Премия Рунета-2020
Калининград
+9°
Boom metrics
Общество31 октября 2016 16:00

Маковецкий заступился за брусчатку, а Вдовиченков вспомнил лихие 90-е

Чем запомнились двухдневные гастроли Театра имени Вахтангова в Калининграде [видео]
Владимир Вдовиченков (слева) удивлялся, что в Калининграде не снесли Дом советов, а Владимир Симонов рассказал о волнении перед спектаклем.

Владимир Вдовиченков (слева) удивлялся, что в Калининграде не снесли Дом советов, а Владимир Симонов рассказал о волнении перед спектаклем.

Фото: Александр КАТЕРУША

В Калининграде завершился фестиваль «Балтийские сезоны». В пятницу и субботу в драмтеатре давали «Дядю Ваню» по Чехову в постановке Римаса Туминаса. На сцене блистали актеры Театра имени Вахтангова: Сергей Маковецкий, Владимир Вдовиченков, Владимир Симонов, Людмила Максакова и другие. Журналистам они признались, что отыграли в Калининграде свой 189-го и 190-го по счету «Дядю Ваню». А еще, что этот спектакль для них очень важен – благодаря ему сложился замечательный актерский коллектив.

ПРО СПЕКТАКЛЬ

«Дядя Ваня» в постановке известного и модного режиссера Римаса Туминаса считается визитной карточкой Театра имени Вахтангова, который 13 ноября отмечает 95-летие. Актеры этой работой гордятся и обожают «Дядю Ваню». Эту работу показывают во всем мире, ее представляют на знаменитых театральных фестивалях.

- Проще сказать, в каких городах и странах мы не были, - улыбается Сергей Маковецкий. – «Дядю Ваню» мы играем несколько раз месяц. Гастроли в Лондоне мне запомнились больше всего, когда вдруг английская публика сошла с ума и критики дали нам пять звезд, что бывает очень редко для иностранных театров. У наших коллег из Лондонского театра была премьера «Дяди Вани» накануне, у них было четыре звезды и одну звезду у них отобрали, оставив три. Эту звезду и дали нам! Это было очень торжественно и приятно – не то, что отобрали, а что нам поставили пять.

- Мы этот спектакль «на руках носим», бережем его. Все трясутся. На сцену выходишь всегда как в первый раз. В Калининграде мне показалось, что я переволновался чуть-чуть. Даже не ожидал, думал: «Да ладно, Вова, чего ты волнуешься». А все равно волновался. Потому что почти дома, - говорит Владимир Вдовиченков. - Мои партнеры видели, что я волнуюсь и тоже волновались.

Сергей Маковецкий вместе с Владимиром Вдовиченковым отправились в наш зоопарк. Конечно, заглянули и в Кафедральный собор на острове.

Сергей Маковецкий вместе с Владимиром Вдовиченковым отправились в наш зоопарк. Конечно, заглянули и в Кафедральный собор на острове.

Фото: Александр КАТЕРУША

- Я очень волновался, - признался с улыбкой Владимир Симонов, который играет в «Дяде Ване» Александра Серебрякова. – Я забыл про себя и свою роль. Волновался за Володю, потому что понимал, как ему тяжело. Я из-под Самары и когда мы играли спектакль в Самаре, я испытывал то же самое чувство. Когда ты играешь на родине, понимаешь: «Я дома».

ПРО ГОРОД

Коллективно же артисты и проводили время. Отсиживаться в гостиничных номерах не стали. Людмила Максакова побывала в Музее Мирового океана и прокатилась в Зеленоградск, а Владимир Вдовиченков и Сергей Маковецкий отправились в наш зоопарк. Конечно, заглянули и в Кафедральный собор на острове.

- В соборе мы были на концерте органной музыки. Все культурно. Есть города, в которые начинаешь влюбляться сразу же. Так случилось в Калининграде – мы приехали в прекрасный теплый осенний вечер, шли по проспекту Мира и первое на что я обратил внимание – тишина и очень много зелени, простора, - говорит Сергей Маковецкий. – Если еще немного починить, отреставрировать дома, то шарм, который есть в городе, будет еще вкуснее. В городе есть стиль. Мне очень нравится эта брусчатка, и, слава Богу, никому не приходит в голову заменять ее на современную плитку.

Владимир Вдовиченков вспомнил Калининград своей молодости.

- Калининград по сути не изменился… Как стоит ужасный Дом Советов, так его и не разберут никак. Сколько можно? Я уехал отсюда 20 лет назад, его пытались разобрать… Наверное, нет денег. Собственник сделал из него бомбу замедленного действия, – говорит Вдовиченков. - А изменилось вот что – люди в какой-то момент почувствовали себя хозяевами города и начали создавать уютные уголки. Город хорошеет. Не глянцево, бросаясь в глаза, а изнутри. Когда я уезжал отсюда в 90-е, город был серый, злой и все были себе на уме: деловые, крученые, торговали машинами, янтарем, металлом, медью, все что-то возили и все были заняты. А сейчас все отдыхают, ходят на концерты органной музыки, наслаждаются. Изменилось очень сильно внутреннее состояние людей.

ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД

Сидя в оркестровой яме…

Надежда РЖЕВСКАЯ

Корреспондент «Комсомолки» на себе испытала аншлаг на спектакль театра имени Вахтангова «Дядя Ваня».

Впервые смотрела спектакль, сидя в оркестровой яме (был аншлаг, билетов на всех не хватало). Да, приходилось закидывать голову. Зато – глаза в глаза с актерами. А еще хорошо видела, что башмаки у Дяди Ваня и его племянницы Сони стоптаны. А выйди они в «лаках», зритель, особенно в оркестровой яме, не понял бы. Как это? Всю жизнь дядя с Соней пашут на чужой карман, копейки считают, еле концы с концами сводят, а тут нате – начищенные, блестящие боты! Нет, так нельзя. Обувь должна быть со сбитыми каблуками и облезлыми носами.

Но не это, конечно, главное. Для меня стало большим впечатлением то, как менялось лицо дяди Вани. Его играл Сергей Маковецкий. И вот – один из пронзительных моментов, где дядя Ваня, безумный, счастливый торопится вручить Елене букет прекрасных осенних роз. И вот он бежит, бежит, бежит и на этой огромной скорости «разбивается» о неожиданную сцену. Астров, его давний приятель, зарвавшийся медведь, неоспоримый собственник лапает Елену…

Не знаю, кто учит этому актеров, но в тот момент лицо Маковецкого выражало столько неутешимой, незаглушаемой боли, и этой боли было так много, что она нависла дымкой над залом и не исчезла до конца спектакля. Эта дымка – сплошное «жаль». Жаль, что дядя Ваня семь лет назад не обратил внимания на эту Елену, жаль, что всю жизнь вкалывал на профессора Серебрякова, жаль, что жил, не оставляя себе ничего – ни любви, ни детей, ни денег, ни будущего.

Спектакль, конечно, о смысле жизни. Взять того же Астрова (в исполнении нашего земляка Вдовиченкова). Вроде по всем статьям – молодец. И больных лечит, и деревья сажает, о будущем планеты Земля заботясь, и обывательское презирает. Ну разве про такого скажешь, что бессмысленно живет? Но отчего же он так отчаянно забрасывает в себя водку стаканами? Потому что сначала от чувств бежал в идеи и труд, а потом этими идеями и трудом иссушил себя. И сам говорит, опять с сожалением, что чувства убиты, полюбить вряд ли сможет…

После спектакля неразрешимым остался один вопрос: почему же герой Симонова удаляется из усадьбы с прямой спиной и исполненный достоинства, а герои Маковецкого и Вдовиченкова семенят марионетками. Хотя именно они совершили в этой истории мощный прорыв, именно они своей честностью открыли мировые запасы нежности, любви и найденных смыслов. Нет, после такой жаркой правды именно этим героям, а не профессору и его жене – соломенной кукле Елене – непременно откроется небо в алмазах. А в тебя, зрителя в оркестровой яме с запрокинутой головой, вольется новый Чехов. Вот вроде все то же самое, как давным-давно, когда мы читали в школе. Но почему-то там это воспринималось как пыльная, не трогающая за душу «классика». А тут все стало так современно и актуально. До слез.