Премия Рунета-2020
Калининград
+6°
Boom metrics
Общество9 апреля 2015 11:05

Почему Кенигсберг наши взяли за четыре дня, а немцы о Сталинград обломали зубы

При штурме города советские войска в полной мере учли уроки, полученные в ходе обороны города на Волге
Советская САУ ИСУ-152 Зверобой на улице взятого Кенигсберга

Советская САУ ИСУ-152 Зверобой на улице взятого Кенигсберга

Фото: из архива «КП»

Три месяца против четырех дней

Пожалуй, главный вопрос, который до сих пор не дает покоя западным (особенно, конечно, германским) военным аналитикам - почему Сталинград немцы, по большому счету, безуспешно штурмовали больше трех месяцев, а Кенигсберг под натиском советских войск пал за неполных четыре дня? Причем город на Волге, в отличие от города на Прегеле никто и никогда не объявлял крепостью. К тому же, бывший Царицын, в отличие от столицы Восточной Пруссии, не мог похвастаться мощным поясом фортов и прочих полевых укреплений.

Тем не менее, общие потери сил Оси в треугольнике Дона, Волги и Сталинграда составили почти полтора миллиона человек. В Сталинградской битве 6-я армия вермахта - лучшая на тот момент - потерпела сокрушительное поражение: только в плену оказалось свыше 90 тысяч солдат и офицеров, включая 24 генерала. Безвозвратные потери, как считается, превысили 147 тысяч человек. Этот рекорд был побит лишь в знаменитом августе 1944-го, когда вермахт оставил на поле боя 277 с лишним тысяч бойцов.

В связи с вышеизложенным, представляется вполне логичными надежды гитлеровцев на то, что наступающая Красная армия точно так же, как они в 1942-м, обломает зубы о такой твердый орешек, как, опять-таки, мощнейшая крепость Третьего рейха - Кенигсберг. Однако этим чаяниям сбыться было не суждено. Почему?

Приходилось слышать мнение, что причина заключается в высочайшем боевом духе советских войск, которые к весне 1945 года окончательно вошли во вкус побед. И, соответственно - в упадке этого самого духа у оборонявшей город вражеской группировки. Не сбрасывая со счетов психологический фактор, все же, вряд ли именно он в итоге стал определяющим. В конце концов, например, польские кавалеристы с шашками бросались на немецкие танки в сентябре 1939-го. А японские камикадзе с хризантемами в зубах неустанно таранили американские корабли и бросались со связками гранат под советские танки вплоть до конца Второй Мировой воны. В итоге и та, и другая держава оказались разгромлены наголову.

Тактика неконтактной войны

Ударяясь в другую крайность, некоторые исследователи склонны объяснять все подавляющим преимуществом в военной мощи, которое удалось обеспечить РККА при штурме Кенигсберга. Но, во-первых, «проблемы индейцев шерифа не волнуют»: во все времена умение создать численный перевес в битве относилось к достоинствам, а отнюдь не к недостаткам полководцев. Во-вторых, превосходство все той же 6-й армии Паулюса над откатывающимися к Волге нашими войсками тоже было очень даже внушительным.

Согласно данным калининградского историка Сергея Гольчикова, в момент штурма гарнизон Кенигсберга состоял из пяти пехотных дивизий, полицейской группы Шуберта, роты штурмовых орудий, различных других боевых групп, а также восьми батальонов фольксштурма. Однако тот же Гольчиков, говоря уже о штурмовой советской группировке, признает, что «самой серьезной трудностью стала малочисленность стрелковых дивизий. К началу штурма ее удалось довести до 4300-4600 человек пехоты… недостаток которой предполагалось компенсировать огневой мощью, в первую очередь артиллерией и авиацией».

Что ж, на основании этого факта вполне можно сделать вывод, что наши маршалы вполне научились беречь живую силу, отдавая предпочтение неконтактным, как бы сегодня выразились, методам ведения войны. Чему свидетельством и состав штурмовых групп, сформированных в преддверии решающей схватки (подробнее об этом – на соседней странице).

Кроме того, стоит обратить внимание и на тактику наступающих, которые и в этом отношении извлекли полезные уроки из Сталинградской битвы.

Советские солдаты спят, отдыхая после боев, прямо на улице взятого штурмом Кенигсберга

Советские солдаты спят, отдыхая после боев, прямо на улице взятого штурмом Кенигсберга

Фото: из архива «КП»

Известно, что штурм Сталинграда, по большому счету, начался с мощнейшего авианалета 23 августа - одной из мощнейших в истории бомбардировки мирного города. Тогда было разрушено больше половины зданий, а в конечном итоге Сталинград потерял 90 процентов жилфонда! Но именно образовавшиеся над подвалами «подушки» из рухнувших стен и крыш в дальнейшем послужили превосходной защитой от снарядов и бомб. Вся городская территория фактически превратилась в сплошной форт, что привело к колоссальным потерям штурмовой пехоты вермахта.

На амбразуры уже не бросались

В Кенигсберге советские войска ограничили мощь авианалетов пределами разумного. В ходе штурма города предпочитали обходить укрепрайоны, сберегая личный состав и отдавая форты на откуп артиллеристам с саперами. «Штурмовые отряды не стремились к рукопашным схваткам, а широко использовали артиллерию, минометы, танки, поддержку авиации, - подтверждает Гольчиков. - Узлы сопротивления просто разрушались. Широко применялось блокирование и подрыв огневых точек и зданий».

Так, к примеру, наши танкисты, напоровшиеся у форта №3 на немецкие 88-миллиметровые зенитки, которые враг выкатил на прямую наводку, предпочли переместиться в промежуток между этим укреплением и фортом № 5. И в дальнейшем без лишней суеты, но вполне успешно развивали наступление по Заммитер-аллее - нынешней улице Горького, уже к вечеру 8 апреля взяв стадион, который сегодня называется «Трудовые резервы».

Точно так же обстояло дело и с укрепленными домами: пехотинцы не заваливали своими телами превращенные в амбразуры окна, а дожидались подхода артиллерии, которая обрушивалась на засевшего внутри врага. Именно тогда в обиход вошел термин «выколачивание пленных»: остатки немецких гарнизонов предпочитали больше не искушать судьбу и сдавались на милость победителей.

Как результат, общие потери советских войск при штурме Кенигсберга составили 9230 человека убитыми и 94 249 ранеными. В сопоставлении со сталинградской статистикой эти показатели говорят сами за себя.

ХРОНИКА «КП»

В эти дни 70 лет назад

6 АПРЕЛЯ

Ранним утром передовые батальоны штурмующих армий начали разведку боем, убедившись, что первая линия обороны противником не очищена. В 9.00 наступающая на город с юга 11-я гвардейская армия предприняла артподготовку, через час заговорили пушки 39-й, 43-й и 50-й армий на севере. Ровно в полдень начался общий штурм пехотой и танками со всех направлений. Блокированы форты №№ 8 и 10, оборонявшие сектор современных улиц Суворова – Дзержинского. Завязались бои в пригородных поселках Кальген (Чайковское и Суворово) и Шпайхерсдорф (Южный). К 14.00 советские войска вышли к озеру (нынешнее оз. Летнее) на окраине Понарта (Балтрайон). Блокированы форты №№ 4, 5 и 5а. Захвачен район Байдриттен (северная часть пос. Первомайский), развернулись бои в районах Нойхуфен и Шарлоттенбург (пос. Лермонтово). К вечеру захвачена городская радиостанция и перерезана железная дорога на Пиллау.

7 АПРЕЛЯ

Утром капитулировали форты №№5а, 10, штурмом взят форт №4. Продолжились бои за Шарлоттенбург. В первой половине дня штурмующие достигли Коперникуса (ул. лейтенанта Катина), захватили мост в ее южной части. После короткого боя пал форт №11. К полудню советские части вошли в Зюдпарк (парк Южный).

Во второй половине дня сдался форт №8, немцы отступили из поселка Шенуш (Садовое), без боя оставили судостроительный завод «Шихау» («Янтарь»). Вечером пал форт №12. Наступающие обошли с востока Розенау (часть Московского района) и вышли к Старому Прегелю. Поздно вечером очищена территория порта, советские войска начали форсировать Прегель, захватив плацдарм на правом берегу реки. К концу дня велись бои за Хауптбанхоф (Южный вокзал).

8 АПРЕЛЯ

После ночной атаки советские войска вышли к Обер-тайх (оз. Верхнее). Капитулировал форт №5. Взят Ротенштайн (пос. Кутузово). Советские танки по Замиттер-аллее (ул. Горького) начали продвижение к Нордбанхоф (Северному вокзалу). Захвачена товарная станция и опорный пункт с центром во Фридрихсургских воротах, двухъярусный мост через Прегель. К 13.00 взяты вагоностроительный завод «Штайнфурт» и станция Ратсхоф (Калининград-Западный). Стрелковые подразделения подошли к Хагенштрассе (ул. К. Маркса). Вечером занят стадион («Трудовые резервы») на Замиттер-аллее, в разгаре бои в зоопарке. 20.00 – взято здание Товарной биржи (ДКМ).

9 АПРЕЛЯ

Ночью пресечена попытка прорыва в районе кладбища (ЦПКиО). Советские войска приблизились к Симон-платц (стадион «Балтика») и Нордбанхоф (Северному вокзалу). Утром форсирован Альтер Прегель (Старая Преголя), завязался бой на острове Кнайпхоф (Канта). Сдался форт №3. Захвачены Закхаймские и Королевские ворота. По Закхайму (Моспроспект) и Кенигштрассе (ул. Фрунзе) штурмующие приблизились к Королевскому замку. Захвачен аэродром Девау. В 19.00 захвачен Королевский замок. Комендант крепости Отто Ляш вступил в переговоры о капитуляции. В 22.45 немецким войскам командование приказало прекратить сопротивление.