Общество5 февраля 2015 9:25

Во время «атаки века» Маринеско едва не погиб от собственной торпеды

Зимой 1945-го при эвакуации войск и беженцев морем из Восточной Пруссии германский флот нес тяжелейшие потери
Так выглядел "Вильгельм Густлов" перед началом войны.

Так выглядел "Вильгельм Густлов" перед началом войны.

Фото: из архива «КП»

Посеявший ветер пожнет бурю. В январе 1945 года немцам сполна пришлось прочувствовать то, что русские испытали в июне 1941-го. Порты Восточной Пруссии захлестнули волны беженцев. К концу месяца в одном только Пиллау (современном Балтийске) уже насчитывалось порядка 50 тысяч эвакуированных - вчетверо больше, чем постоянное население городка. Здесь же дислоцировалась 1-я учебная дивизия подводных лодок, а в порту Готенхафен - 2-я учебная дивизия подплава. 21 января гросс-адмирал Денниц отдал приказ о подготовке операции «Ганнибал» - эвакуации людей из Данцигской бухты силами курсантов-подводников. Перевозки начали осуществляться четыре дня спустя.

«ВЕЕР» ДЛЯ«ВИЛЬГЕЛЬМА ГУСТЛОВА»

Достичь пункта назначения смогли отнюдь не все корабли. В том же январе на дно пошло 12 судов, половина из которых подорвалась на минах, а остальные стали жертвами советской авиации и подлодок. Особняком в этом ряду стоит гибель лайнера «Вильгельм Густлов». Во всяком случае, именно этот эпизод получил наибольшее освещение как в средствах массовой информации, так и в трудах военных историков. Хотя насколько это было закономерно - уже другой вопрос.

Как бы то ни было, к 30 января на борт на борт «Густлова» было принято свыше девяти тысяч человек. В их числе - несколько десятков офицеров-подводников, несколько сотен женщин, проходивших службу во флотском вспомогательном дивизионе, раненые солдаты, а также гражданские беженцы. Отправляясь в путь, капитан распорядился включить все огни, что в итоге сыграло роковую роль. На выходе из бухты ярко освещенный лайнер был замечен советской подводной лодкой С-13, которой командовал капитан 3-го ранга Александр Маринеско. В течение двух часов он шел за немецким кораблем в позиционном положении - то есть, рубка находилась над водой! Однако ее так и не заметили с миноносца «Леве», который единственный сопровождал лайнер.

Картина «Конец немецкой лайнера Вильгельм Густлофф»

Картина «Конец немецкой лайнера Вильгельм Густлофф»

Фото: из архива «КП»

Вечером капитан «Густлова», наконец, приказал потушить огни, но было уже поздно. В 21.04, с дистанции менее километра, С-13 пустила четыре торпеды «веером». Правда, одна из них застряла в аппарате, но к счастью, не взорвалась. 12 минут спустя первая из выпущенных торпед угодила в носовую часть лайнера, вторая - в бассейн, третья - прямиком в машинное отделение.

Капитан «Густлова» тотчас приказал задраить пострадавшие отсеки, надеясь, что водонепроницаемые переборки позволят остаться на плаву. Отчасти решение было верным - лайнер тонул больше часа. Но заблокированными оказались не только несчастные пассажиры, но и часть команды, которая должна была заниматься спуском на воду спасательных средств. В результате у шлюпок возникла давка, в которой затоптали насмерть немало людей - тех, кому посчастливилось не погибнуть от взрывов и не утонуть на нижних палубах.

Миноносцу «Леве» удалось спасти с тонущего корабля 472 человека. Между прочим, в это время мимо прошел крейсер «Адмирал Хиппер», который имел на борту полторы тысячи пассажиров. Но он не стал останавливаться, опасаясь повторения торпедной атаки. Номерной эсминец Т-36 из его конвоя подобрал еще 564 погибавших. Через час прибыло еще несколько судов, но спасать было уже почти некого. Немудрено - температура воздуха была -15 по Цельсию!

Говоря о количестве погибших на «Густлове», называют цифры от четырех до девяти тысяч человек. Последнее является откровенным преувеличением. Вероятно, наиболее соответствует реальности показатель в 5384 погибших.

ТРАГЕДИЯ «ГОЙЯ»

Благополучно уйдя после атаки так и не обнаруженной, С-13 продолжила поход и 10 февраля удачно атаковала еще один немецкий конвой. Маринеско действовал почти так же, как и в случае с «Гусловом»: выпустил из кормовых аппаратов две торпеды - и обе точно в военный транспорт «Генерал Штойбен». Он затонул через 15 мину, унеся с собой на дно 3608 человек. Спастись удалось лишь 659.

«Штойбен» был спущен на воду в 1922 году как океанский круизный лайнер и изначально назывался «Мюнхен». С началом Второй мировой войны комфортабельное судно переоборудовали под гостиницу для высшего командного состава Кригсмарине - военно-морских сил Третьего рейха. А в августе 1944-го нужда заставила приспособить лайнер для доставки раненых. Впрочем, «Штойбен», как и ему подобные, официально не являлся госпитальным судном в полном смысле этого слова, и не находился под защитой Женевской конвенции. Транспорты по доставке раненых были перекрашены в серый защитный цвет, с них убрали Красный Крест и установили четыре зенитных орудия калибра 37 мм. и столько же счетверенных зенитных пулеметов. Орудийная прислуга насчитывала 65 солдат.

Крушение «Гойи»

Крушение «Гойи»

Фото: из архива «КП»

После залпа С-13 даже не стала погружаться, без помех уйдя с места атаки и в дальнейшем благополучно вернувшись на базу.

— О тех, кто стал жертвой его атак, командир подлодки имел самые смутные представления, - рассказывает калининградский историк Сергей Гольчиков. - Ничего особо выдающегося в действиях Маринеско командование не увидело. Сам Маринеско характер имел не ангельский, конфликтовал с начальством, и после войны у него возникли серьезные проблемы. Миф об «атаке века» появился в начале 60-х, когда понадобилось срочно показать огромную роль флота в войне.

Справедливости ради, необходимо заметить, что с такой точкой зрения согласны далеко не все историки. Но что совершенно бесспорно - честь самой результативной атаке на Балтике во время Великой Отечественной войны принадлежит другому советскому подводнику.

Владимир Коновалов командовал лодкой Л-3. 17 апреля 1945 года она потопила транспорт «Гойя». На борту судна находились свыше семи тысяч человек, из которых спаслось, по разным данным, от 128 до 134.

ПОМНЯ ОБ «АРМЕНИИ»

Не отрицая всей трагичности событий на Балтике в январе 1945-го, нельзя забывать, что на войне топили не только немецкие суда. Весьма показательной в этом смысле выглядит судьба советского теплохода «Армения». С началом войны он был переоборудован под госпитальное судно. 7 ноября 1941 года «Армения» перевозила раненых бойцов Красной армии, медицинский персонал из состава 23 военных госпиталей, а также эвакуированных жителей Севастополя и Ялты.

Теплоход «Армения»

Теплоход «Армения»

Фото: из архива «КП»

В 11 часов 25 минут теплоход был атакован немецким самолетом-торпедоносцем Не-111, который зашел со стороны берега и с дистанции в 600 метров сбросил две торпеды. Одна прошла мимо, вторая попала в цель. Всего через четыре минуты «Армения» перевернулась вверх килем и ушла на дно. Спаслось восемь человек, о том, сколько погибло, идут споры до сих пор. В советское время считалось, что около пяти тысяч, но потом некоторые историки увеличили эту цифру до семи-девяти тысяч. Ведь как рассказывали те самые спасшиеся, судно было перегружено сверх всякой меры - люди стояли на палубах плечом к плечу, словно в трамвае в часы пик.

И об этом эпизоде невероятно жестокой войны неплохо было бы вспоминать всем, кто при каждом удобном случае склонен всячески стенать почему-то исключительно о судьбе несчастных беженцев с «Густлова».

ХРОНИКА «КП»

В эти дни 70 лет назад

5 ФЕВРАЛЯ

В ставке германского верховного главнокомандования в Берлине состоялось специальное совещание, которое потребовало от войск восстановить сухопутные коммуникации восточно-прусской группировки с портами Кенигсберг и Пиллау. В этот же день северо-западнее Кенигсберга Красная армия продолжала бои по очищению от противника Земландлского полуострова.

6 ФЕВРАЛЯ

Ставка Верховного главнокомандующего направила директиву о реорганизации 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов и привлечении 1-го Прибалтийского фронта к проведению Восточно-Прусской операции. По решению Ставки 6 февраля 2-й Прибалтийский фронт вобрал в себя войска 1-го Прибалтийского, управление которого в свою очередь приняло 43-ю, 39-ю и 11-ю гвардейскую армии из 3-го Белорусского фронта.

В течение 6 февраля севернее Алленштайна (Ольштына) наши войска в результате наступательных боев заняли населенные пункты Восседен, Лангвизе и Лаунау.

7 ФЕВРАЛЯ

Южнее Кенигсберга советские войска вели наступательные бои, в ходе которых заняли более 30 населенных пунктов.

8 ФЕВРАЛЯ

В этот день подразделения Красной армии вели ожесточенные бои южнее Кенигсберга. В результате упорных боев был взят город Кройцбург (поселок Корнево).

9 ФЕВРАЛЯ

Директивой Ставки Верховного главнокомандующего войска правого крыла 2-го Белорусского фронта - 50, 3, 48 и 5-я гвардейская танковая армии и другие отдельные соединения и части были переданы 3-му Белорусскому фронту. Ставка приказала 3-му Белорусскому фронту не позднее 20-25 февраля завершить разгром хейльсбергской группировки противника, действовавшей южнее Кенигсберга.

В этот день северо-восточнее Эльбинга наши войска овладели на побережье залива Фришес-Хаф городом Фрауенбург. Сам Эльбинг был окончательно окружен.

В этот день арестован и осужден на восемь лет лагерей командир артиллерийской батареи капитан Александр Солженицын. Причиной стало письмо другу, в котором была критика Сталина.

10 ФЕВРАЛЯ

Началась ликвидация хейльсбергской группировки противника войсками 3-го Белорусского и 1-го Прибалтийского фронтов (в районе современного Мамоново и замка Бальга). Преодолевая одну оборонительную позицию за другой, советские войска медленно продвигались вперед, стремясь расколоть хейльсбергскую группировку на части, но желаемого успеха не имели.

В этот день войска 3-го Белорусского фронта с боем овладели городом Прейсиш-Эйлау (Багратионовск). А подразделения 2-го Белорусского фронта, сломив сопротивление окруженной группировки противника, штурмом овладели Эльбингом - крупным узлом коммуникаций и мощным опорным пунктом обороны немцев на правом берегу Вислы, прикрывающим подступы к Данцигской бухте.

11 ФЕВРАЛЯ

В течение дня наши войска в результате наступательных боёв овладели населенными пунктами Мараунен, Хуссенен и Вондиттен.