Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество14 октября 2014 22:00

Секретный доклад Президиума ЦК КПСС: Хрущев обзывает товарищей словами «грязная муха» и «мокрая курица»

Что ставили в вину Никите Сергеевичу, когда снимали его с должности
Президиум ЦК признал: несмотря на все заверения об успехах, сельское хозяйство страны развалено. Фото: Getty Images

Президиум ЦК признал: несмотря на все заверения об успехах, сельское хозяйство страны развалено. Фото: Getty Images

Пятьдесят лет назад в нашей стране произошло историческое событие: впервые пост № 1 в КПСС и СССР покинул живой и относительно здоровый человек - Никита Сергеевич Хрущев. Но что именно ставили в вину Никите Сергеевичу коллеги по Президиуму ЦК (так в те времена называлось Политбюро)? Опубликованные доклады и выступления не давали ответа на этот вопрос. И лишь позже были рассекречены документы, которые показывают реальную, без прикрас, картину советской действительности первой половины шестидесятых.

«Чугунные тумбы краснеют»

Основной доклад о прегрешениях Хрущева на Пленуме ЦК должен был зачитывать Михаил Суслов. Он и сделал это 15 октября, когда все уже было решено и Хрущев подал в отставку. Но двумя днями раньше Суслов подготовил другой документ («Доклад Президиума ЦК КПСС на Октябрьском пленуме ЦК КПСС (вариант)», который разительно отличается от официального. И тут, что называется, были «сорваны все покровы».

«Тов. Хрущев, сосредоточив в своих руках неограниченную власть, обнаружил полное неумение, да и нежелание правильно пользоваться ею… Тов. Хрущев, особенно за последнее время, вышел из-под контроля ЦК КПСС и его президиума, открыто пренебрегает мнением руководителей партии и правительства, перестал считаться с высказываниями товарищей, никого не хочет признавать…. Все достижения партии и народа, победу ленинского курса в жизни нашего общества он приписывает не партии, а себе лично… На любом мало-мальски существенном мероприятии в нашей стране, на всем обязательно должно стоять клеймо: «Сделано Хрущевым».

Члены президиума и секретари ЦК переживали, что первый секретарь регулярно их унижал.

«Если же кто-то пытается сказать свое мнение, его сразу обрывают. Да и бесполезно стало говорить: все равно первый секретарь сделает по-своему. Такие «методы» как гневный окрик, командование, нецензурные оскорбления, матерная брань, стали постоянной нормой его поведения... Он перестал считаться даже с элементарными приличиями и нормами поведения и так отвратительно сквернословит, что, как говорится, не только уши вянут, чугунные тумбы краснеют… «Дурак, бездельник, лентяй, вонь, грязная муха, мокрая курица, дерьмо, г...о, ж...а» (отточия уже современные, в докладе без купюр. - Ред.) - это только «печатные» из употребляемых им оскорблений. А наиболее «ходкие», к которым он прибегает гораздо чаще, никакая бумага не выдержит и язык не поворачивается произнести. И это сыплется без разбора даже в присутствии женщин».

Три раза чуть не начал войну

Внешняя политика СССР конца 50-х - начала 60-х годов прошлого века, по мнению Хрущева, была успешной. Но товарищи по Президиуму ЦК и будущий главный идеолог КПСС Суслов считали иначе:

«Вспомните Суэцкий кризис. Тогда мы находились на волосок от большой войны! А на каком основании воевать? Ведь с Египтом у нас не имелось даже договора о взаимопомощи: не было и просьбы о помощи. Могут сказать, что мы не собирались всерьез воевать. Но тогда это не политика, а политический авантюризм, шантаж, безответственное жонглирование судьбой страны, судьбой партии, нашего великого дела».

«А пресловутый «берлинский вопрос»! При встрече тов. Хрущева с Кеннеди в Вене из-за этого вопроса дошло до такого накала, что Кеннеди заявил: «Если так пойдет и дальше, то погода в Европе в ближайшее время станет отвратительной». Он имел в виду войну. Тов. Хрущев предъявил ультиматум: либо к такому-то сроку Берлин будет вольным городом, либо нас не остановит даже война. Неизвестно, на что он рассчитывал. Ведь нет у нас таких дураков, которые считали бы, что надо воевать «за вольный город Берлин».

«Теперь о Карибском кризисе. Тов. Хрущев самодовольно заявил, что Сталину не удалось проникнуть в Латинскую Америку, а ему удалось… Спросите любого нашего маршала, генерала, и они скажут, что планы военного проникновения в Южную Америку - это бред, чреватый громадной опасностью войны. А если бы мы ради помощи одной из латиноамериканских стран нанесли ядерный удар по США первыми, то мало того что подставили под ядерный удар и себя, - от нас тогда бы все отшатнулись».

Суслов отмечал, что из-за Хрущева страна трижды оказывалась на грани ядерной войны.

«Верховный агроном» писать не умеет

Коснулся доклад и экономики.

«Сам он (Хрущев. - Ред.) в своих бесчисленных выступлениях и записках без конца твердит, что дела у нас идут хорошо. Ему вторят печать, радио и телевидение. Послушать их - у нас вроде бы вот-вот коммунизм наступит…

В прошлом году в стране возникли серьезные трудности даже с хлебом. В связи с этим тов. Хрущев предлагал ввести карточную систему. И это через 20 лет после войны! Мы были вынуждены выделить 860 тонн золота, чтобы купить зерно у капиталистов. Если бы сельское хозяйство находилось действительно в цветущем состоянии, то как мог один неурожай в течение «великого десятилетия» выбить нас из колеи, посадить страну на скудный паек. Лишить ее оборонных запасов хлеба, заставить Советский Союз, всегда продававший зерно, покупать его на золото?»

Товарищи по партии выяснили: на семью Никиты Сергеевича приходилось 12 машин! Фото: Getty Images

Товарищи по партии выяснили: на семью Никиты Сергеевича приходилось 12 машин! Фото: Getty Images

«Серьезные трудности с хлебом, а также с фуражом вынудили нас пустить большое количество скота под нож. В результате сейчас сложилось тяжелое положение с мясом, маслом, яйцами и другими продуктами».

«Таковы, товарищи, факты. Они ярко показывают, до чего может дойти человек, одержимый неукротимым стремлением к диктаторству. Причина этого стремления состоит в том, что тов. Хрущев всерьез убежден, будто он выше, умнее и дальновиднее всех. Везде ему хочется играть главенствующую роль: в тяжелой промышленности - Главного металлурга, в сельском хозяйстве - Верховного агронома и животновода, в строительстве - Генерального архитектора, и т. д. и т. п.

Печать, и прежде всего «Правда» и «Известия», стала, так сказать, его семейными листками, заполнена дифирамбами в его адрес. Всякую фразу, сказанную им, даже ерундовую, тащат в печать. А сколько издано книг и брошюр Хрущева - трудно даже определить! Точнее говоря, речь идет о книгах и брошюрах, подписанных им: сам он писать совсем не умеет».

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Сергей ХРУЩЕВ - «Комсомольской правде»: У отца было только два ругательства - «турок» и «бездельник»

Александр ГАМОВ

Мы позвонили в американский город Провиденс (штат Род-Айленд), где живет Сергей Хрущев с супругой (сын Никиты Сергеевича преподает в местном университете).

- Сергей Никитич, члены Президиума ЦК уверяли, что ваш отец был очень груб с коллегами. И даже, говорят, использовал ненормативную лексику.

- Нет, это неправда! Были у него только такие слова, как «бездельник» или «турок». Насчет мата. На всякую историю всегда наслаивается культурное восприятие следующего поколения. Следующее поколение за Хрущевым было матерщинное. Когда говорят «ругался», то это уже обязательно матом.

- Вы не будете спорить с тем, что Никита Сергеевич три раза чуть было не начал войну? Карибский кризис, Суэцкий канал...

- На Суэцком канале была война. Поэтому отец ее не начинал и не кончал. В Суэце высадились французский и английский экспедиционные войска, чтобы установить контроль над каналом. На следующий день вступила в бой израильская армия. Против этого выступил Эйзенхауэр (Дуайт Дэвид Эйзенхауэр, президент США с 1953 по 1961 год. - Ред.). Хрущев написал ноту, что он требует прекратить военные действия в течение 24 часов. Через 23 с половиной часа военные действия были прекращены...

- А берлинский вопрос? Когда Хрущев сказал Кеннеди (Джон Кеннеди, президент США с 1961 по 1963 год. - Ред.) в Вене: либо вы Берлин сделаете вольным городом, либо нас не остановит даже война.

- И Хрущев, и Кеннеди, так же как и Эйзенхауэр, считали, что война из арсенала политики исключена. И что может начаться война только в случае, если одна сторона другую загонит в угол. Хрущев требовал, чтобы американцы признали Восточную Германию в качестве субъекта международного права, как СССР признал Западную Германию. Американцы отказывались. Вокруг этого шла борьба на разных уровнях. И Хрущев говорил, что он предлагает Западный Берлин признать вольным городом. Под гарантии ООН. А Кеннеди не соглашался. На эту тему были различные препирательства. По-моему, там и близко к войне дело не подходило.

Полный текст интервью.

ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ

Портретов больше, чем у Сталина

Последователи Хрущева повторили многие его «грехи» - но уже с небывалым размахом!

«И царь не позволял!»

Беспроигрышным ходом для заговорщиков, желавших свалить Хрущева, были обвинения его в личной нескромности. В секретном докладе в вину ему ставилось все: и поездки за границу с семьей и свитой до 150 человек, и 110 человек охраны и обслуги.

«На практике он поступает как последний обыватель, позволяя себе такие вещи, которые совершенно недопустимы для члена партии. Порой и царь не позволял себе того, что позволяет этот человек. Приведу примеры: по его указанию построены бассейны на его дачах в Крыму и Пицунде (на Кавказе); на них израсходовано 5 млн. рублей».

Отметим, что через несколько лет член Политбюро ЦК КПСС Николай Подгорный приказал построить у себя на даче бассейн, наполненный минеральной водой боржоми, которую возили ему цистернами. Бассейны построили и в Заречье на даче Брежнева, и в Семеновском, где любил отдыхать Андропов…

Для советского человека в то время автомобиль был роскошью. Поэтому заявление Суслова об автонескромности первого секретаря и выглядело столь весомо:

«А посмотрите, сколько в его семье автомашин! Сын имеет их 4, зять - 2, жена и дочь поскромнее - по одной машине. Кроме того, за семьей закреплено еще 4 машины».

Через несколько лет в семье преемника Хрущева Леонида Ильича Брежнева автомобили вообще не считали. И были это не какие-то «Волги» и «Форды», а «Роллс-Ройсы», «Линкольны», «Кадиллаки» и «Мерседесы»…

Награды «вешать некуда»

Несколько нелепым выглядит и обвинение Хрущева в том, что он любил госнаграды: «А до чего падок этот «ленинец» на награды и подарки - трудно себе даже представить! Наград нахватал столько, что их ему уже и вешать некуда!»

На самом деле у Никиты Сергеевича было около 40 советских и иностранных наград. Немало, конечно. Но для сравнения: Брежнева награждали около 150 раз, причем у него было 20 Звезд Героя разных стран…

А еще Никите Сергеевичу относительно молодой (тогда ему был 51 год) товарищ Суслов ставил в упрек солидный багаж прожитых лет (Хрущеву было 70): «Возможно, многие его отрицательные качества до известной степени тем и объясняются, что человек вступил в преклонный возраст, хотя сам он никак не хочет с этим мириться и утверждает, будто бы он просто пожилой». Напомним, что сам Суслов «умер на посту» на 80-м году жизни, Брежнев на 76-м, Косыгин был членом Политбюро до 76 лет…

В качестве десерта планировалось убойное сравнение с «вождем народов». Вот слова из непрочтенного доклада: «Портретов Сталина за 1952 год в «Правде» было опубликовано всего шесть, а портретов тов. Хрущева только за 1964 год опубликовано в той же газете 147. Вот вам и пример истинного борца против культа!».

ФИНАЛ

Свергнутый правитель покаялся

Ушел Хрущев без скандала. Вот протокольная запись его последних слов на заседании Президиума ЦК 14 сентября 1964 г.: «Не прошу милости, вопрос решен. Я сказал тов. Микояну - бороться не буду. Зачем буду искать краски и мазать вас? И радуюсь - наконец-то партия выросла и может контролировать любого человека. Собрались - и мажете г...м, а я не могу возразить. Чувствовал, что я не справляюсь, а жизнь цепкая, зазнайство порождала. Выражаю (согласие с предложением написать заявление с просьбой об освобождении. - Ред.). Если надо - (скажите. - Ред.) как надо поступить, я так и поступлю. Где жить? Спасибо за работу, за критику».