Премия Рунета-2020
Калининград
+12°
Boom metrics
ЗДОРОВЬЕ9 ноября 2015 11:54

Скажите, доктор: Нужно ли калининградкам повторять опыт Анжелины Джоли

На самые распространенные вопросы о раке молочной железы "Комсомолке" рассказали ведущие онкологи Калининградской области и Северо-Западного округа
Специалисты считают, что Анжелина поступила правильно, но уверяют, что до крайних мер можно и не доводить.

Специалисты считают, что Анжелина поступила правильно, но уверяют, что до крайних мер можно и не доводить.

Фото: Википедия

О том, какова ситуация с этим заболеванием у нас, нам рассказали директор НИИ онкологии им. Н.Н.Петрова, главный онколог СЗФО Алексей Беляев, главный внештатной онколог Калининградской области Сергей Коренев и заведующий онкослужбой Калининградской областной клинической больницы Михаил Попов.

Маммологов придумали платные клиники

- В нашей области завершилась акция «Розовая ленточка в твоем городе», в рамках которой высокопрофессиональные врачи из Санкт-Петербурга бесплатно осмотрели более 1600 женщин. Выявлено 35 жительниц области с подозрением на рак молочной железы. Какова цель этой акции?

Беляев: - Привлечь внимание всего общества к проблеме раннего выявления рака молочной железы. Сказать людям: «Вы должны помнить об угрозе заболевания. Забота о своем здоровье нужна, прежде всего, вам самим!». Чем раньше рак будет диагностирован, тем больше шансов на выздоровление. Какие бы лечебные технологии у нас не имелись, а в Калининграде они меня приятно удивили, без должной профилактики это ничто.

- Насколько важно ранее выявление этого заболевания?

Беляев: - Наша проблема - в отсутствии профилактики и скрининга, который доказывает свою эффективность во многих странах. У нас в Санкт-Петербурге пока разрабатывается первый пилотный проект. Цель скрининга – ранее выявление заболеваний. На практике все женщины, начиная с 40 лет, должны проходить обследование на наличие рака молочной железы. Мы можем качественно лечить и полностью излечивать эту патологию, если это не запущенная форма. Но у нас половина больных поступают в 3-4 стадии заболевания, отсюда - высокая смертность.

Алексей Беляев.

Алексей Беляев.

Фото: Ядвига Латыпова

- У нас в области заболеваемость раком молочной железы выше, чем в среднем по России. Можно ли считать этот показатель тревожным?

Коренев: - В целом по онкозаболеваниям у нас в области картина следующая. Если говорить о городском населении, то это 361, 3 человек на 100 тыс. населения. Для сравнения, этот же показатель по РФ - 383,3, по Северо-Западу – 397, 1. А вот ситуация с раком молочной железы нас очень тревожит. Заболеваемость в области – 54,1 человека на 100 тыс. женского населения, тогда как по РФ – 47, 05, по СЗФО – 45. И смертность, соответственно, у нас 18, 2 человек, в РФ – 15, 7, по СЗФО – 16. Но я не хочу, чтобы кто-то думал, что у нас в области какая-то «черная дыра» и все женщины болеют раком молочной железы. В стране есть регионы с более высокими показателями. Тем не менее, мы уже много лет поднимаем вопрос о создании в нашей области государственного маммологического центра, который позволил бы улучшить выявляемость заболевания на ранней стадии.

- Министр регионального здравоохранения Людмила Сиглаева отметила, что у нас улучшилась выявляемость рака молочной железы на ранних стадиях. Благодаря чему?

Попов: - Повысились диагностические возможности региона. Практически во всех районах области имеются рентгеновские аппараты – всего 24 маммографа, ведется УЗИ-диагонстика. Все пациенты с подозрительными состояниями направляются в Калининградскую областную клиническую больницу, где проходят детальное обследование. Здесь большой штат онкологов, которые занимаются первичной диагностикой. Естественно, это отражается на выявляемости.

- Надо ли стоять в очереди за талоном, ждать месяцами своей очереди, как это было раньше?

Попов: - Попасть на прием к онкологу можно разными способами. Есть запись по Интернету, телефону, можно прийти по талону и без него – обратившись за консультацией в онкологическую поликлинику. Существуют определенные временные ограничения, но не больше двух недель, если мы не говорим об экстренных случаях, когда надо определяться сиюминутно.

Сергей Коренев.

Сергей Коренев.

Фото: Ядвига Латыпова

- Скажите, а к какому специалисту лучше пойти на прием - к онкологу или маммологу?

Попов: - У нас нет такого разделения. У нас в областной больнице 8 кабинетов онкологов, которые ежедневно работают на раннюю диагностику рака молочной железы. Этого для нашей области достаточно!

Коренев: - Вообще такой специальности как «маммолог» в официальной медицине нет. Есть только «онколог». Маммологи - это выдумки СМИ и платных клиник.

"Осматривать должны и хирурги, и терапевты"

- Какие симптомы должны насторожить женщину, кто в группе риска?

Беляев: - После 40 лет женщина должна регулярно посещать онколога, а не сидеть, ожидая тревожные симптомы. Если есть тревожная наследственность, то и не дожидаясь этого возраста. Кроме того, рак молочной железы «молодеет».

Коренев: - Раз в месяц женщина должна сама себя обследовать. И если что-то нарушило привычную картину – появились какие-то узловые образования, боли в молочной железе, выделения из соска, изменилась форма молочных желез – это прямой повод обратиться к онкологу. Мы живем в центре Европы, но цивилизованности нашим женщинам порой не хватает. Такой пример. В ходе опроса студенты спрашивали калининградок, кто впервые обнаружил у них узел в молочной железе. Ответы удивили. На первом месте оказался врач, на втором – мужчина, с которым она живет, и только на третьем сама женщина. Это абсолютно ненормально!

Если женщина здорова, осмотр можно проходить и раз в год. Если обнаружены предраковые заболевания, узловые образования, кисты, доброкачественные опухоли, то необходима активная санация узловых образований и наблюдение у онколога раз в три месяца-полгода. Я рекомендовал бы обратить на это особое внимание женщинам в возрасте после 35-40 лет!

- А как вы относитесь к онко-маркерам для самоконтроля и как часто надо делать маммографию?

Беляев: - Отрицательно. Маркеры нужны специалистам для того, чтобы уточнить какую-то позицию. Это пустое занятие и трата денег. Все должно идти от консультации со специалистом. Маммография делается по специальным показаниям раз в год. До 40 лет это УЗИ, после – маммография. Если профилактическая работа поставлена правильно, то рак молочной железы должен выявляться на ранней стадии, в ходе планового осмотра. У нас, чаще всего, когда у женщины появились характерные признаки заболевания или она обратилась к врачу по поводу какой-то другой патологии. И параллельно обнаружили рак.

Коренев: - Очень важно, чтобы наши коллеги, которые принимают первый удар на себя – гинекологи, хирурги, терапевты – в обязательном порядке смотрели молочные железы пациенток. А сами женщины требовали бы такого осмотра, если он не произведен, поскольку это входит в обязанность врача. Онкологов слишком мало, чтобы охватить всю область.

Михаил Попов.

Михаил Попов.

Фото: Ядвига Латыпова

Операция не помешает стать матерью

- Если женщина прошла лечение, может ли она полностью восстановиться, стать матерью?

Беляев: - Конечно. Если заболевание было выявлено на ранней стадии, и была проведена органосохраняющая операция, удается сохранить молочные железы и полностью восстановить здоровье. Если молочная железа убирается, то делается пластическая операция. Причем если женщина еще репродуктивного возраста, то операция не помешает ей стать матерью.

- Женщины в основном дорожат своей грудью и мечтают ее сохранить. А как вы оцениваете решение Анжелины Джоли ампутировать молочные железы из-за высокой вероятности заболеть раком груди, который убил ее мать?

Беляев: - Положительно. Это верх предусмотрительности. Понимая свою наследственную предрасположенность, и что неизбежно заболеет раком, она применила профилактическую операцию. В России такие операции уже делают.