Общество24 февраля 2014 15:19

Скандал под Калининградом: Средневековые здания разбирают на кирпич, чтобы... реконструировать

Вначале поселок Железнодорожный лишился орденского замка, потом - немецкой пивоварни, теперь начали разбирать знаменитые фахверковые склады.
Авторы (2):
Кирилл Алексеев
Фахверковые склады являются уникальным памятником архитектуры.

Фахверковые склады являются уникальным памятником архитектуры.

Фото: Алексей ДЕНИСЕНКОВ

Поселок Железнодорожный на границе Калининградской области и Польши до войны носил название Гердауэн и был жемчужиной Восточной Пруссии. Узкие средневековые улочки, изящные дома, замок Тевтонского ордена, готическая кирха на горе… Многие строения пережили ожесточенные бои 1945 года и достались в наследство Советскому Союзу. До 1990-х годов за большей частью городского ландшафта ухаживали, а после 1990-х годов начался развал. Вначале разобрали на кирпич тевтонский замок, затем, уже в конце 2000-х годов, местные жители снесли монументальные сооружения немецкого пивоваренного завода. И вот на днях аборигены принялись за снос двух средневековых фахверковых складов, которые в последние годы были зримым символом бывшего Гердауэна. Сегодня в Калининграде даже выпускают сувенирную продукцию для туристов с изображением этих строений: магнитики, открытки и прочее.

Немецкий кирпич очень ценится среди аборигенов.

О сносе складов сообщили на своей страничке в социальной сети калининградский писатель Борис Бартфельд. «Вот и конец знаменитым фахверковым складам в Гердауэне/Железнодорожном, - написал Бартфельд. - Разбирают на кирпичи. Сегодня дочь проехала с друзьями по области и нафотографировала, испортила настроение на все выходные».

Местные жители даже подогнали трактор, чтобы было удобнее вывозить кирпич. Добавим, что немецкий кирпич очень ценится в Калининградской области. Из него нередко возводятся новые особняки. Средняя цена немецкого довоенного кирпича - 1 евро за штуку.

Мы позвонили Евгению Маслову, замначальника Службы охраны объектов культурного наследия Калининградской области, как раз в тот момент, когда он собирался связаться по телефону с администрацией Железнодорожного.

- Оба этих здания являлись объектами культурного наследия муниципального (местного) значения, - сообщил Маслов. - Сейчас я пытаюсь выяснить, из-за чего здания начали разбирать. Ранее мы обсуждали вариант о частичной разборке, так как здания грозили обрушиться. У каждого из этих зданий имелся собственник, причем, оба собственника, как мне сообщили, не из Калининградской области.

В свою очередь исполняющий обязанности главы Железнодорожного Вячеслав Волков уверяет, что все происходит на законных основаниях:

- Мне только что звонил Евгений Александрович (Маслов - Ред.), поэтому знаю, почему вы звоните. Я смогу вам полную информацию по этим зданиям предоставить только завтра утром. Сейчас же что могу сказать: собственник проводил все работы законно, все его действия были согласованы. На данный момент разобрана часть кладки, но это не значит, что здания разбираются – они будут реконструироваться.

Нам удалось связаться с Вячеславом Пивоваровым, владельцем одного из зданий, того самого, которое еще не успели снести.

- Вы откуда вообще эту информацию взяли? Из фейсбука? Этот фейсбук, как забор, если на заборе напишут что-то, вы тоже опубликуете это?

- Так что действительно сейчас происходит с этими зданиями?

- Мы разобрали ту стену, которая заваливалась. То, что вы видели на фотографиях – вывоз строительного мусора. Но по фотографиям невозможно понять, разбирается здание или восстанавливается. Так вот, мы здание будем восстанавливать, причем, приведем его в тот вид, в котором оно должно находиться. Завтра мы устанавливаем строительный забор, уже заказан мини-экскаватор, которым мы пророем траншею для усиления фундамента.

- Что будет с этими домами, как вы собираетесь их использовать в будущем?

- Сам я еще не определился, а мой сосед Сергей Бочков, бывший главный архитектор Железнодорожного, собирался открывать гостевой дом-музей. Ранее он, кстати, предлагал властям города сделать эскизный проект реконструкции старого города, но власти отказались. Представляете, такая работа стоит 12 миллионов рублей, а власти отказываются от такого подарка!

- С документами на эти работы у вас тоже все в порядке?

- В Службу охраны объектов культурного наследия мы все предоставили. Если Евгений Александрович был не в курсе, то было в курсе его руководство. Он же не может знать про все памятники в области.

Вот такая получается история - сносят, чтобы реконструировать.

Ранее не работающий сейчас глава поселения Валерий Белорусский с энтузиазмом рассказывал о проекте "Город мастеров", который он собирался воплотить в Железнодорожном.

- Наш поселок – единственный в области, который сохранил три стадии развития средневекового города: орденский замок, замковую кирху и собственно сам город, - говорил тогда Белорусский. - Надеюсь, правительство обратит на нас внимание.

Но правительство внимания не обратило.

Одно здание уже практически снесли.

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Гердауэн основан рыцарями Тевтонского ордена в XIV. Название Гердауэн произошло от имени Гирдава, одного из племенных вождей пруссов из знатного рода Рендалиа. В 1260 Гирдава вместе со своим отцом добровольно принял христианство. В 1325 году рыцарь Тевтонского ордена Хайнрих фон Айзенберг построил на месте прежних укреплений каменный замок и плотину с водяной мельницей. В Гердауэн стали прибывать переселенцы из Германии, селившиеся вокруг крепости. Со временем Гердауэн стал крупным провинциальным городом. Некоторые из домов, возведенных еще в XIV веке, существуют до сих пор. С того же времени в поселке стоит и церковь.

Вторая мировая война особого вреда Гердауэну не принесла. После Второй мировой войны Гердауэн в составе СССР. В 1946 году переименован в Железнодорожный.

Общество: ПОРТРЕТ ЯВЛЕНИЯ