2016-08-24T02:26:44+03:00

Рубим деревья, на которых сидим

Калининградские власти решили избавиться от старых придорожных деревьев, которые добавляют области туристической привлекательности. Зачем?
Алексей ДЕНИСЕНКОВРедактор КП-Калининград
Поделиться:
Комментарии: comments7
Старая немецкая дорога в Нестеровском районе.Старая немецкая дорога в Нестеровском районе.Фото: Алексей ДЕНИСЕНКОВ
Изменить размер текста:

Когда человека унижают, для того, кто это делает, есть риск получить по морде. Когда унижают большую массу людей, есть риск, что эта масса сильно разозлится и, скажем, выйдет на площадь и устроит мандариновый митинг. А дальше могут быть разные варианты. Так с человеком. С деревьями все гораздо проще. Их можно пилить, рубить, и они не ответят. Наука говорит, что они даже этого не почувствуют - умрут тихо. Так же тихо, как и жили. А значит вопрос морали: рубить или не рубить, который иногда задает себе человек с бензопилой или другой человек, который подписывает так называемый порубочный билет, - стоит далеко не так остро, как в случае с унижением себе подобных. Чаще всего такой моральный вопрос вообще не стоит. Но это не значит, что его нет, что его не задают.

На днях к нам в редакцию влетел Саша Матвеев, фотокорреспондент «Страны Калининград». Он был взволнован, глаза его горели тоской и возмущением одновременно.

- Вы знаете, что вырубают деревья вдоль Светлогорского шоссе? - начал он с порога.

- Наверное, это санитарная рубка, - предположил я.

- Какая там санитарная?! Рубят все деревья подчистую. Уже лысая дорога. Тут же распиливают на мелкие части и вывозят.

- Но говорили же, что вдоль второстепенных дорог не будут рубить? Губернатор же обещал…

- Много чего говорили!

Саша Матвеев живет в Светлогорске. Каждый день он ездит на работу в Калининград. Ездит по старой светлогорской дороге, очень живописной, весной превращающейся в волшебный зеленый тоннель. Не дорога - аллея. Таких у нас в области осталось еще немало. Пока немало. После постройки Приморского кольца старая дорога на Светлогорск стала второстепенной. И эта ее второстепенность, по мысли губернатора Николая Цуканова, должна была гарантировать неприкосновенность придорожных деревьев.

- Мы можем сохранить эти деревья на второстепенных дорогах, - говорил губернатор в июле уходящего года. - По этим дорогам могли бы проходить туристические маршруты. Деревья болеют, умирают, но к очистке лесных посадок надо подходить грамотно и разумно, тщательно выбирая объекты для вырубки и руководствуясь задачей не навредить, а сохранить это уникальное наследство.

Увы, слова губернатора остались в бодрых строчках пресс-релиза, а на деле получилась обратная картина. Вырубаются деревья на трассе Калининград - Полесск (причиной называется грядущее расширение дороги, причем, когда оно произойдет, не сообщается - до сих пор не дошли руки до того, чтобы расширить перенасыщенный трафиком участок до Гурьевска). Вырубаются деревья на так называемой «старой московской дороге» (вот где, оказывается, высокая интенсивность движения - и это после строительства новой четырехполосной магистрали до Гвардейска!). Вырубаются деревья на шоссе Калининград - Светлогорск (как выяснилось, ГИБДД получила порубочный билет на санитарную вырубку, но решила под шумок свалить все деревья - и больные, и здоровые). В предшествующие годы «облысели» еще несколько аллей. Такими темпами сохранить «уникальное наследство» точно не удастся, оно закончится очень скоро. И тогда фраза губернатора «по этим дорогам могли бы проходить туристические маршруты» окончательно потеряет свою актуальность. Могли бы проходить, но не пройдут.

Дорога к орденскому замку Бальга. Фото: Алексей ДЕНИСЕНКОВ

Дорога к орденскому замку Бальга.Фото: Алексей ДЕНИСЕНКОВ

Все это, к сожалению, очень показательно для нас, живущих сегодня на этой древней земле. Туристические маршруты могли бы проходить по тевтонским замкам, построенным в глухом Средневековье - по Бальге, Бранденбургу, Шаакену. Еще двадцать лет назад в некоторых из них жили, сегодня это жалкие и одновременно трагичные руины. Туристические маршруты могли бы проходить по средневековым кирхам и господским домам, некоторые из которых являлись настоящими шедеврами архитектуры. Но сегодня на большинство из них жалко смотреть и стыдно показывать туристам. После войны мы получили богатые трофеи. И семьдесят лет занимались их уничтожением. Мы, конечно, не хотели ничего уничтожать, но так получилось…

И что теперь, спросите вы, посыпать голову пеплом? Можно. Можно даже убить себя об стену из красного немецкого кирпича. Только не поможет. Нужно просто остановиться и задать себе актуальный в последние семь десятков лет вопрос: рубить или не рубить. Нужно озаботиться сохранностью того, что еще осталось, включить это оставшееся в число приоритетов.

Не рубить придорожные деревья.

Не разбирать кирхи на кирпичи для строительства сараев и загородных домов.

Заняться консервацией сохранившихся еще в том или ином виде памятников архитектуры.

Только тогда можно говорить о каких-то туристических маршрутах. Ведь очевидно, что самое привлекательное, самое туристическое у нас - это то, что осталось от некогда богатых трофеев, за которые, кто забыл, наши деды заплатили своей кровью. И никакие яхтенные марины за миллионы евро, никакие мифические амберлэнды и зоны с игровым сегментом туристов к нам не привлекут. Турист не поедет туда, где грязь, разруха и где все примерно так же, как везде. То есть там, откуда он вырвался на отдых.

Да бог с ними, с туристами! Давайте уважать себя и не превращать собственный дом в свинарник. Аминь.

P.S.

Мне кто-то возразит, и в принципе вполне справедливо: а как же безопасность на дорогах? Ведь большое количество трагедий на дорогах как раз из-за придорожных деревьев. И недаром их называют «последними солдатами вермахта». Стоят эти солдаты, суровые и молчаливые, ждут… Я не буду спорить. Да, не было бы деревьев, смертельных случаев, подозреваю, было бы меньше. Но обратите внимание на две вещи. Во-первых, вырубаются деревья на второстепенных дорогах - там, где априори не должно быть интенсивного движения, потому что есть дублирующие основные магистрали. Во-вторых, вырубить деревья проще всего. Это гораздо проще, чем, например, придать отдельным шоссе статус аллей и ограничить на них скоростной режим до 50 километров в час. И повесить соответствующие предупредительные знаки, как это сделано, например, в соседней Польше. Повесить большие и яркие знаки, повесить их часто. А заодно - следить за регулярным обновлением дорожной разметки. Интуиция мне подсказывает, что число аварий значительно снизится.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также