2016-08-04T11:19:21+03:00

Яна Чурикова: Читать длинные книги детям все равно придется

«Комсомолка» встретилась с популярной телеведущей, журналистом и общественным деятелем после ее лекции в «Балтийском Артеке»
Чурикова является сопредседателем «Российского движения школьников», а потому все проблемы современного образования знает изнутри.Чурикова является сопредседателем «Российского движения школьников», а потому все проблемы современного образования знает изнутри.Фото: Михаил ФРОЛОВ
Изменить размер текста:

«Интернет — это молоток»

- Татьяна Черниговская, всемирно известный российский ученый, во время недавней беседы, поделилась, что ее коллеги, изучающие работу мозга, бьют тревогу. Поколение «Гугл», как они называют современную молодежь и детей, ментально стали похожи на серферов. То есть, во время изучения чего-либо, «плывут» по поверхности, не погружаясь в глубину знаний…

- Отличная метафора!

- В связи с этим, беспокойство у ученых вызывают изменения, которые стали происходить в работе мозга: рассеянное внимание, невозможность сосредоточиться.

- Меня это не удивляет: я в этом живу.

- Как ты думаешь, Яна, нынешние школьники, на которых возлагаются надежды, являются ли тем «продуктом», работая над которым, можно исправить ситуацию?

- Я бы не стала называть, конечно, их «продуктом»… Идет эволюционный процесс, он необратим. Организм под воздействием внешних условий меняется, адаптируется. Но, в любом случае, не прислушиваться к тому, что появился такой «серфинг», нельзя. Мы, поколение, которое не росло в такой среде, а как раз из тех людей, читающих и смотрящих длинные нудные фильмы, перешли в цифровую реальность. Нам приходится себя перестраивать для того, чтобы быть понятными в ней. Найти золотую середину придется. Читать длинные книги детям тоже придется. Слава Богу, что в образовательной системе это предусмотрено, что очень хорошо.

- Кстати, Татьяна Владимировна сказала, что чтение - единственное лекарство.

- Правильно! Те, кто читают книги, обладают большим мозговым инструментарием для созидания. И для того, чтобы не превращаться в серую массу и пушечное мясо, лучше развивать себя всесторонне. И наша задача, в том числе, рассказать людям, что медиа и цифровая среда - не цель, а средство. Мы не должны дать интернету диктовать, как жить. Он – молоток.

- А как же это можно сделать, на твой взгляд?

- Например, на платформе facebook я часто встречаю лекции о большом искусстве, как мы должны трактовать художественные образы. «Ночи в музее» - отличная инициатива. Вообще, выходы за пространство цифры – прекрасны: городские события в парках, например. Выставки в галереях! Посмотри, сколько людей хотят сегодня посмотреть на полотна Айвазовского в Третьяковке. на Бакста, вообще, невозможно было попасть. Хотя, может многие воспринимают великие холсты, как пост в Instagramm?!

- Мне понравился твой ответ школьнице на дискуссии, когда ты сказала, что отсутствие аккаунта в соцсетях еще не говорит о наличии интеллекта (участница форума заявила, что образованный человек не будет «сидеть» в соц.сетях – Ред.).

- Да, девочка немного попутала логику причинно-следственной связи. Если нет аккаунта в соцсетях, то это говорит об асоциальности, а не о высоком интеллекте. Но, например, у Григория Перельмана совпало: он и высокий интеллектуал, и патологически асоциален. Но это девиантное поведение в своем роде. Мы признаем гениев, а они исключения. Есть социум, в котором должны нормально сосуществовать все. И в данном случае медиа – всего лишь средство для того, чтобы члены общества могли более-менее друг друга понимать. Сегодня интернет для меня универсальный код, набор символов и знаков. А это и огромная помойка, и огромное счастье. У нас есть Википедия, но и спам, который побуждает к серферскому восприятию.

- Как тогда детей избавить от спама?

- Дети, безусловно, должны разбираться, что такое настоящие ценности, и ненужный хлам.

- Они сами должны это понимать?

- А вот для этого придется, все-таки, книжки почитать. Причем хорошие книжки: там есть рычаги, которые заставляют думать и чувствовать.

- Нет ли, в таком случае, в «Российском движении школьников» желания заняться еще и воспитанием родителей?

- О, это такая скользкая тема… Я сама родитель, и боюсь сделать чего-нибудь не так со своим ребенком, чтобы это потом мне же и не аукнулось. Конечно, я уважаю родительство как институт, но, боюсь, что их должно было воспитывать предыдущее поколение. В данном случае мы занимаемся родителями будущего. Думаю, у всех тех людей, которые находятся вокруг детей, есть святая обязанность – предоставить ребенку выбор, но и научить делать этот выбор.

- Так это же очень сложно.

- Да, это очень сложно. Семья – это первая база, где растет ребенок. Но там, где начинается социализация, и появляется зона ответственности и школы, и групп, куда ребенок может попасть. И научить пользоваться интернетом, чтобы не попасть, куда не надо…

- А как ты решаешь в своей семье этот вопрос?

- А у меня интернет дозирован. И его надо заслужить. У нас все четко: режим и достижения. Я по-менеджерски подошла к вопросу. Не знаю, правильно это или нет, и уверена, что многие родители со мной поспорят. «Порубиться» с кем-то в сети в какую-нибудь игрушку – это мотивация, но для того, чтобы этого добиться, должно быть прочитано некоторое количество страниц книги. Есть и система бонусов (смеется). Может, это и не работает, конечно?! Другое дело, социум – такая штука, где должно быть место всем. И наша задача определять тех, кто может дать что-то большее, на ранних этапах. Просто традиционная школа не много внимания этому уделяет, ведь ее задача, в первую очередь, дать образование. А за коммуникативными навыками и тому подобным – к нам.

Нельзя игнорировать талант

- Ты, наверняка, наблюдаешь за реформами в образовании. По твоему мнению, воспитанницы тех времен, какие традиции стоит внедрить в современную систему?

- А я этого не знаю. Давай возьмем за пример реконструкцию Москвы: мы все лето простояли в пробках, «крыли» на чем свет стоит мэрию. Но, когда ремонт закончился, все вдруг замолчали и увидели, какой красивой стала Москва. Тоже самое и с реформами, в том числе и школьного образования. Конечно, к ЕГЭ болезненно переходили, и по-прежнему эта форма проверки знания вызывает у кого-то сомнения. Но мне всегда было важно, чтобы в школе были хорошие учителя. Почитай классические произведения, где описывают быт гимназистов. Как там говорят о преподавателях, о наставниках. В программе советской школе мы видели массу произведений, которые рассказывали нам, что личность учителя всегда была краеугольным камнем для школьников. И сейчас тоже так.

- Но их же где-то надо воспитать.

- Да, это не системная работа: классных мощных педагогов воспитать в массовом порядке нельзя. Но было бы круто, если бы такой учитель был в жизни каждого. Это тоже, кстати, часть работы «РДШ». Нужны лидеры, способные увлечь и помочь понять, что в жизни не нужно лениться. Иди, производи, создавай. Пойми, на что ты здесь на этой планете.

- Но ты говоришь о думающих людях, а они составляют небольшой процент в социуме.

- Я не думаю, что все так плохо. К тому же ценности – это тонкая вещь. Скажем, порядочность – общечеловеческое понятие.

- Не эволюционировали ценности, кстати?

- Мне сложно на эту тему рассуждать, потому что я сильно «внутри» нее. Для меня как было важным порядочность человека, так и осталось. Я не знаю, как рассказать об этом ребенку, но мы пытаемся разбирать ситуации какие-то. Сложно… Минное поле... Другое дело, что, например, проигнорировать у ребенка какой-то талант, это преступления, я считаю.

- Как ты собираешься поступить со своей дочерью?

- С ней уже все ясно. Из всех предложенных вариантов она выбрала, что ей нравится. Но я не теряю надежды, и пытаюсь предложить что-то еще, ведь мир большой. А что касается ребят в школах, то я буду рада, если мой ребенок, придя туда, увидит внеклассную работу, направленную на изучение того, что хотят дети.

- Яна, что бы ты сейчас пожелала российскому школьнику, например, 10-13 лет?

- Хм… Любому ребенку во все времена хочется пожелать получать радость от школьной поры. И найти ту самую дорогу, которая окажется в жизни правильной. А потом, когда исполнится много-много лет, например, 40 (смеется), оглянуться в прошлое, вспомнить о школе и подумать, как там было круто. Какие были крутые одноклассники, и благодаря чему я стал таким замечательным человеком.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также