Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ
СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ…
История с отзывом лицензии Инвестбанка расшевелила вкладчиков и заставила повально снимать деньги со счетов, несмотря на потери процентов по вкладам. Банкиры в свою очередь начали принимать меры по успокоению своих клиентов: кто-то продолжил работу до последнего клиента, кто-то усилил охрану, кто-то установил ограничения в банкоматах, - хотя в понедельник и вторник с выдачей наличности уже все наладилось. Торговые сети, кафе и рестораны поторопились развесить объявления примерно следующего содержания: «Приносим свои извинения: безналичный расчет по техническим причинам временно не работает».
Но после выходных здравый смысл начал побеждать – нервозность стихла, народ, испугавшись теперь уже большого количества наличности в карманах, матрацах и шкафах, снова понес деньги в банки.
РОЗНИЦА УВЕЛИЧИЛА ОБОРОТЫ
Но все-таки розничная торговля за прошедшие выходные получила хорошую выручку. Деньги нашему народу, как говорится, ляжку жгут. Да и тот факт, что на носу новогодние праздники, тоже сыграл свою роль. В магазинах по продаже бытовой техники продажи увеличились в полтора-два, а где-то и в три раза. Например, в «Эльдорадо» на улице Горького в магазине заметно прибавилось покупателей:
- Не могу сказать, что поток вырос в разы, - поделилась своими соображениями кассир Елена, - но работы у нас прибавилось. Наверное, это больше связано с праздниками, народ у нас весь год копит деньги, чтобы в конце декабря подарки купить.
- Карты принимаете?
- Инвестбанка? – Елена хихикает. - Принимаем все, даже карту Инвестбанка можем принять, только терминал ее не примет. А по всем остальным у нас ограничений нет.
Подобные ответы мы услышали в большинстве торговых сетей, но без истерики все равно не обошлось. В торговом центре «Европа» и «Кловере» нашлось несколько точек, разместивших на своих витринах панические объявления. Кассирша Яна (имя мы изменили. – Ред.), у которой я спросил, почему в ее магазине не принимают карты, явно превысила свои полномочия:
- Да потому что скоро рухнет все!
Что «все» Яна не уточнила, но несколько бабушек, проходивших мимо, навострили уши и подошли поближе, услышав наш разговор. С гордым видом кассирша уверенно покрутилась на стуле, а бабушки тут же запричитали о кризисе. Вот они, слухи, так и возникают: одна бабка другой сказала.
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Однако есть и обратная реакция. Кинотеатр «Заря», к примеру, за безналичную покупку билета дает скидку на билеты - в 50 процентов!
- Да, действительно, такая акция у нас начнется 17-го декабря и продлится до Нового года, - сообщил арт-директор кинотеатра Артем Рыжков. – Одно условие - владелец одной карты сможет купить один билет, второй - по обычной цене.
«MODAцентр» на Ленинском проводит похожую акцию – предоставляет 10-процентную скидку за оплату покупки банковской картой.
- За пользование картой у нас действительно дается скидка в 10 процентов, таким образом, мы поддерживаем наших партнеров, - сообщила PR-менеджер компании Марина Григорова.
Калининградцы не остаются в стороне от позитивных инициатив. Жалобные книги заведений, в которых не принимают к оплате пластиковые карты, наполняются гневными посланиями тех, кто не любит носить с собой наличность и считает, что его права нарушаются.
СПРОС НА РОСКОШЬ ОСТАЛСЯ ТЕМ ЖЕ
Большой объем наличных денег на домашнем или карманном хранении, однако, практически не привел к росту спроса на предметы роскоши. Салоны мехов не заметили роста спроса, и, по словам продавцов, ажиотажа на покупку шуб и дубленок не наблюдается. Продажа автомобилей тоже, по словам работников автосалонов, не превышает рядового сезонного спроса.
- Автомобили народ покупает достаточно активно, как и две недели назад, - рассказали в салоне по продаже автомобилей Hyundai. - Картой у нас можно заплатить только до 100 тысяч рублей, но так всегда было.
В салонах KIA и Шкода ситуация аналогичная.
КСТАТИ
Директор юридической конторы «Правовая поддержка» Татьяна Зубатова в интервью радиостанции «Бизнес FM-Калининград» заявила, что предприятия, которые несколько дней не принимали к оплате карты некоторых калининградских банков, не нарушили закон о защите прав потребителей. А все потому, что предупреждали об этом своих клиентов до оказания услуги и действовали не только в своих интересах, но и в интересах покупателей.