Политика14 августа 2014 12:45

Александр Ярошук: Думаю, без чемпионата мира Калининград не останется

Глава Калининграда ответил на вопросы «Комсомольской правды»
Александр Ярошук уверен, что город даже на сегодняшний день намного лучше готов к проведению мундиаля, чем большинство других городов из списка.

Александр Ярошук уверен, что город даже на сегодняшний день намного лучше готов к проведению мундиаля, чем большинство других городов из списка.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Не успели закончиться баталии на полях чемпионата мира по футболу в Бразилии, как заговорили про следующий мундиаль – 2018 года, который, как известно, пройдет в России, в том числе и в Калининграде. Но новость, которую озвучил президент ФИФА Зепп Блаттер, признаться, несколько огорошила. Он заявил, что было бы неплохо сократить число стадионов будущего чемпионата с 12 до 10. Тут же в СМИ появились разного рода спекуляции на тему того, какие города в результате «отстегнут» от чемпионата. В «черном списке» чаще всего фигурировали Волгоград, Екатеринбург, Саранск и Калининград. Поэтому разговор с Александром Ярошуком мы начали с темы грядущего чемпионата. Ведь получается, что если наш город останется без мундиаля, значит коту под хвост куча планов, проектов и вообще куча всего… Не хотелось бы.

БОЛЬШОЙ ОТЕЛЬ НА МЕСТЕ СКВЕРА

— Александр Георгиевич, что будем делать, если Калининград исчезнет из списка городов – хозяев чемпионата мира по футболу?

— Я думаю, что Калининград не исчезнет ни из каких списков. На сегодняшний день я считаю, что наш город - самая лучшая территория для проведения чемпионата мира. Из-за нашего географического, геополитического положения и из-за того, что у нас достаточно развита инфраструктура. Достаточно сказать, что у нас уже решены вопросы по гостиничному комплексу кроме, пожалуй, пятизвездочной гостиницы…

То есть по трехзвездочным отелям вопрос закрыт?

— Да, трехзвездочные, четырехзвехдочные есть, либо уже строятся.

Недавно, кстати, министр спорта России Виталий Мутко нас упрекал в двух вещах: дороговизне строительства стадиона и как раз отсутствии гостиничной инфраструктуры. А вы говорите, что с гостиницами порядок.

— Конечно, пока у нас в должной мере гостиничная сеть не развита. Надо работать, что мы и делаем. Но если брать другие города, где будет проводиться матчи чемпионата мира, там вообще ничего не развито. У нас есть самое главное - конкретные инвесторы, которые уже начинают строить две гостиницы: возле прокуратуры и на улице Пролетарской. Кроме того, выбрано неплохое место для пятизвездочного отеля - возле ГТРК и Дворца бракосочетаний.

На месте сквера?

— Да, там сквер, есть некоторые вопросы…

Строить будут турки, с которыми вы договорились на выставке МИПИМ в Каннах?

— Не только турки, к нам много приезжало потенциальных инвесторов. Они тщательно изучали место. Все они независимо друг от друга сошлись на этом месте – возле ГТРК. Конечно, придется жертвовать.

Чем?

— Там сквер, дорожки, елки растут. Но место, где нет дорожек и деревьев, мы в центре Калининграда не найдем. А для пятизвездочной гостиницы нужен именно центр города. Деньги очень серьезные.

И про стадион прокомментируйте.

— Да, проект футбольной арены еще не прошел экспертизу. Как у врача может быть много мнений по поводу больного, так и в отношении стадиона. Такая сейчас ситуация.

В сентябре ожидается прохождение экспертизы, так?

— Да. В сентябре или октябре. Сегодня на острове проходят подготовительные работы. Я хочу подчеркнуть другое. Чемпионат мира - это одно, но мы должны оставить наследие после чемпионата. А это - стадион и 200 гектаров земли с совершенно новой инфраструктурой. И если мы цивилизованно подойдем к международному конкурсу, который сделал бы нам всю урбанистику, получим фантастический новый район для проживания и отдыха в самом центре города.

И все-таки, в сумму 15 миллиардов на строительство стадиона уложимся (именно 15 миллиардов рублей – предельная сумма строительства стадионов к ЧМ-2018, установленная Минспортом РФ – Ред.)?

— Я не могу сейчас отвечать за то, за что должна ответить экспертиза. Только она нам может точно сказать, что и сколько будет стоить.

ПЛАН ПО ГОСТИНИЦАМ

Возвращаясь к гостиницам. В сквере возле «Эпицентра» вырубили деревья, там строят одну из гостиниц к чемпионату мира, и уже был небольшой скандал…

— Ну почему? Там был большой скандал. Этот участок был выдан еще Савенко одному нашему известному деятелю. Тот его продал мурманской компании. Мурманская компания совместно с итальянцами - а итальянцы имеют по миру 83 гостинцы, мы проверяли (гостиничная сеть Albergo – Ред.), - полностью прошли экспертизу, получили разрешение на строительство и порубочный билет. Был протест прокуратуры, прошли два суда, все решения приняты. Суть этих решений в том, что на этом месте должна строиться гостиница. Она и начала строиться. Мы, кстати, дали застройщику обременение на то, чтобы они продолжили сквер на Гаражной. Хотим продолжить его до Верхнего озера. С тротуарами, велодорожками, через этот сквер можно будет сразу попасть на набережную.

Больше в этом сквере ничего не будет строиться?

— Нет, мы поставили этот участок на кадастр как сквер.

И последнее про гостиницы. В прессе проходила информация, что в Калининграде якобы не осталось земельных участков для строительства гостиниц к чемпионату мира…

— Не осталось тех участков, которые хотели бы инвесторы. Но те участки, которые были выданы, закрывают потребности в гостиничной инфраструктуре. По требованиям ФИФА. Я считаю, что если этот план будет выполнен, то в Калининграде в ближайшее десятилетие гостиницы не потребуются. Если кто-то захочет еще строить, пожалуйста - мы найдем место. Только не в центре города. Конечно, много желающих сделать гостиницу на площади Победы.

А пятизвездочная одна будет?

— Да. По требованиям ФИФА этого достаточно.

«В БРАЗИЛИИ ФАСАДАМИ НЕ ЗАМОРАЧИВАЛИСЬ»

Теперь про транспортную инфраструктуру. На какой стадии сейчас находится проект восточной эстакады, что с ним сейчас происходит?

— Делается проект. После этого он будет отправлен на экспертизу.

Там тонкий момент. НПО «Мостовик», которое делает проект, обанкротилось после Олимпиады в Сочи…

— Уже не так чуть-чуть. «Мостовик» все-таки не обанкротился. Сбербанк помог выбраться ему из финансовой ямы.

Когда будете расселять дома на острове Октябрьский?

— Не будем никого расселять. Появится инвестор, тогда будем думать. Пока кроме переговоров и расчетов дело никуда не движется. Поэтому на сегодняшний день желание есть, а возможностей нет.

Но ведь там дома выглядят довольно непрезентабельно. А на Октябрьский в первую очередь устремятся болельщики и вообще гости города.

— Да. С губернатором недавно состоялось совещание, я дал поручение в 2016-17 годы привести в порядок фасады домов по протокольным маршрутам чемпионата мира. Хотя опыт показывает, - как мы видели в Гданьске, в Бразилии, - там они вообще этим не заморачивались: закрыли неприглядные дома рекламными баннерами и фальш-фасадами. И не парились по этому поводу.

Но Ленинский проспект все-таки будет видоизменен. Так?

— Да, есть такое поручение, его отрабатывают. Все будет зависеть от того, какие суммы будут выделены. На сегодняшний день они неизвестны.

Но на Ленинский в любом случае федеральный бюджет денег не даст, насколько я понимаю. Потому что его реконструкция не относится напрямую к чемпионату.

— Да. Но в любом случае мы хотели бы сделать - а желание у нас большое - презентабельный центр города. Хотя бы его фасадную часть. Может быть, и за счет собственных средств. При помощи областного бюджета.

ЗЕЛЕНЫЕ ЗОНЫ НА КАДАСТРЕ

Объявлен конкурс на разработку генплана Калининграда до 2035 года. Там должны быть учтены объекты к ЧМ-2018. Расскажите об основных принципах будущего генплана.

Площадку на острове под строительство стадиона уже подготовили. Если не возникнет проблем с экспертизой, подрядчик сможет начать работы в сентябре.

Площадку на острове под строительство стадиона уже подготовили. Если не возникнет проблем с экспертизой, подрядчик сможет начать работы в сентябре.

Фото: Иван МАРКОВ

— Мы генплан закладываем на 20 лет. Потому что сегодняшний генплан не соответствует реалиям. Не соответствует, например, по зональности, по численности населения, которое живет в Калининграде. У нас по переписи живет 437 тысяч человек, а в реальности - под 600 тысяч. Снимают квартиры, десятки тысяч живут на дачах и не прописаны. Имеют регистрацию в области, а фактически живут здесь, и все услуги получают в Калининграде. Понятно, что идет огромнейшая нагрузка на инфраструктуру. Именно поэтому сегодняшнее зонирование нас совершенно не устраивает. Также нужно менять транспортную схему, потому что восток и юго-восток расширяются. Словом, там масса вопросов. Все ошибки предыдущего генплана обязательно учтем.

Общественность еще волнует вопрос зеленых зон. Будут ли они как-то дополнительно защищены в новом генеральном плане?

— Хочу общественности сразу сказать, что зеленые зоны уже сейчас практически полностью поставлены на кадастр. По некоторым участкам еще идут судебные разбирательства, пытаемся их поставить на кадастр.

Помните, несколько лет назад была скандальная история по поводу застройки берега Нижнего озера, когда вырубили несколько десятков декоративных голубых елей? Их вырубили потому, что участок был переведен из рекреационного в общественно-деловой. Подобная история может повториться?

— Повторю: практически все зеленые зоны на кадастре. Когда они стоят на кадастре, вы замучаетесь что-либо менять.

— То есть «на кадастре» - это некая гарантия?

— Да, гарантия. Если парк стоит на кадастре, то ничего уже с ним не сделаешь. Зеленая рекреационная зона, все, до свидания!

«ПЛАТНЫЙ ВЪЕЗД В ЦЕНТР ГОРОДА? ЗАЧЕМ НЕРВИРОВАТЬ ЛЮДЕЙ»?

Не так давно в Калининграде начали работать эвакуаторы. Как вы оцениваете, удалось ли благодаря этому новшеству улучшить обстановку на калининградских дорогах?

— Однозначно улучшения есть. Посмотрите, на Ленинском проспекте, улице Черняховского крайняя полоса уже не используется для стоянок. И эвакуаторы продолжают работать, поэтому, думаю, что за три-четыре месяца те, кто выиграл аукцион, еще больше нарастят свои мощности.

Не планируют ли городские власти вводить платные парковки на улицах, как это сделано в Москве?

— Пока нет. Опыт Москвы изучаем. Мы к этому тоже придем, когда сделаем паспортизацию улиц. Вы знаете, мы купили специальный автобус, он работает и проводит паспортизацию.

А как вам идея сделать въезд в центр города платным?

— Нет, не будем такого делать. У нас не такой большой город. И у нас все артерии проходят через центр. Представьте, какой транспортный коллапс может случиться. Да и людей зачем лишний раз нервировать.

Отрадно, что у нас появились велодорожки. Но в основном они находятся в рекреационных зонах. Почему на обычных улицах их до сих пор нет?

— Объясняю. Если мы делаем новые дороги, то предусматриваем там велодорожку. Например, мы сделали такую дорожку на улице Островского. Или новая дорога на Сельме, там тоже есть. У нас есть идея соединить рекреационную зону на Верхнем озере с Макс-Ашманн парком, который мы сделаем рано или поздно. Сейчас там идут разные мелиоративные работы. Затем мы постараемся войти в программу, чтобы благоустроить 68 гектаров из 130, которые были у немцев. Почикали парк чуть-чуть…

68 гектаров уже священны?

— Да, все. Никто на них не посягнет. И мы все это свяжем в том числе через улицу Тельмана, где оставим одну трамвайную полосу, а одну отдадим пешеходам и велосипедистам. И когда сделаем паспортизацию улиц, тогда начнем делать велодорожки на существующих улицах - где-то на проезжей части, где-то на тротуаре. Мной поставлена задача: к 2017 году должна быть сеть велодорожек в центре города.

О ДОРОГАХ И МОСТАХ

В этом году, как я понимаю, капитальный ремонт дорог не ведется, так?

— Нет. Денег нет. Вы видели, мы отремонтировали два моста. Есть еще проблемные мосты на Суворова, на Аллее Смелых. А что касается дорог, то мы сейчас тратим деньги только на текущий ремонт. И оставили деньги на мосты. Мост на Суворова начнем делать в ближайшее время. И в следующем году начнем ремонтировать мост на Аллее Смелых.

Если все-таки подумать о будущем, какие улицы будут капитально отремонтированы в первую очередь?

— Все улицы, которые связаны с островом Октябрьский. Мост на Дзержинского, новый мост на остров возле «Бауцентра», Литовский вал, улица Стрелецкая, где будет большой паркинг, Восточная эстакада, 9 Апреля, которая соединит улицу Александра Невского со вторым эстакадным мостом, съезды с этого моста. А когда соединим мост с Невского, появится хороший трафик. Уже деньги на это есть. Сейчас идут конкурсные процедуры.

Кстати, со вторым эстакадным мостом как-то разрешилась ситуация? Город же должен за него большую сумму?

— Город и остался пока в долгах. При этом деньги на съезды есть. С губернатором договорились, что часть, которая нужна на достройку, доделку выделит область из дорожного фонда. Остались вопросы по задолженности, но думаю, разрешим этот вопрос.

Когда будут реконструированы перекрестки с трамвайными путями, в частности возле Южного вокзала?

— Хорошо знаю эту проблему. К сожалению, пока денег нет, но в любом случае к 2018 году этот злосчастный перекресток обязательно развяжем. Такое поручение дано, будет сделан проект. Там волнообразные булыжные переезды… Сумма будет приличная.

Булыжник куда-то используете или он пылится? Или продается?

— Есть несколько складов, туда он весь сгружается. Иногда даем. Надо было воинам-интернационалистам - дали им немного. Для площади в Гвардейске выделяли. Только такие варианты. На продажу ничего не идет. Потому что когда будет возможность сделать исторический центр города, этот булыжник очень пригодится. Учет камня, кстати, полностью налажен, поэтому проблем никаких нет.

В Калининграде плачевная ситуация с дорожной разметкой. На многих улицах она почему-то в этом году вообще не обновилась. В чем причина?

— Субподрядчик оказался мерзавцем. Мы уже с ним расторгли договор.

Он новый на нашем рынке?

— Новый. Сейчас к работе приступает старый подрядчик. Он укладывает только пластиком. Думаем, наверстаем упущенное.

«АВТОБУСЫ ПОМЕНЯЕМ В 2018 ГОДУ»

Вопрос о городском транспорте. Планирует ли город закупать новые автобусы, трамваи и троллейбусы? То, что сейчас выходит на маршруты, порой не выдерживает никакой критики. Это прошлый век.

— Очень хотим. Первые на очереди стоят трамваи. Затем автобусы. Я недавно вернулся из Минска, там работает белорусско-швейцарский завод по производству трамваев. Трамваи такие же красивые, как и троллейбусы-кузнечики, которые полюбились калининградцам.

А в Польше уже не будете брать?

— Нам запретили. Все! А Белоруссия - это Таможенный союз. Поэтому они могут изготовить узкоколейные трамваи, сейчас готовим техзадание. Ищем варианты.

Цена этого трамвая не известна?

— Нет, конечно. Они не скажут сейчас.

По поводу трамвайных маршрутов…

— Все остается как сейчас. На Тельмана и на проспекте Победы оставим по одной полосе. На всякий случай. Если вдруг в жизни произойдет чудо, экономический рост, понятно, нам это пригодится. Но если такого не произойдет, мы тратить деньги на это не будем. Что касается автобусов, то ждем, когда будет разработана комплексная схема дорожного движения, за которую мы заплатили 26 миллионов рублей. Готовятся условия нового конкурса. Поменяем к 2018 году эти старые автобусы. Не старше трех лет будут.

У нас есть муниципальное предприятие и несколько частных. И почему-то получилось так, что эти частные имеют самые выгодные маршруты. Почему?

— Раньше была такая политика - мы реально тогда свой общественный транспорт убили. Еще продублировали некоторые маршруты. Там, где шел электротранспорт, поставили еще автобусы. Дурацкое решение было, я считаю. Понятно, мы подсели на убытки. На сегодняшний день мы маршрутную сеть готовим таким образом, чтобы наше предприятие работало в ноль. Второй принцип - не дублировать маршруты, где есть электротранспорт. И сколько можем проглотить, столько проглотим, а то, что не сможем, отдадим частникам. Такие перспективы муниципального транспорта.

А у вас есть полномочия, чтобы принуждать частные компании обновлять свой автобусный парк?

— Да. Они говорят, сделайте нам проезд 24 рубля, и мы обновим все. Сейчас тот тариф, который есть, невыгоден. Потому что последний раз, когда поднимался тариф, цена на топливо была значительно меньше, не было обязательного страхования, и другие факторы они называют. Наверное, это так.

А вы что думаете на этот счет?

— В смысле?

Насчет повышения тарифов?

— Насчет повышения я вообще ничего не могу думать. Я всегда должен опираться на экономически обоснованные цены. Это не мои полномочия и я не могу ничего сказать. Но если порассуждать чисто субъективно, то человек должен четко понимать экономическое обоснование любых цифр. Если этого нет, то нет, а если есть, то надо повышать.

«РЕШЕНИЯ СУДА НЕ КОММЕНТИРУЮ»

И еще парочка частных вопросов. Что в итоге появится на месте кафе «Сказка»? Принято ли окончательное решение?

— «Сказку» продал Кацман. Инвестор там будет строить двух-трехэтажный ресторан. Калининградский инвестор, кстати.

А ручей будет благоустроен?

— Конечно. Сейчас согласовывается проект. Будет красиво. И Кацман там рядом, кстати, открывает ночной клуб в «Дарах моря»…

Суд запретил строительство мечети в Южном парке. Многие наблюдатели называют это решение политическим. Как прокомментируете?

— Я решения суда вообще не комментирую. Его надо выполнять.

Это политическое решение?

— Ну как? Я законопослушный гражданин. Как можно комментировать решения суда? Решение было вынесено в полном соответствии с законом. Законы наши, что ли политические?

Что появится на месте недостроенной мечети?

— Если в Верховном суде решение устоит, то земля будет отдана парку. И там наш музей «Фридландские ворота». Все отойдет - часть туда, часть туда.

Аналогичный вопрос по поводу синагоги на острове Октябрьский. Там тоже запретили строить?

— Нет. Не то, что запретили, у них не было разрешения на строительство и пока они его не получат, там строить запрещено. Мне не важно - синагога, православная церковь, мечеть. Есть закон и его надо выполнять. Четкая и жесткая позиция.

То есть вы не боретесь с другими конфессиями?

— Нет. Мы не боремся ни с какими конфессиями. Делайте все по закону, и все будет хорошо.