Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды28 января 2014 22:00

Борис Клюев: «Лет двадцать я не читал ни одного сценария»

На канале СТС тринадцатый сезон идет семейная сага «Воронины»

Глава этого семейства - пожилой, но очень бойкий Николай Петрович так и сыплет с экрана смешными фразочками. «Эх, египетская сила!» - любимая его присказка. И дурацкая на первый взгляд. Но она влет ушла в народ. Актер Борис Клюев, который играет Николая Воронина, в жизни ему полная противоположность.

Борис Клюев - ведущий артист Малого театра, самого академичного из академических театров страны, профессор Щепкинского училища, руководитель кафедры актерского мастерства, щеголь и интеллектуал. Что не мешает ему перевоплощаться в человека из народа, да так, что за роль Воронина-старшего его наградили телевизионной премией ТЭФИ.

"С моей физиономией трудно было претендовать на роль героя".

"С моей физиономией трудно было претендовать на роль героя".

- Было очень приятно, когда эту работу высоко оценила критика, - признался он. - Популярность у моего персонажа необыкновенная. Его цитируют даже в школах. Это и есть народная любовь. (Смеется.)

Спилберг пока не приглашает

- У вас богатая фильмография - более 150 ролей в кино. В этом списке немало сериалов - низкий жанр, как утверждают некоторые ваши коллеги. Вы же в отличие от них не пренебрегаете этой работой.

- Почему я должен пренебрегать работой?! Недавно вернулся из Питера, где снимался в «Улицах разбитых фонарей», играл генерала. Сейчас снимаюсь в «Сельском лекаре». Я же должен кормить себя. Зарабатываю тем, что играю в театре, в кино, в сериалах. Артистам сейчас предлагают такую работу, глупо от нее отказываться - другой нет. Если бы меня пригласил Спилберг, я, конечно, с удовольствием поехал бы к нему сниматься. Но не приглашает. Мы все надеемся на возрождение российского кино. Этого пока нет. А годы идут, ты становишься старше.

- То есть вы всеядный актер?

- В этом смысле - да. Артист должен работать, а не ждать, когда его позовет гениальный режиссер. Актер, как пианист, который каждый день играет гаммы, обязан быть в рабочей форме. Так что те, кто называет сериалы низким жанром, лукавят. Скорее всего, им не предлагают в них сниматься. Популярность, которую дает телевидение, - это тоже часть нашей профессии. Не будет тебя в телевизоре - никто о тебе не узнает, хоть ты трижды хороший артист.

В кино пришли дилетанты

- Но вам-то грех жаловаться. Сейчас вы снимаетесь намного чаще, чем в молодости.

- Это действительно так. В советское время нужны были герои социальные. Мне с моей физиономией трудно было претендовать на роль героя. Обо мне чаще вспоминали, когда снимали фильмы про немцев или эсеров. Первая большая роль в кино - министр Временного правительства. Ни работягу, ни колхозника я играть не мог. А вот, например, Саша Михайлов в те годы был очень популярный и востребованный артист - воплощение соцгероя. Сейчас ему работать сложнее. Ролей для его типажа стало намного меньше.

В сериале «Воронины» герой Бориса Клюева - глава семейства Николай Петрович, домашний тиран с добрым сердцем.

В сериале «Воронины» герой Бориса Клюева - глава семейства Николай Петрович, домашний тиран с добрым сердцем.

- Изменились и сами артисты. Если актер попал в ящик, его оттуда уже не выгонишь. Прежде всего из-за этой пресловутой популярности, о которой вы говорили. Но, увы, среди медийных актеров не все хорошие.

- К сожалению. Часто в кино приходят люди без профессионального образования.

Сегодня время дилетантов: священники играют в сериалах, сценаристы называют себя актерами. Есть телеканалы, забитые репризами, которые делают ребята из КВН. Они тоже называют себя артистами. Почему, с какой стати? Актер - непростая профессия, ей нужно учиться. Смешно бывает, когда на съемки приходит молоденькая девочка - она еще ничего не сделала в профессии, но уже считает себя звездой. Но стоит ей выйти на съемочную площадку, любой хороший артист обведет ее вокруг пальца. С точки зрения профессии она совершенно беспомощна. Ничего не умеет, очень мало знает. Понты и предъявляемые ею райдеры никакого отношения к творчеству не имеют.

- Зачем же таких девочек снимают в кино?

- Я был свидетелем, как один «уважаемый» человек принес чемодан денег режиссеру, чтобы тот снял его подругу. И режиссеру пришлось согласиться, потому что ему тоже хочется есть и нужно зарабатывать на жизнь. И так как эта жизнь дорожает, люди хватаются за любой заработок.

- И снимают не выдающиеся фильмы...

- Что касается качества фильмов... Иногда съемочный день длится двенадцать часов. В этих условиях трудно ожидать от режиссера и актеров качества. Хотя действительно за последнее десятилетие мы не вырастили ни одного режиссера, который бы олицетворял российское кино. В так называемом застойном Советском Союзе один, но по-настоящему талантливый режиссер раз в десять лет появлялся. Мы снимаем «фестивальные фильмы». Но эти работы почему-то не получают премий на фестивалях. В отличие от советских картин, которые на международных фестивалях премии брали. Уже лет двадцать я не читал ни одного сценария. Мне неинтересно. Для того чтобы сегодня сыграть роль, актеру достаточно выучить свою сцену.

Со своей женой Викторией Борис клюев вместе более 30 лет.

Со своей женой Викторией Борис клюев вместе более 30 лет.

Гомосексуалиста сыграл с юмором

- Современных режиссеров вы, похоже, не жалуете. В одном из интервью довольно язвительно говорили о режиссере Юнгвальд-Хилькевиче, у которого много лет назад снялись в роли Рошфора в «Трех мушкетерах»...

- Меня возмутило то, что Георгий Юнгвальд-Хилькевич направо и налево рассказывает сплетни об актерах. Зачем это делать? Самый известный его фильм - «Д'Артаньян и три мушкетера» - создан прежде всего талантом и энергетикой актеров, которые в нем снимались. Актеры вытянули эту довольно посредственную картину. Плюс замечательная музыка Максима Дунаевского, которая создала атмосферу. Без этих двух составляющих ничего бы у режиссера не вышло. А он вместо благодарности при каждом удобном случае полощет белье актеров и поливает их грязью. Рассказывает сплетни об Ире Алферовой, забывая, как она самоотверженно вела себя на съемках. У Ирины случился приступ аппендицита, ее увезли в больницу. Ира могла бы надолго задержаться на больничной койке, никто бы слова не сказал. Но через два дня после операции она вернулась на площадку, боялась подвести коллег. Ира очень порядочный и хороший человек. Ее любят зрители. Распускать о ней сплетни неприлично.

- Как вас угораздило сыграть гомосексуалиста в фильме «Гений»?

- Вы удивитесь, но за эту роль я получил приз зрительских симпатий. Когда проходил показ фильма в Доме кино, люди рыдали от смеха. Мой товарищ режиссер Витя Сергеев пригласил меня на съемки, не уточнив, какую роль для меня приберег. А я сразу и не сообразил, кого буду играть. Ну а когда понял, поздно было отказываться. И сыграл этого тайного гомосексуалиста Архипова с юмором. Ну раз уж выпало такое «счастье», пускай будет смешно.

Свои коварные планы красавица Миледи (актриса Маргарита Терехова) осуществляла руками графа Рошфора в исполнении Бориса Клюева.

Свои коварные планы красавица Миледи (актриса Маргарита Терехова) осуществляла руками графа Рошфора в исполнении Бориса Клюева.

Депутаты рыдали от смеха

- Недавно в Малом театре вышел спектакль «Как обмануть государство» («Школа налогоплательщиков»). В этой постановке вы играете начальника департамента подоходного налога господина Фромантеля. Роль для театральной сцены, согласитесь, неожиданная. Где театр, а где подоходный налог? Возможно, история с Жераром Депардье, обиженным французскими налогами, подсказала выбор пьесы?

- Скорее всего, благодаря истории с Депардье эта пьеса стала понятнее зрителям. Написана она была давным-давно и уже шла на российских подмостках. Залог успеха здесь не в сюжете, а в том, что это комедия - самый благодарный жанр. Зрители воспринимают его на ура.

- В Малом театре вы сыграли в семидесяти спектаклях...

- За 45 лет работы накопилось!

- Сейчас зрители снова стали ходить в театр. И хотя билеты не дешевы, залы заполнены. Почему?

- Соскучились по хорошей литературе. Тексты Шекспира, Чехова, Островского не сравнить с той драматургией, которую сочиняют сегодня. К нам на спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» приходили депутаты Госдумы. Они рыдали от смеха, не верили, что это Островский написал: мол, это мы за него присочинили - так свежо звучала эта пьеса! Время идет, но отношения между людьми не меняются. Любовь, предательство, карьера - вечные темы. Кроме того, в театре можно увидеть актера живьем. Особенно это заманчиво, когда на сцене - лицо знакомое.

Родных братьев нет, зато много двоюродных

- Вы долгое время были капитаном футбольной сборной Малого театра. Откуда вдруг такой интерес к спорту?

- В молодости занимался борьбой, баскетболом, легкой атлетикой, футболом. С актерами Театра им. Маяковского мы основали турнир по футболу, в котором играли не только артисты, но и команды правительства, таможни и банкиров. По результатам этих встреч, признаюсь без ложной скромности, у меня скопилось немало спортивных призов. Я бы и сейчас продолжил играть, но не хватает времени.

В новом спектакле «Школа налогоплательщиков» Борис Клюев играет со своей ученицей - полиной Долинской.

В новом спектакле «Школа налогоплательщиков» Борис Клюев играет со своей ученицей - полиной Долинской.

...О своей личной жизни Борис Клюев не рассказывает. Его единственный сын погиб в 24 года. Со своей нынешней женой Викторией он в браке более тридцати лет. И все-таки мы задали вопрос.

- У вашего персонажа Николая Воронина большая семья. А у вас? Вы как-то рассказывали, что после смерти отца, хотя вам и было на тот момент четыре года от роду, не разрешили своей маме еще раз выйти замуж...

- Это все детский эгоизм и ревность, мальчикам свойственные. В результате родных братьев и сестер у меня так и не появилось. Но зато много двоюродных. Оттого и семья большая. 

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Борис КЛЮЕВ родился в Москве 13 июля 1944 года в семье актера Владимира Клюева. Его отец умер в 36 лет от сердечного приступа, который случился у него на гастролях. Овдовевшая в 29 лет мама больше замуж не вышла. В юности будущий актер мечтал учиться в Щукинском училище, как отец, но поступил в училище им. Щепкина, надеясь там спрятаться от службы в армии. Однако все равно пришлось отдать долг Родине. Борис Клюев служил в рядах советских вооруженных сил три года. После окончания театрального училища в 1969 году был принят в Малый театр. В кино дебютировал в 1970 году в фильме «Крушение империи». На протяжении многих лет Борис Клюев преподает в Щепкинском училище мастерство актера. Руководит курсом, профессор. Президент футбольной команды Малого театра. Женат третьим браком на Виктории Клюевой. Снялся более чем в 100 фильмах, во многих сериалах. У Бориса Клюева более 70 ролей в театре. Народный артист России.

Много лет Борис Владимирович был капитаном футбольной команды Малого театра.

Много лет Борис Владимирович был капитаном футбольной команды Малого театра.

5 лучших фильмов Бориса Клюева:

● «Д'Артаньян и три мушкетера» (1978)

● «ТАСС уполномочен заявить...» (1984)

● «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. XX век начинается» (1986)

● «Михайло Ломоносов» (1986)

● «Гений» (1991)

ПРИГЛАШАЕМ:

На шоу Петлюры + дискотека!

«Девяностые» – это два дня, когда в ЦИМе и кафе О.Г.И. спорят о девяностых, поют о девяностых, – танцуют под музыку девяностых. Для одних это было время исторических перемен. Для других – пора безмятежного детства. Для тех и других фрик-шоу Петлюры – возможность снова перенестись в то время. Попробовать его на вкус. Оказаться в шкуре человека девяностых. Причем, буквально. Коллекционер и перформер, без которого невозможно представить культурный ландшафт девяностых, сохранил вещи и одежду того времени. Где: Театральный центр им. Вс.Мейерхольда Когда: 28 февраля в 21.00

«Девяностые» – это два дня, когда в ЦИМе и кафе О.Г.И. спорят о девяностых, поют о девяностых, – танцуют под музыку девяностых.

Для одних это было время исторических перемен. Для других – пора безмятежного детства. Для тех и других фрик-шоу Петлюры – возможность снова перенестись в то время. Попробовать его на вкус. Оказаться в шкуре человека девяностых. Причем, буквально. Коллекционер и перформер, без которого невозможно представить культурный ландшафт девяностых, сохранил вещи и одежду того времени.

Где: Театральный центр им. Вс.Мейерхольда

Когда: 28 февраля в 21.00