Премия Рунета-2020
Калининград
+4°
Boom metrics
Общество21 апреля 2015 13:33

Наблюдатель ПВО Федор Горбач: Немцы боялись партизан как огня

«Комсомолка» продолжает серию публикаций «Герои штурма Кенигсберга». Мы рассказываем о советских бойцах, которые приближали Великую Победу
Федор Сергеевич много лет проработал в Калининграде инкассатором.

Федор Сергеевич много лет проработал в Калининграде инкассатором.

Фото: Александр КАТЕРУША

Всем ветеранам мы задаем три вопроса: об их довоенной и мирной послевоенной жизни и просим вспомнить яркие эпизоды из жизни фронтовой. Наш сегодняшний выпуск посвящен Федору Сергеевичу Горбачу, который освобождал прибалтийские республики, города Восточной Пруссии, участвовал в штурме Кёнигсберга. А уже после войны служил в Правдинске, бывшем Фридланде.

ХОДИЛ НА ПОЛЕ, ПАХАЛ ЗЕМЛЮ

— Я выходец из многодетной белорусской семьи. Родился в Минской области. Родители работали в колхозе. А я… чем в деревне пацаны занимаются? Работали, как и взрослые. Ходил на поле и помогал матери полоть. Потом боронил землю. Ведь когда я подрос, уже и землю обрабатывал. В 14 лет пахал на лошади. У меня была молодая лошадка, я ее сам вырастил. Как уж ее звали – не помню…

…На колхозном поле я в 13 лет потерял палец на правой руке. Шел за трактором и вроде как баловался - положил руку на плуг, вот рука и попала в механизм…

…Война началась, и колхозов не стало, их смели. Землю раздали, и мы, каждый на своем кусочке работали. Сажали на своих огородах картошку, кое-кто сеял даже зерновые. Пшеницу, просо, ячмень. На этом и жили…

Федор Горбач (на переднем плане) с сослуживцами в Правдинске.

Федор Горбач (на переднем плане) с сослуживцами в Правдинске.

Фото: из архива героя публикации

… Когда началась оккупация, мне шел 17-й год. В деревне мы особо не страдали. Потому что земля была своя. Что соберешь, на то и живешь. Немцы к нам в деревню не совались. Потому что боялись партизан, а их было много. Немцев я впервые увидел, когда в город пошел. Что-то надо было купить, вроде. А немцы из города боялись высунуться. Когда нашу область освободили, меня забрали в армию.

КОЛОННЫ НЕМЦЕВ ПОКИДАЛИ ПРУССИЮ

— Я служил в ПВО. Сначала проходил курс молодого бойца – это где-то три-четыре месяца. Когда стали мы настоящими военными, меня привезли в Литву. Военную службу начал с Каунаса, потом перебрался в Восточную Пруссию. Мы стояли на вышках и несли службу, передавая донесения о самолетах противника. Я немецкие самолеты хорошо знаю. Например, «Фокке-Вульф» – это одноместный истребитель…

…Призывались мы с девчонками. Девушки служили наравне с нами, точно так же стояли на наблюдательных вышках. Во ведь какое дело. До любви у нас не доходило. Кто постарше был, тот, может, и ухаживал, подарки дарил. А я был мальчишкой и о любви еще ничего не знал. Мы стеснялись девушек…

Федор со своей супругой Ниной. Снимок сделан после войны.

Федор со своей супругой Ниной. Снимок сделан после войны.

Фото: из архива героя публикации

…Я помню, какое количество пленных немцев тут, в Восточной Пруссии было. Получилось так, что в начале войны наших пленили, и солдаты советские шли колоннами, уставшие и разбитые. А в Восточной Пруссии было наоборот. Колоннами тянулись немцы, кое-кто из них был уже без формы. Знаете, мне было почему-то страшно на них смотреть. Хотя понимал, что опасности они не представляют.

РАБОТАЛ ИНКАССАТОРОМ

Мы служили и во Фридланде, нынешнем Правдинске, потом в Мамоново. После срочной семилетки я остался на сверхсрочную службу. Стал начальником наблюдательного поста, потом заместителем командира взвода. Часто выезжал в область. Со своей женой Ниной познакомился в поселке Долгоруково Багратионовского района. Нет ее со мной больше. Тяжело, конечно…

…В итоге я прослужил 34 года. Не скажу, что служба была тяжелой. После армии я устроился работать инкассатором в Калининграде. Мы инкассировали четыре банка, несколько магазинов. В основном работали в Ленинградском районе. Передвигались вдвоем с напарником только на машинах. Нам рассказывали, что в Союзе случались ЧП с инкассаторами. Например, на Дальнем Востоке на кого-то напали бандиты. Но у нас в Калининграде таких случаев не было. Хотя работа была опасная и ответственная.