Премия Рунета-2020
Калининград
+8°
Boom metrics
Общество6 октября 2016 8:35

«Левиафан»-2: Калининградца выгоняют из квартиры, на которую он зарабатывал 25 лет

Юрий Жучков оказался жертвой мошенников, а его купленное жилье теперь принадлежит городу
После всех злоключений Юрий Жучков готов обратиться в Веховный суд, а, если понадобится, то и в Страсбургский.

После всех злоключений Юрий Жучков готов обратиться в Веховный суд, а, если понадобится, то и в Страсбургский.

Фото: Игорь ОРЕХОВ

Ферганец в третьем поколении

Как и многие другие жители Калининградской области, Юрий Жучков родился далеко за ее пределами. В узбекской Фергане русская семья имела собственные дом и шесть соток с виноградником.

- Причем наш род жил там с 1870 года. Сам город Фергана основали в 1871-м, до этого там был просто кишлак. Получается, я уже ферганец в третьем поколении, даже по всем националистическим меркам – коренной житель.

Юрия можно считать представителем рабочей аристократии, «синим воротничком». После школы парень выучился на машиниста башенного крана. Спокойно жил, прилежно работал и ни за что никуда не уехал бы из Ферганской долины – жемчужины Средней Азии, райского местечка. Но тут в стране грянула Перестройка, закончившаяся парадом суверенитетов союзных республик, в числе которых оказалась и Узбекская ССР. И как-то очень быстро стало понятно, что в солнечном Узбекистане русским теперь ничего не светит.

Тогда-то Юрий и решил вернуться на историческую родину, выбрав для этого ее самый западный регион. Благо, женой и детьми обзавестись еще не успел, а отца удалось перевезти в Ташкент, купив там маленькую квартирку на выручку от продажи дома и сада. Так в 1991 году еще одним переселенцем в янтарном крае стало больше. И хотя пришлось довольствоваться рабочим общежитием, новоиспеченный калининградец не унывал.

- Я решил, что в лепешку расшибусь, но на собственное жилье заработаю, - вспоминает Юрий. - Но сколько ни вкалывал, сколько денег ни откладывал, а квартира была, словно мираж. Только накопится нужная сумма – цены на жилье взлетают вдвое. Потом бах, дефолт 1998 года! Начинай сначала. Ладно, отпахал еще десять лет. Опять грянул финансово-экономический кризис, почти все строительство остановилось. Я мыкался-мыкался без работы, а в 2011-м решил податься на олимпийскую стройку в Сочи – уж там-то крановщики точно нужны.

Подходящая вакансия и в самом деле нашлась в Имеретинской долине. На осушенном болоте возле колхоза «Россия» за четыре года вырос современный город. Помимо чувства законной гордости за то, что к созданию всей этой красоты и он свои руки приложил, Юрий испытывал и материальное удовлетворение – наконец-то можно было отправляться к калининградским риэлторам.

- Как мне те деньги достались, разговор отдельный, - говорит Жучков. - Строители из местных работали вахтовым методом: 15 дней трудятся, потом столько же отдыхают. А я – сутки через сутки, благо, упросил начальство, объяснив, что кровь из носу на квартиру надо заработать. И так три года подряд. Возвращаюсь в Калининград и думаю: куплю пусть самую неказистую квартирку и сделаю из нее конфетку. Я ведь руками-то все умею мастерить, родители так воспитали. А уж тогда можно будет и отца из Ташкента к себе забрать, и о женитьбе подумать. На «Авито» (сайт объявлений в Интернете – Ред.) подыскал подходящий вариант.

Нехорошая квартира

Только оказавшись в одном из домов по улице Пролетарской, Юрий понял, почему за «двушку» в центре города просят «всего» два миллиона рублей. Трупный запах витал даже на лестничной клетке, а в самой квартире без противогаза находиться было попросту невозможно. Жилье оказалась с предысторией, да еще какой мрачной!

Предыдущей владелицей квартиры была одинокая пенсионерка, которая не пережила очередной промозглой прибалтийской зимы. Тело женщины пролежало в квартире, при закрытых окнах и работающем отоплении, МЕСЯЦ, пока отчаявшиеся соседи не додумались позвонить телевизионщикам. Лишь после выхода в эфир разгромного репортажа чиновники распорядились вывезти то, что осталось от человека. А заодно – от собаки и кошки, трупы которых, говорят, нашли рядом с мертвой хозяйкой.

- Судя по пятнам, примерно здесь все трое лежали, - показывает Юрий на голый бетонный пол. – Дерево ободрать пришлось, поскольку оно насквозь пропиталось мертвечиной. А в ванной, на кухне, в комнатах было сломано буквально все, что только можно было сломать. Даже электросчетчик отсутствовал (вот этот, новый, уже я поставил), зато имелся приличный долг по «коммуналке». Но у меня ведь особого выбора не было, поэтому решил согласиться, сумел только сбить цену на 200 тысяч рублей в счет неизбежного капремонта.

Поскольку квартиру покупать – это не рычагами башенного крана орудовать, Юрий обратился за помощью к профессионалам. Риэлторы обеспечили юридическое сопровождение сделки, и 12 января 2016 года счастливый Жучков получил в Росеестре свидетельство о регистрации права собственности на жилплощадь. Но едва успел приступить к ремонту, прозвучал первый звонок. Из полиции.

- Сообщили, что с моей квартирой были произведены мошеннические действия и по данному факту возбуждено уголовное дело, - вздыхает Юрий. - Я сразу к риэлторам. Они говорят: ничего не бойся, твое дело правое, иди регистрируйся в паспортном столе и получай поквартирную карточку. Но начальник ЖЭКа сначала отказалась меня регистрировать! Я к прокурору Ленинградского района Александру Пиннекеру. Он-то мне и рассказал про уголовное дело. Оказывается, некий теперь уже бывший милицейский начальник попросил своего подчиненного зарегистрировать на его имя квартиру умершей пенсионерки. Каким-то образом этого самого сотрудника удалось оформить в качестве ее племянника. А супруга начальника возглавляла тогда риэлторскую компанию. На пару с нотариусом они подделали документ о наследстве, лжеплемянник купил квартиру и тут же ее продал своему знакомому – родственнику начальника. А уже тот знакомый перепродал ее мне. Как уж они там мои деньги между собой поделили, не знаю, но теперь этот бывший начальник вместе с женой живут на каких-то заграничных экзотических островах, добраться до них нашим правоохранителям проблематично, так что, когда расследование по делу завершится – сейчас никто не скажет. А тот, который мне квартиру продал, в Калининграде, да. И не отказывается, что мне квартиру продал. Но никаких денег мне возвращать не собирается, просто смеется в лицо.

Юрий показывает место, где на полу лежало тело предыдущей хозяйки

Юрий показывает место, где на полу лежало тело предыдущей хозяйки

Фото: Игорь ОРЕХОВ

«Город – это злая сила»

Кто бы мог подумать, что известная фраза из кинофильма «Брат» для нашего героя обретет фактически буквальный смысл!

По словам Юрия, прокурор вслед за риэлторами посоветовал ему спокойно продолжать ремонт в ожидании суда по уголовному делу. Который, мол, во всем разберется, хотя когда состоится - неизвестно. И даже посодействовал с пропиской, сломив упорное сопротивление начальницы ЖЭКа. Но вскоре Жучков узнал, что кроме уголовного, существует еще и судопроизводство по гражданским делам.

- Месяца не прошло с момента регистрации, а мне приносят повестку в суд. Оказывается, мэрия Калининграда просит признать мою квартиру выморочной, всю цепочку сделок с нею – незаконной, и изъять данную жилплощадь в пользу города! - продолжает Жучков.

Не без изрядной доли везения Юрию удалось попасть на личный прием к мэру. Александр Ярошук немало удивился – как можно просто так взять и отнять квартиру у, по сути, ни в чем не виновного человека?! Однако мэрские юристы тотчас объяснили, что в Гражданском кодексе РФ есть такая 302-я статья, которая вполне это позволяет. В качестве возможного решения проблемы Жучкову предложили устроиться на работу в МУП «Чистота», чтобы остаться проживать в квартире, пусть уже и не его личной, ведомственной.

- Я поинтересовался, какие в МУПе есть вакансии. Мне отвечают: только дворника, с месячным окладом 10 тысяч рублей. И улыбаются…, - говорит Юрий.

Пока суд да гражданское дело, по делу уголовному - о махинациях со злополучной квартирой - успело смениться аж четыре следователя. При этом гражданин Жучков даже не был признан потерпевшим. Юрию по собственной инициативе и с немалым трудом удалось добиться быть опрошенным хотя бы в качестве свидетеля. В разбирательстве с мэрией он также добивается признания себя за невозможностью лучшего хотя бы добросовестным приобретателем, но пока безуспешно. Впрочем, «безуспешность» - это не то слово, куда лучше подходит термин «катастрофа».

Знали и… молчали

- А ведь мне адвокат сразу заявил: дескать, дело твое однозначно выигрышное, 22 июня суд, на 23-е можешь заказывать столик в ресторане – будем праздновать победу, - вспоминает Жучков. - Помогли составить встречное исковое заявление. Плюс я привел свидетелей. Ведь в суде представители мэрии заявили, что о запрете продажи квартиры правоохранительные и властные органы якобы загодя предупредили всех жильцов дома. Чего на самом деле не было. Я бы мог с собой привести всех 30 соседей, но мне только двух разрешили. Но главное, в суде они однозначно подтвердили, что их никто ни о чем таком не предупреждал, хотя я к ним заходил и интересовался историей квартиры. И эти показания внесли в протокол. А в итоговом решении суда черным по белому: ни к кому с вопросами я не обращался, хотя имел возможность предварительно узнать о мошеннических действиях с этой жилплощадью!

Юрий также недоумевает, куда смотрели в Учреждении юстиции, когда принимали документы на квартиру от лжеплемянника, почему не провели элементарную проверку подлинности представленных им бумаг? Выходит, любой мошенник может представиться наследником и без проблем оформить право собственности? И почему, если прокуратура, ЖЭК и мэрия знали о махинациях с квартирой, никто из них не направил в Службу одного окна, где Жучков получал все необходимые документы на жилье, соответствующую информацию о запрете ее продажи?

Как бы то ни было, 22 июня Ленинградский районный суд Калининграда признал сделку купли-продажи квартиры ничтожной, а саму жилплощадь – выморочной. А вот Юрию Жучкову отказали даже в признании его добросовестным покупателем. Апелляция в высшие инстанции не помогла – 21 сентября Калининградский областной суд оставил решение районного суда без изменения.

- Из меня, что революционера, что ли, хотят сделать? – задается теперь вопросом Юрий и, похоже, ничуть не иронизирует. – Я полностью разуверился в нашей правоохранительной системе. Как я, вложив в эту квартиру все свои деньги и массу труда, теперь могу просто так спокойно отдать от нее ключи и удалиться обратно в общагу? Нет, уж теперь мне прямая дорога в Верховный суд. А если и там откажут – в Страсбург. Говорят, что Европейский суд признает права человека приоритетными перед правом государства. У нас же пока, видимо, наоборот. Если бы знал, что все так получится, то, может, и в Узбекистане бы остался…

ЧТО ГОВОРЯТ В ПРОКУРАТУРЕ

«Перспективы уголовного дела туманны»

Прокурор Ленинградского района Калининграда Александр Пиннекер подтвердил, что прекрасно осведомлен о деле со злополучной квартирой на Пролетарской.

- Сразу после того как в конце 2015 года правоохранительные органы получили информацию о мошеннических действиях с упомянутой жилплощадью, полиция должны была направить в соответствующие инстанции информацию о приостановке любых действий с данным объектом недвижимости, - объясняет он. – По каким-то причинам этого вовремя сделано не было. Во всяком случае, гражданин Жучков успел приобрести эту квартиру в собственность. Там ведь происходило несколько сделок, и сейчас потерпевшим по уголовному делу проходит человек, который купил жилплощадь у «наследника». А Жучков официально – лишь свидетель по делу. Хотя фактически его можно считать добросовестным покупателем. В принципе, он может попытаться взыскать деньги с того, у кого купил квартиру. Я ведь сразу посоветовал Юрию Васильевичу немедленно обратиться в суд с просьбой наложить арест на имущество продавца. К сожалению, подобных примеров в Калининграде хватает, в настоящее время ведется не одно расследование махинаций с жилплощадью. Ну а перспективы уголовного дела пока туманны. Думаю, что когда будут выполнены все действия, связанные с оставшимися здесь фигурантами, производство будет приостановлено. Другие подозреваемые находятся за границей, и когда удастся с ними пообщаться – никто не знает.