Премия Рунета-2020
Калининград
+15°
Boom metrics
Общество17 апреля 2013 9:00

Игорь Васильев: «Калининград уже обозначил свое имя на инновационной карте Европы»

В госпрограмме социально-экономического развития Калининградской области до 2020 года особое внимание уделяется созданию индустриальных парков. Это направление развития обозначено в числе приоритетов.
Через несколько лет в Калининградской области появятся современные промышленные парки.

Через несколько лет в Калининградской области появятся современные промышленные парки.

Известно, что первая подобная площадка, ориентированная на инновационные производства, в скором времени появится в районе аэропорта «Храброво». Реализацией проектазанимается «Корпорация развития Калининградской области». Чтобы узнать о планах и перспективах, «Комсомолка» пообщалась с генеральным директором корпорации Игорем Васильевым.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ НОРМАТИВНАЯ БАЗА НЕ ПОМЕШАЕТ

- Насколько известно, вы недавно вернулись из командировки в Екатеринбург. Чем занимались в столице Урала?

- Я принимал участие в Первом Всероссийском форуме институтов развития, который прошел 4-5 апреля в Екатеринбурге. По сути это была попытка впервые собрать на одной площадке региональные институты развития: такие как корпорации развития, инвестиционные агентства, агентства по привлечению инвестиций. Цель - обсудить наиболее актуальные вопросы регионального развития, роль и место специализированных организаций в данном процессе. Организатором выступила Корпорация развития Среднего Урала, мероприятие проходило при поддержке Министерства регионального развития России, Агентства стратегических инициатив и Общественной организации «Деловая Россия». В форуме приняли участие представители 76 субъектов федерации. Были представлены регионы, где корпорации развития работают достаточно давно. Например: Калужская, Ульяновская, Липецкая и Свердловская области. Кроме этого, было много регионов, которые, как и мы, работают в этом направлении чуть меньше года - в частности, Вологодская область. Остальные сейчас стоят на пороге принятия решений о создании подобных структур, они приехали понять, в каком формате это лучше сделать. Было достаточно полезно поучаствовать в подобном мероприятии, потому что на форуме присутствовали люди и организации, которые решают одинаковые с нами задачи. У них возникают такие же проблемы, что и у нас. Обмен опытом по способам решения этих вопросов как никогда полезен.

- Чем больше всего запомнился форум?

- Работа была разбита на пленарные заседания и рабочие секции. В моем плане было выступление на одном из «круглых столов», который назывался «Региональные институты развития: российский и международный опыт». Основной тезис моего выступления заключался в том, что необходимо унифицировать и стандартизировать правила, в рамках которых работают региональные институты развития. Несмотря на то, что цели и задачи у всех сходные, региональные отличия весьма существенны.

Это нормально, но мое глубокое убеждение заключается в том, что деятельности региональных корпораций нужно придать дополнительную легитимность. Как минимум, это стоит сделать на региональном уровне путем принятия соответствующего закона или постановления. Задача максимум – сделать это в федеральном масштабе, издав нормативный документ, который обозначит рамочные цели, задачи и направления работы региональных институтов развития. Кроме того, данный документ должен установить критерии оценки эффективности их работы.

- Почему это важно для нас?

- Наличие системы критериев оценки эффективности работы региональных институтов развития напрямую прописано в стандарте АСИ по формированию благоприятного инвестиционного климата в регионах, откуда эта норма в конце прошлого года перешла в ряд федеральных нормативных актов, оценивающих деятельность региональных органов исполнительной власти субъектов федерации по созданию благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности. Принимая во внимание общность задач, было бы правильным разработать единый документ, где все показатели эффективности работы (так называемые KPI, от англ. «Key Performance Indicators») специализированных организаций будут четко прописаны. Тогда сразу станет понятно, насколько успешна в своей деятельности та или иная корпорация или агентство, насколько они выполняют возложенные на них функции.

Четкое определение «правил игры» также позволит завершить затянувшиеся дискуссии на данную тему, в которых сегодня пытаются принимать участие даже те политические и общественные объединения, деятельность которых имеет весьма отдаленное отношение к вопросам формирования благоприятного инвестиционного климата и регионального экономического развития.

Принятие подобных документов задает правовое поле, в котором работают специализированные организации, четко прописывает их задачи и сферу ответственности. Я думаю, что в течение ближайшего года подобные документы будут приняты.

КАЛИНИНГРАД - В «МЕЙНСТРИМЕ»

- Какие еще вопросы поднимались на форуме?

- Много вопросов вызывает такой формат как государственно-частное партнерство. Все понимают, что региональные корпорации должны работать в рамках этого подхода, но федерального закона о ГЧП пока еще нет, хотя соответствующий законопроект уже находится в Госдуме. А региональные законы толком ничего не прописывают. Кроме того, много говорилось о механизмах финансирования проектов регионального развития. В дискуссиях принимали участие представители Внешэкономбанка, Европейского банка реконструкции и развития, Евразийского банка развития и других серьезных финансовых организаций. Разговор получился содержательным, но вот убедить банковские структуры в том, что сегодня кредиты на инфраструктурные проекты стоят несоразмерно дорого, пока не удалось. Каждый остался при своем мнении.

- С кем удалось провести рабочие встречи?

- Я провел переговоры с руководством Ассоциации индустриальных парков России, которая помимо всего прочего занимается сертификацией индустриальных парков. Мы рассматриваем возможность сотрудничества и вступления в ассоциацию. Ведь наличие сертификата соответствия парка европейским нормам снимает многие вопросы при работе с будущими резидентами из числа иностранных инвесторов. Также с ассоциацией сотрудничают компании-проектировщики с богатым опытом работы с подобными объектами, что также вызывает наш интерес.

- Как выглядит наша Корпорация в российском масштабе?

- По сравнению с другими регионами Калининград смотрится совсем неплохо. Конечно, сегодня мы отстаем от ряда пилотных регионов, которые стали заниматься данной проблематикой еще пять-семь лет назад. Тем не менее, в своем развитии мы опередили общероссийские тенденции как минимум на полгода, и уже сейчас делаем то, о чем другие только сейчас задумываются.

- Как коллеги и представители бизнеса реагировали на калининградские проекты?

- Калининградская область вызывает живой интерес. Безусловно, всеми без исключения она воспринимается как особый регион. Я лишний раз убедился, что область привлекательна, в том числе для делового туризма. Живой отклик вызвали наши инфраструктурные проекты, потому что Калининград – практически единственный регион в стране, у которого есть собственная государственная программа развития. Это подчеркивает серьезность наших намерений и задает фронт работ на ближайшие семь лет. Это важно, потому что зачастую бывает так, что в некоторых регионах желания опережают возможности. К тому же желаниям свойственно постоянно меняются. У нас, напротив, есть перечень объектов, которые будут создаваться, четко прописаны сроки их ввода в эксплуатацию, определены источники финансирования и суммы. Особенно приятно было слышать, что коллеги из Ассоциации индустриальных парков России позитивно оценили нашу работу по определению местоположения конкретных промышленных площадок, основанную на использовании SWOT-анализа территорий.

- Какие выводы вы сделали по итогам визита?

- Во-первых, мы убедились, что развитие промзон и индустриальных парков является мейнстримом. Во-вторых, мы зафиксировали риск того, что регионы в погоне за инвесторами начали заниматься налоговым демпингом. Идет состязание, кто предоставит инвестору больше льгот. В итоге это приводит к тому, что экономика новых проектов просчитывается плохо. Даже если инвестиционный проект реализовывается, то через некоторое время региональная власть с удивлением замечает, что кроме создания новых рабочих мест ничего для бюджета проект региону не несет. Поэтому касательно льгот мы должны ясно понимать ту границу, которую переходить нельзя. Особенно в контексте условий особой экономической зоны.

ПРОМЗОНЫ И ТЕХНОПАРКИ

- В прошлом году мы говорили о создаваемых промышленных зонах. Есть ли какие-то подвижки на этом фронте?

- Из семи существующих и перспективных промзон две управляются коммерческими операторами – «Технополис GS» в Гусеве и «Балтийский промышленный парк» в Калининграде, а пять – закреплены за Корпорацией. Мы провели большую работу, когда вносили работы по этим объектам в госпрограмму развития области до 2020 года. В итоге наша позиция была услышана. Сейчас ведется дальнейшая работа. На первом месте у нас остается площадка в районе аэропорта «Храброво». Конкурсное агентство Калининградской области в ближайшие дни официально объявит конкурс на разработку проекта планировки территории будущего индустриального парка, после чего в течение месяца будет определен победитель. Сейчас мы определяемся со следующей площадкой. В своем выборе мы руководствуемся анализом сильных и слабых сторон всех участков. Например, в ходе подготовки государственной программы совершенно неожиданно «выстрелил» Правдинск. Данная площадка никогда не ходила у нас в фаворитах, однако при ближайшем рассмотрении выяснилось, что сегодня на ней фактически имеются все коммуникации. Поэтому неслучайно, что соглашение между Калининградской областью и компанией «Поликомплекс» о строительстве завода по производству композитных материалов и антигололедных реагентов, подписанное несколько дней назад Губернатором (это случилось на всемирной выставке в Ганновере на прошлой неделе - Ред.), предполагает размещение данного производства именно в Правдинске. Строительные работы на месте будущего завода начнутся до конца этого года, Корпорация осуществляет сопровождение данного проекта.

После долгого затишья активизировалась ситуация по Черняховску. Администрация муниципального района при нашей поддержке вплотную занимается формированием границ будущего участка и его юридическим оформлением. На сегодняшний день о своем интересе к размещению на этой территории объявили около 15 компаний. Ведется работа и по иным проектам.

- Появились ли у Корпорации новые направления деятельности?

- В последние месяцы активно ведется работа по формированию инновационного кластера региональной экономики. Уже сегодня Калининград прочно обосновался на инновационной карте Европы. Так, согласно рейтингу «Innovation Global Index 2012-2013», Калининград отнесен к «влиятельным» центрам европейских инноваций. Госпрограммой до 2020 года согласовано строительство в Калининграде технопарка и IT-парка. Губернатор задачу обозначил более четко – первую очередь IT-парка мы должны запустить до конца 2014 года. Сегодня в этой работе нам помогают коллеги с опытом реализации аналогичных проектов в других регионах, в частности - в Татарстане. Сейчас в Калининграде работает проектный офис, который уже подготовил концепцию и эскизные проекты. Сама площадка находится в городской черте Калининграда. В июне будет объявлен конкурс на проектирование. Госпрограммой на создание ИТ-парка отводится около 3 миллиардов рублей. Параллельно ведется работа над проектированием технопарка. Мы планируем разместить его на территории будущего города программистов – I-City. По своей специализации технопарк ориентирован на мелко- и среднесерийное производство и коммерциализацию научных разработок для ведущих отраслей промышленности. Важный момент: работа технопарка невозможна без его тесной кооперации с промышленными предприятиями.