Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+20°
Boom metrics
Общество14 мая 2015 17:11

Войну вокруг «Бессмертного полка» провоцируют соцсети

Благородная акция должна была объединить общество. Но, судя по драке в Интернете, это шествие наоборот стало яблоком раздора
Источник:kp.ru
Благородная акция должна была объединить общество. Но, судя по драке в Интернете, это шествие наоборот стало яблоком раздора

Благородная акция должна была объединить общество. Но, судя по драке в Интернете, это шествие наоборот стало яблоком раздора

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Как такое могло произойти? В этом парадоксе мы решили разобраться с помощью Светланы Тихомировой, кандидат наук, научный сотрудник Института психологии РАН. Она специализируется на изучении феномена массового сознания.

- Акция «Бессмертный полк» была поддержана огромным количеством людей. Кажется, что люди соскучились по массовым шествиям и демонстрациям. Какие ощущения дают людям такого рода марши?

- Это вполне естественное человеческое чувство единения с социумом. Человеку свойственно идентифицировать себя с какими-то социальными группами. Это может быть семья, товарищи по работе, футбольная команда за которую ты болеешь... Но акция «Бессмертный полк» уникальна тем, что она объединила людей принадлежащих к совершенно разным социальным группам, и исповедующих порой противоположные политические взгляды.

- Оказавшись в этой колонне с портретом своего предка люди могли идентифицировать себя с идеей нашего исторического триумфа?

- У 9 мая есть конкретное значение - это день Победы. Но постепенно в нашем сознании он становится днем единения. Раньше была общая политическая идеология. А теперь Великая отечественная война стала единственной платформой для консолидации общества. В каждой семье есть родственники погибшие или участвовавшие в войне. Война явилась одновременно и трагедией и достижением для каждого жителя. Больше у нас исторического события такого масштаба нет.

- В соцсетях бурно обсуждали фотографии, где запечатлены сваленные в кучу портреты фронтовиков после марша «Бессмертного полка». Это дало повод говорить, что государство бюрократизировало святые чувства...

- Я бы не преувеличивала роль государства. Вспомните, 4 ноября День согласия и примирения. Это праздник с хорошим содержанием, он поддерживается государством, но в народе не идет. Воспринимается просто как очередной выходной. Мы делали исследование по праздникам. Главный народный праздник это Новый год, к государственной идеологии он отношения не имеет. А второй по значимости 9 мая. Причем не только у взрослых, но даже и у молодежи. Хотя у молодых своя иерархия торжеств. У них ведь большое значение приобретают индивидуальные праздники, отмечается все что связано с их персоной: день рождения, день свадьбы, день выпуска из школы... Но 9 мая культовый праздник даже для молодых.

- На ваш взгляд выброшенные портреты героев «Бессмертного полка» - это значимый повод, чтобы делать вывод о неискренности участников марша или срежиссированности этой акции?

- Мне кажется это эпизод, а никак не массовое явление. В любом массовом шествии есть процент людей не совсем адекватных. Обязательно найдется хотя бы один подвыпивший товарищ или раздражающий всех матерщинник... А на первомайской демонстрации любимой забавой мальчишек было лопать иголкой воздушные шарики у девочек. Но это вещи, которые не задают тренд, не являются основным содержанием происходящего. Я думаю, что здесь есть элемент манипулятивного раздувания незначительного события. Дело в том, люди во время этого шествия вели себя не так, как ведут себя люди в классической толпе.

- А в чем отличие?

- Если мы возьмем революционную или протестующую толпу, когда четко видно против кого участники «дружат», то здесь люди теряют свое «Я». Анонимность, которая дает психология толпы, выключает индивидуальную ответственность. Начинают работать разрушительные первобытные инстинкты, люди ведут себя почти как животные, а покинув толпу с ужасом вспоминают - неужели это я сделал? А в марше «Бессмертного полка» люди наоборот приобретали свою индивидуальность, они гордились своими предками-фронтовиками. В целом праздничная толпа отличается тем, что здесь люди берут себе общие ценности и чувства.

- Выходит, когда мы отказались от советской традиции первомайских демонстраций то что-то потеряли?

- «Бессмертный полк» это не совсем советское шествие. Некорректно его сравнивать с первомайскими демонстрациями. «Бессмертный полк» организовался сам по себе, это народное творчество. А первомайские шествия были организованы сверху, от участия в них все равно никуда не деться. Поэтому люди смирялись и старались, как в том анекдоте, расслабиться и получить удовольствие. Кстати, мы проводили опросы: у людей старшего поколения первомайские митинги не ассоциировались в памяти с идеологическим мероприятием. Они вспоминают воздушные шарики, улыбки взрослых, застолье, где дети были в центре внимания. Маевки оставили глубокий эмоциональный позитивный след. Политическая составляющая совершенно выветрилась.

- Если негативные истории вроде брошенных портретов были всего лишь эпизодами, то почему эти вызвало такую болезненная реакцию? Мы видим бурю возмущения. Есть ощущение, что постоянный поиск поводов для того чтобы обидеться и оскорбиться стал модным трендом в обществе.

- Это абсолютно новый феномен общественного сознания. Он связан с активным распространением социальных сетей. Они провоцируют такое поведение. Дело в том, что сама структура соцсетей задает модель поведения пользователя в интернете. Если помните, одна из первых популярных сетей «Живой журнал» был устроен так: автор публиковал большую заметку, а возможности ее комментировать были ограничены. То есть эта форма больше ориентирована на самовыражение автора. Жесткая пикировка в «Живом журнале» была невозможна. А программа для «Фейсбука» или «Вконтакте» написана иначе: там предполагается маленькое исходное сообщение и большое количество комментариев. Понятно, что эта форма рассчитана именно на бурное обсуждение при минимуме информационного повода. Получается, что конфликтогенные посты - самые популярные. Читают и пересылают то, что приводит к стычкам и расколу.

- Но рано или поздно эта модель поведения перейдет и в реальную жизнь.

- Нет, в личном общении люди ведут себя по другому. Реальная жизнь и мир соцсетей - это два параллельных мира. Такой жесткой конфликтности в реальности мы не видим. Противники по соцсетям зачастую после пикировки идут в кино или продолжают спор за кружкой пива.

А В ЭТО ВРЕМЯ

«Бессмертный полк» просит Генпрокуратуру разобраться со скандальными фотографиями

Активисты межрегионального общественного движения "Бессмертный полк" обратились в Генпрокуратуру и прокуратуру столицы. В своих обращениях они просят выяснить происхождение оскорбительных фотоснимков, на которых можно увидеть якобы брошенные на асфальт транспаранты (подробности)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

"Мы вписали в историю имена людей, про которых не напишут книжки"

Страсти вокруг «Бессмертного полка» не утихают вот уже второй день. Блогеры ломают голову: была ли грандиозная акция памяти настоящим порывом или постановкой. Как обычно бывает, мнения разделились. Те, кто принял участие в шествии, а таких по всей стране набралось более 12 миллионов человек, знают — шли от души, чтобы почтить память своих ветеранов. Нашлись и другие, кто усомнились в искренности происходящего (подробности)

МНЕНИЕ

Не надо оправдываться. Распечатайте фото деда покрупнее

Дмитрий СМИРНОВ

Я чего-то не пойму: а перед кем мы оправдываемся? Кто они, эти люди, которые так бесстрашно обвиняют? В какой колонне "Бессмертного полка" они шли? Из какого окна смотрели на бесконечное шествие, на море портретов? Или они просто увидев три неизвестно где, кем, как и когда сделанные фотографии начинают задавать умные вопросы в манере "двое против ветра"? (подробности)