытавшимися выйти из-под опеки. Убивают местного авторитета, собирающегося увести в другую группировку молодых пехотинцев, или хозяина автостоянки, которую «офисники» решили прибрать к рукам (см. «Конкретно»).

Свидетели в суде рассказывали, что за каждым преступлением стояли Юсупов, Лукоянов и Сардаев. Сами они, естественно, никого не убивали. В группировке для этого был силовой блок, которым заведовал безжалостный убийца Александр Ерусалимский. До суда он, кстати, не дожил - его застрелили. В подчинении Ерусалимского было несколько так называемых «торпед» - парней, готовых выполнить любое поручение.

Я смотрю видеозапись допроса. Плотный мужчина в клетчатой рубашке рассказывает, как участвовал в подготовке убийства. Это Леонид Андреев, один из приближенных к верхушке «офисников». Из-за болезни Андреева будут судить отдельно, но на допросе он рассказал и о самой группировке, и о том, как по просьбе главарей передавал Ерусалимскому деньги на покупку оружия.

Признался даже один из подсудимых. Сергей Сардаев - тот, кто злился на присяжных за свое оправдание, - ранее пошел на сделку со следствием и выдал весь расклад. «Да, я участвовал в подготовке убийств», - говорил он в суде и подробно описывал, где и при каких обстоятельствах это происходило. Но присяжные оправдали и его.

Валентин Лукоянов (слева) и Сергей Сардаев.

Валентин Лукоянов (слева) и Сергей Сардаев.

ЗАСЕКРЕЧЕННЫЙ ПУШКИН

На чтение приговора подсудимые пришли свободными людьми. В ожидании судьи Юсупов и Лукоянов мирно перешептывались, Сардаев сидел особняком и старался не встречаться с ними взглядом. Почему он был зол на присяжных? Он отказался отвечать на этот вопрос. Его адвокат Эльвира Миндубаева сказала мне, что такая странная реакция - просто от неожиданности и необъяснимости вердикта. Но может, для Сардаева тюрьма предпочтительнее воли, когда на воле находятся и его подельники. Ведь, если присяжные ошиблись, за его жизнь никто не даст и рубля.

Но почему присяжные вынесли оправдательный вердикт? Я пытался спросить у них: без комментариев. Да они и не имеют права раскрывать тайну совещательной комнаты. Но может, их подкупили? Или запугали? По словам представителей обвинения, таких данных нет. Что же тогда?

Мне удалось выяснить некоторые сведения о заседателях. Возраст - от 34 до 55 лет. Двое программистов, пенсионер, безработный кондитер... Всего 12 человек, семь женщин и пять мужчин. Обычные люди с обычными убеждениями. Среди этих убеждений есть и недоверие к людям в погонах, особенно если учесть, что процесс начался вскоре после скандала в казанском ОВД «Дальний», где полицейские до смерти запытали задержанного.

Возможно, дело в том, что несколько раз адвокатам удавалось скомпрометировать обвинение в глазах присяжных. Следователя Вадима Максимова, например, в присутствии заседателей обвиняли и в вымогательстве взятки, и в давлении на свидетелей, и в фальсификации протоколов. Эти обвинения в конце концов сняли, но вот об этом присяжные не узнали: на время разбирательства из зала их удалили. И никаких заявлений в Интернете и СМИ - с точки зрения присяжных, следователи на обвинения никак не ответили.

Вообще обвинение вне суда хранило гордое молчание. А вот защита развернула невероятную активность. Судя по всему, денег на это не жалели. Адвокаты собирали митинги, где толпа скандировала лозунги о произволе правоохранительных органов. Под нужды защиты был выделен специальный сайт, где жесткой критике подвергалось каждое слово свидетелей, а каждый чих адвокатов и подсудимых преподносился как истина в последней инстанции. Подано ходатайство? Судья прервал ­выступление - и ему заявлен отвод? Развернутый комментарий по каждому вопросу. По идее присяжные в Интернете черпать информацию не могли. Но где же ее еще брать, если тебя выводят из зала на самом интересном месте.

- Нам постоянно приходилось переубеждать уже убежденных людей, - признался мне брат убитого Тимура Атнагулова Руслан (см. «Конкретно»).

Надо сказать, что и со стороны обвинения не обошлось без ляпов, способных породить недоверие. Многие свидетели были засекречены - присяжные видели их только на экране в масках и слышали их измененный голос. По словам одного из очевидцев этого действа, это выглядело довольно странно. Ведь ряженые говорили о событиях, в которых участвовали, и подсудимые без труда могли догадаться, кто скрывается под маской. Зачем же тогда маскарад?

- Одна история - вообще за гранью, - рассказывает присутствовавший на процессе очевидец. - Среди свидетелей был боец по кличке Пушкин. Он получил ее за манеру изъясняться - напыщенную и витиеватую. Давая показания, этот Пушкин вызывал в зале то смех, то аплодисменты. Его показания не содержали жестких формулировок: вроде бы да, а вроде и нет. А потом допрашивают засекреченного свидетеля, и он говорит точно в таком же изысканном стиле. И все понимают, что это тот же самый Пушкин. Ему закрыли лицо, изменили голос, но с манерой речи ничего сделать не смогли.

Получалось, что перед присяжными дважды прогнали одного и того же свидетеля. Волей-неволей подумаешь, что тебя пытаются обвести вокруг пальца. В засекреченном варианте Пушкин высказывался гораздо жестче, но доверие было подорвано.

В общем, возможно, у присяжных было слишком много сомнений, вот они и проголосовали так, как проголосовали. Ведь все сомнения по закону трактуются в пользу подсудимых.

Но все-таки странно - отпустить подсудимых при таком количестве прямых показаний. А как быть с признанием вины? Присяжные что, решили, что Сардаев по собственной воле решил отправиться за решетку? Может, все-таки с этим вердиктом дело не совсем чисто?

- Меня настораживает то, что на все вопросы, а их было больше 50, присяжные проголосовали с одним и тем же результатом: девять - за невиновность, трое - против, - сказал мне один из сотрудников прокуратуры. - Причем по всем вопросам за невиновность голосовали одни и те же присяжные. Получается - никаких разногласий у этих девятерых. А так не бывает. Доказательств подкупа или запугивания нет, но сделать это не так сложно. Имена присяжных защите известны. Подошел, к примеру, к присяжному на улице человек, поговорил - и все. Никто этого не заметил. Все это, конечно, только предположения. Но другого объяснения у меня нет.

Вердикт вызвал в обществе настоящую бурю. В прокуратуре заявили, что обязательно обжалуют приговор. Пока что жалобу на приговор подал только Руслан Атнагулов, брат погибшего предпринимателя Тимура Атнагулова.

- Я знаю, что это они убили моего брата, - сказал он мне. - Еще когда был жив отец, он провел собственное расследование. И один из информаторов рассказал ему, как все было. Этого информатора потом убили. Я пока еще не решил, какими аргументами буду оперировать. Но оставить все как есть не могу.

Адвокаты подсудимых развернули боевые действия вне зала суда. На фото: один из митингов в защиту Юсупова и Лукоянова, защита которых пыталась скомпрометировать следствие и свалить вину на их подельника Сардаева.

Адвокаты подсудимых развернули боевые действия вне зала суда. На фото: один из митингов в защиту Юсупова и Лукоянова, защита которых пыталась скомпрометировать следствие и свалить вину на их подельника Сардаева.

КОНКРЕТНО

В чем обвиняли подсудимых

- Константин Николаев по кличке Чекист был одним из авторитетов группировки, выступавшей за войну до победного конца. Он был крайне недоволен, что асфальтовый завод в Отарах контролируют «офисники». Жестко высказывался по этому поводу, обещая отобрать у бывших друзей источник дохода. 25 ноября 1997 года мужчину нашли мертвым: киллер разрядил в него целую обойму. На суде пять свидетелей показали, что убийцу нанял Лукоянов (Валек).

- В октябре 1998 года был застрелен Вячеслав Татаров по кличке Янис. Восемь свидетелей утверждали, что его убрали по прямому указанию Юсупова и Лукоянова из-за того, что убитый запретил «офисникам» возить проституток в отель «Булгар».

- Криминальный авторитет Марат Исхаков на одной из вечеринок заявил, что Лукоянов и Сардаев его достали и с ними нужно кончать. Через несколько дней - 3 декабря 1998 года - его расстреляли. Шесть свидетелей показали, что это было сделано по приказу Лукоянова и Сардаева.

- Самым громким стало убийство Тимура Атнагулова, главы телекоммуникационной компании RCA и основателя филиала «Русского радио» в Казани. Атнагулов долго пользовался поддержкой «офисников». Но в конце 90-х решил, что в крыше больше не нуждается. 7 августа 1999 года его застрелили у дверей квартиры. Восемь свидетелей показали, что это сделал Ерусалимский по приказу Юсупова и Лукоянова.

- Мастер спорта по боксу Виктор Гусев осенью 1999-го примкнул к группировке, выступающей за войну с конкурентами. Его застрелили 31 декабря 1999 года. Пять свидетелей показали, что «офисники» приказали убить Гусева из-за опасений, что за ним уйдет много молодых бойцов. Один из свидетелей даже присутствовал на месте убийства.

- Летом 2000 года ударом ножа в живот был убит директор автостоянки «Улица Камая» Станислав Васин. Пять свидетелей показали, что это убийство заказал Лукоянов, который хотел завладеть автостоянкой, причем требовал замаскировать преступление под бытовуху.

- Главари «офисников», по версии следствия, готовили убийство лидера «военной» группировки Альберта Батрова по кличке Бибик. Об этом в суде рассказал Ренат Шагвалиев, который, собственно, и должен был выполнить заказ. За работу ему пообещали 50 тысяч долларов и даже дали пистолет. Шагвалиев согласился для вида, но тянул время, потому что боялся мести друзей Бибика. В итоге киллер дождался, что Бибика арестовали за ношение оружия.

Комментарий юриста

Объективности добиться трудно

- Проблема суда присяжных заключается в том, что очень трудно добиться полной беспристрастности заседателей, - сказал «КП» председатель правления Московской коллегии адвокатов № 1 Дмитрий Краснов. - Они не разбираются в юридических тонкостях, а судят исходя из своего отношения к миру, к обществу и власти. Нередко они считают подсудимых более «своими», чем прокуроров и следователей, и голосуют в соответствии с этим. Особенно это проявляется в национальных республиках, где сильны клановые и родственные связи и оправдать могут любого, какими бы железными ни были доказательства. Татарстан, конечно, не Дагестан, но и там роль кланов нельзя недооценивать. Вероятность подкупа или запугивания присяжных не слишком велика, об этом наверняка стало бы известно. Но тем не менее обеспечить объективность их решения очень трудно. Не запирать же их в гостинице на весь срок суда, процессы иногда и по году идут.

КСТАТИ

Бандиты начали говорить от скуки

Преступления, вменявшиеся подсудимым, были совершены в 90-х. А первые задержания произошли только в 2010 году. Почему? По словам следователя Вадима Максимова, долгие годы информации было недостаточно. Но во второй половине нулевых бандиты, осужденные ранее, вдруг начали выдавать информацию. Многие «заговорившие» отбывают пожизненные сроки. И для них стать свидетелем на суде в Казани - возможность хоть немного разнообразить свою жизнь.