2016-08-24T02:26:34+03:00

Предновогодний распил деревьев: шоссе Калининград - Светлогорск решили постричь под ноль

Перед Новым годом в области активно начали рубить придорожные липы, ясени и каштаны. Из тенистых аллей дороги стремительно превращаются в «лысые» шоссе
Поделиться:
Комментарии: comments7
На светлогорском шоссе лесорубы разошлись: валят и больные деревья, и здоровые.На светлогорском шоссе лесорубы разошлись: валят и больные деревья, и здоровые.Фото: Иван МАРКОВ
Изменить размер текста:

Сразу вдоль нескольких автомобильных трасс области прямо перед Новым годом началась повальная рубка придорожных деревьев. Каштаны, липы и ясени рабочие распиливают на дрова в районе Светлогорска, на полесской трассе, на «старой московской дороге» в районе поселков Комсомольск и Рыбное, на шоссе Калининград - Правдинск. Можно предположить, что выделенные на эти цели денежные средства, необходимо кровь из носу освоить до первого января.

- Что случилось? Почему вдруг взялись за деревья? - спросили мы у вице-премьера области Александра Рольбинова.

- Сейчас идет только санитарная рубка, то есть мы пилим только те деревья, которые представляют опасность, либо погибшие, - ответил чиновник. - Больше никаких деревьев мы не рубим ни в коем случае, ни на какой трассе. Живые деревья, те, что в хорошем состоянии, нам рубить нельзя - у нас это запрещено категорически.

Как говорится, доверяй, но проверяй. Мы отправились на поиски лесорубов по старой светлогорской трассе и за поворотом на поселок Романово, в районе деревни Ольшанка, наткнулись на бригаду, орудующую бензопилами и топорами.

- Мужики, у вас порубочный билет имеется? – спросили мы.

Бригадир похлопал себя широченными ладонями по карманам спецовки и заявил, что порубочный лежит… нет, не в кармане, а в конторе. Потом бросил вдруг бензопилу и спросил:

- Че те надо? Если хочешь, могу начальнику позвонить, он тебе скажет, что у нас все с документами в порядке.

Позвонили. Начальник на том конце провода, не представившись и не назвав свое предприятие, рассказал, что порубочный у него. Основанием на рубку, по его словам, стало предписание ГИБДД.

- Это санитарная рубка, больные деревья валим, – не выдержал суровый бригадир.

К слову, из тех деревьев, что лежали на обочине, немного подгнивших было только два, но даже эта пара могла без проблем простоять у дороги еще лет пятьдесят. Сейчас они планомерно распиливались на дрова.

Распил идет полным ходом. Фото: Иван МАРКОВ

Распил идет полным ходом.Фото: Иван МАРКОВ

Вернувшись в Калининград, мы обратились в пресс-службу ГИБДД за объяснениями в надежде на то, что происходит какое-то недоразумение, и виновные в рубке будут наказаны. Но не тут-то было!

- То, что спиливают деревья, – это не новость. Этих деревьев там по ГОСТу быть не должно, - сообщили в Госавтоинспекции. - За этот год по нашим предписаниям спилили уже более 1500 деревьев, и работы продолжатся.

Вот это масштаб! А как же заявление губернатора Николая Цуканова, который прошлым летом решил вступиться за придорожные деревья, заявив, что они являются символом региона?

- На второстепенных дорогах деревья надо сохранить, - сказал тогда Цуканов. - Это наша особенность и туристическая изюминка.

Получается, что про слова губернатора просто забыли. Может быть, региональное правительство вообще не в курсе, что происходит на дорогах? Недаром ведь вице-премьер Рольбинов говорит о санитарной рубке, а по факту рубка происходит тотальная.

ЦИФРА

1500 придорожных деревьев повалили в этом году в Калининградской области по предписанию ГИБДД

КОММЕНТАРИЙ ЭКОЛОГА

Мария КОХАНОВСКАЯ, кандидат географических наук, доцент Института природопользования, территориального развития и градостроительства БФУ имени Канта:

- Придорожные аллеи очищают воздух, поглощают газы и пыль, а автотранспортное загрязнение может быть причиной хронических болезней органов дыхания. Придорожные деревья также участвуют в поддержании гидрологического режима, на пятую часть, снижая объем стекающей дождевой воды и, значит, нагрузку на ливневую канализацию. Также в аллеях снижается шум. И, конечно, это уникальные пейзажи, эстетически привлекательные и для жителей региона, и для туристов.

Летом калининградские дороги - это настоящие зеленые тоннели. Фото: Архив «КП» в Ижевске

Летом калининградские дороги - это настоящие зеленые тоннели.Фото: Архив «КП» в Ижевске

ЕСТЬ МНЕНИЕ

«Безопасность? Но деревья на автомобили не нападают»

- Я отношусь к решению нашего ГИБДД как к хамству и варварству, - говорит краевед-энтузиаст Александр Чалый. - Пример нашей области – наглядное пособие по тому, как мы, русские, осваиваем свою территорию. Полить землю кровью, а потом обгадить – это по-нашему. А Госавтоинспекции нужно искать другие способы для снижения аварийности на дорогах. На всех шоссе, где растут такие деревья, стоит ограничение скорости - 70 километров в час, а то и меньше. Нечего сюсюкаться с теми, кто не хочет принимать общепринятые правила. А деревья в авариях не виноваты – они на автомобили сами не нападают.

ЦИФРА

1500 придорожных деревьев повалили в этом году в Калининградской области по предписанию ГИБДД.

ЧТО ГОВОРЯТ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

«У нас нет цели освоить средства до конца года»

Вырубать придорожные деревья можно только в двух случаях, говорят калининградские чиновники.

После публикации первого материала про спиленные деревья с комментарием в защиту законности вырубки деревьев выступил начальник управления дорожного хозяйства Калининградской области Геннадий Лейбович.

- Губернатор Калининградской области неоднократно публично высказывался против хаотичной и несанкционированной рубки деревьев. Этот процесс строго отслеживается, - отметил чиновник. - На сегодняшний день деревья вдоль дорог могут вырубаться в двух случаях: по предписанию ГИБДД (санитарная рубка) и при реконструкции или строительстве дорог, там, где это необходимо для того, чтобы расширить проезжую часть. В частности, вырубка деревьев по автодороге Зеленоградск - Приморск через Светлогорск проводится по предписанию, выданному старшим государственным инспектором безопасности дорожного движения ГИБДД МО МВД России «Светлогорский» майором полиции Стениным Л.И. Согласно данному документу дорожникам предписывается на отрезке дороги с 19 по 44 километр убрать сухие (гнилые) придорожные деревья, находящиеся в непосредственной близости от проезжей части. Ковровское сельское поселение выдало порубочный билет, срубленные деревья передаются сельскому поселению, а они сами решают, что с ними делать.

ОТ РЕДАКЦИИ:

О состоянии спиленных деревьев говорят фотографии с места рубки. Рабочие, принимавшие участие в лесоповале, настойчиво рекомендовали нам сфотографировать одно-единственное дерево с дуплом, в то время как деревья без признаков гниения спешно распиливались на дрова и складывались в кузова грузовиков. Ни одного сухого дерева, грозящего скорым падением, вдоль трассы в день нашего выезда (26 декабря) спилено не было, на обочине лежали сплошь здоровые вековые, липы.

Геннадий Лейбович. Фото: Архив «КП» в Ижевске

Геннадий Лейбович.Фото: Архив «КП» в Ижевске

- Вырубка деревьев будет производиться в соответствии с заключенным госконтрактом вдоль трассы Калининград-Мамоново-2, там, где сейчас идет реконструкция 15-километрового участка, ведущего к погранпереходу с Польшей, - продолжает Геннадий Лейбович. - Получен порубочный билет от сельского поселения Пограничное, оплачено 8 миллионов рублей и по завершении работ будет там же вдоль дороги осуществлена компенсационная высадка деревьев. Сейчас проводятся работы по капитальному ремонту трассы в районе поселка Комсомольск, там также в рамках госконтракта предусмотрена вырубка, имеется порубочный билет и предусмотрена высадка деревьев.

ОТ РЕДАКЦИИ:

Несколько слов по поводу шоссе в районе поселка Комсомольск, которое также называют «старой московской дорогой»: в этом направлении движение оживленным назвать сложно. И вот почему: параллельно этой второстепенной дороге идет обновленная трасса на Гвардейск, поэтому автомобилист вправе выбрать, что для него важнее, скорость или эстетика. Между тем губернатор Николай Цуканов, на которого ссылается господин Лейбович, неоднократно просил оставить деревья вдоль второстепенных дорог в покое. Автомобилисты, обратившиеся в нашу редакцию, сообщили, что уже сейчас деревья в районе поселка Рыбное и деревни Каменка (один из красивейших зеленых коридоров области) начали рубить ускоренными темпами.

- В ближайшем будущем вырубка деревьев будет производиться, так как планируется строительство Северного обхода Калининграда, - говорит Геннадий Лейбович. - В планах - реконструкция полесской трассы, так как она очень узкая. Я еще раз хочу подчеркнуть, что несанкционированной вырубки быть не может. В вышеперечисленных случаях вырубка деревьев идет в строгом соответствии с проектными решениями, подтвержденными государственной экспертизой. У нас нет цели, так сказать, «освоить» какие-то средства до конца года. Сейчас, когда погодные условия не позволяют укладывать асфальт, предприятия занимаются расчисткой обочин для предстоящей работы.

ОТ РЕДАКЦИИ:

«Нет работы? Пилим деревья!» Логика понятна. К тому же тут господин Лейбович поднимает вопрос о санкционированных рубках. Никто и не говорил, что они незаконны. Рабочие утверждали, что у них есть порубочный билет. В ГИБДД подтвердили, что выдали предписание, не удержавшись от комментария: «Деревьев у дороги по ГОСТу быть не должно». Другое дело, что законность в данном случае противоречит здравому смыслу. Историческое наследие глупо оценивать ГОСТами и СНиПами. Понятно же, что все постройки, старше ста лет, тоже не соответствуют современным стандартам. Их тоже следует снести?

Авторскую колонку на тему вырубки придорожных деревьев читайте ЗДЕСЬ.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также