Премия Рунета-2020
Калининград
+6°
Boom metrics
Общество1 марта 2017 10:08

Тайна гибели «Тукана»: Девятый вал, оружие на борту или ошибки в конструкции судна?

Полвека назад в Северном море затонул траулер, на борту которого находились 79 калининградцев
Траулер "Тукан" был построен в 1962 году на верфи «Фольксверфь» в ГДР.

Траулер "Тукан" был построен в 1962 году на верфи «Фольксверфь» в ГДР.

Фото: Калининградский областной историко-художественный музей

Всеобщий траур

Кораблекрушение в проливе Скагеррак произошло в ночь с 27 на 28 февраля 1967 года. Катастрофа унесла жизни 57 человек. Хоронили погибших 5 марта на Старом кладбище Калининграда. Проститься пришел весь город… Во Дворце культуры рыбаков ранее состоялась траурная церемония. Десятки гробов, тысячи людей, море цветов. Рыбаков хоронили за счет государства, дети и вдовы получили пенсии по потери кормильцев. Год спустя на братской могиле появился монумент. Память жива до сих пор.

Супруга старшего механика Юрия Кузуба Валентина Геннадьевна стала вдовой в двадцать лет, но и сейчас ей некуда прийти на могилу. Юрий Иванович лежит на дне холодного моря - его так и не подняли, как и девять его товарищей.

Старший механик Юрий Кузуб.

Старший механик Юрий Кузуб.

- Страшная весть пришла только не следующие сутки. Знаете, я была в шоке, не могла осознать. Говорили, что ведутся спасательные работы, но кто жив или нет, непонятно, что подняли 26 человек. Моего мужа в списках не значилось, - вспоминает Валентина Геннадьевна. – Кто-то успел спрыгнуть с корабля, а мой Юра ушел на дно вместе с капитаном. Потом в Калининграде был создан женсовет «Тукана». Мне сказали, что ты пойдешь на похороны, если твоего мужа там нет?! Я ничего не понимала…

- Папу я совсем не помню. На тот момент мне было всего год и два месяца, - говорит дочь Юрия Кузуба Светлана. – Как рассказывает мама, отец окончил высшую морскую школу в Мурманске. Был опытным мореходом. Ходил в море старшим механиком, ему было всего 32 года. Смотрю на папины фотографии, молодой красивый мужчина, жить бы да жить. Больно...

Последний ремонт

В истории калининградского рыбодобывающего флота было несколько трагедий. Погибли БМРТ «Чернышевский», траулеры «Моршанское», «Ракета» и «Гонг». О них замалчивали, но произошедшее с «Туканом» скрыть не удалось.

Отметим, что траулер был построен в 1962 году на верфи «Фольксверфь» в ГДР. Назвали его по созвездию Южного полушария. «Тукан» имел неограниченный район плавания при автономности 60 суток. Семь водонепроницаемых переборок делили судно на 8 отсеков, в которых располагались машинное отделение, производственные помещения, грузовые трюмы. В сентябре 1962 года судно было принято на баланс Калининградской базы тралового флота, сделало пять промысловых рейсов. А с июня 1966 года по февраль 1967 года находилось в плановом текущем ремонте, доковые работы проводились на судоремонтном заводе «Преголь». Ремонт производился под наблюдением Регистра СССР. По окончании прошли ходовые испытания в море, показавшие удовлетворительные результаты. Никаких официальных данных по претензиям к качеству выполнения ремонта, как в целом по судну, так и по отдельным работам, не установлено. Отремонтированный «Тукан» был предъявлен для освидетельствования инспекторам Регистра СССР. По всем актам освидетельствования состояние корпуса, устройств, механизмов, судовых систем, электрооборудования и радиооборудования признано хорошим.

Командный состав «Тукана» был укомплектован специалистами с дипломами на морские звания в соответствии с требованиями «Кодекса торгового мореплавания СССР» и практический опыт работы на судах флота рыбной промышленности. Младшие специалисты и рядовой состав траулера прошли подготовку по специальности, получили квалификационные свидетельства и большинство из них имело практический опыт работы на судах флота рыбной промышленности.

За семью печатями

В свой последний промысловый рейс «Тукан» вышел 25 февраля 1967 года. Экипажу под руководством 32-летнего капитана Юрия Храмцова предстояло выдвинуться в район Джорджес-банки, а затем переместиться в центральную Атлантику. 27 февраля траулер достиг датских проливов и попал в шторм. Еще накануне, 25 и 26 февраля, боцман раздал членам экипажа спасательные нагрудники. Как выяснилось, 10 человек отказались от жилетов, «мотивируя это отсутствием места в каюте для хранения».

- Дело даже не в жилетах, но они должны быть у каждого члена экипажа, - считает ветеран рыбной промышленности Калининградской области Рудольф Алексанян. - Суда типа «Тропик» имели конструктивные недостатки в проектировании, например, тринадцатый танк, из-за которого и произошла эта авария. Основные факторы катастрофы – это неправильное распределение балласта и шторм. Экипаж боролся за живучесть судна, но не смог избежать трагедии, потому что необходимую подготовку с людьми не проводили. Судно перевернулось и пошло на дно. И сейчас очень важно об этом помнить. Специальность морского рыбака – очень опасна. Я сам должен был идти в рейс на «Тукане», но не получилось в последний момент.

Уникальный снимок: похороны команды "Тукана" в Калининграде 5 марта 1967 года.

Уникальный снимок: похороны команды "Тукана" в Калининграде 5 марта 1967 года.

Фото: из фондов Государственного архива Калининградской области

Власти не опровергали ни одной версии, даже самой абсурдной, например, о перевозке оружия на Кубу. С результатами расследования смог ознакомиться бывший капитан калининградского морского рыбного порта Вячеслав Морозов.

- Судовые документы погибли во время катастрофы, - сообщает он. - Расследование обстоятельств производилось на основе изучения отчетной технической документации судов этой серии, документов по ремонту судна и документов Регистра СССР, характеризующих техническое состояние траулера. Комиссией также были изучены показания спасенных членов экипажа и использованы сведения, полученные из бесед членов комиссии с капитанами и старшими механиками судов типа «Тропик», стоявших в порту, с работниками судоремонтных заводов.

Официальная версия

Комиссия пришла к выводу, что командование судна еще не осознало степень грозящей судну опасности и поэтому его действия не отвечали требованиям момента. Однако, самая важная особенность выявилась в результате проведенного 11 марта 1967 года на однотипном траулере «Козерог» следственного эксперимента. Он показал, что из-за особенностей конструкции сточной системы производственных помещений, при поступлении в них воды затапливаются сразу оба отсека - и отсек рыбцеха, и отсек рыбомучной установки со смежными помещениями. Комиссия не нашла объяснения причинам, по которым капитан Храмцов, в нарушение указаний Устава службы, не подал вовремя сигнал бедствия. Капитан также не дал распоряжения о подготовке всех спасательных средств к немедленному использованию, когда судно уже фактически погибало.

Вот уже полвека траулер «Тукан» лежит на 37-метровой глубине с останками десяти калининградцев...

ХРОНИКА "КП"

Как развивались события в роковую ночь

27 февраля

23.30. Ветер заметно усилился, усилилась килевая качка.

23.50. На "Тукане" получили по радио прогноз погоды: ожидался 10-бальный шторм с юго-запада.

28 февраля

Около 02.30 ночи на судне ощутили сильный удар (как предполагали спасенные члены экипажа - от огромной волны). Машинная вахта обнаружила поступление воды в туннель гребного вала. Для осмотра был послан моторист, но из-за большой волны, заходящей на палубу, добраться до места ему не удалось. Старший помощник Сафонов собрал группу из наиболее опытных моряков и повел их на кормовую палубу. Волны уже гуляли по промысловой палубе, помещение рыбомучной установки было затоплено водой.

Примерно в 3 часа по неизвестной причине сработала аварийная сигнализация. Члены экипажа покинули каюты и обнаружили поступление воды в помещение рыбцеха. Несмотря на дальнейшие меры, вода продолжала прибывать и была уже по пояс. Судно стало крениться на левый борт.

В 03.20 капитан Храмцов отдал приказание перекачивать топливо из танков левого борта в танки правого для уменьшения крена. Но судно продолжало крениться на левую сторону. Около 4 часов капитан приказал откачивать топливо из танка № 23 левого борта за борт. К этому времени ветер достиг силы 9 баллов, волнение моря - 7 баллов. Попытка дать малый ход, для смягчения ударов волн и уменьшения заливания кормовой палубы, привела к потере управляемости - ход снова увеличили до среднего.

В 04.10 вахтенный матрос доложил, что прямо по курсу видит судно - это была плавбаза «Вилис Лацис» Рижской базы рыбопромыслового флота. Просить помощи калининградцы не стали, капитан дал команду разойтись левыми бортами.

В 04.20 после расхождения со встречным судном капитан, старший и первый помощники зашли в штурманскую рубку. По трансляции было отдано распоряжение: «Всем подняться, надеть спасательные нагрудники и выйти на верхнюю палубу».

В 04.30 почти весь экипаж уже находился в районе шлюпок. По команде капитана судно начало медленно поворачивать влево.

В 04.35 старший механик Кузуб приказал всем находившимся в машинном отделении выйти на верхнюю палубу. Сам он остался в машинном отделении и с тех пор никто из оставшихся в живых членов экипажа его больше не видел.

В 04.42-43 "Тукан" начал подавать сигнал SOS. Он был принят одновременно береговыми станциями и находившимися в районе аварии судами. Бельгийская и немецкая станции после приема сигнала вызвали РТМ «Тукан» и попросили повторить координаты. Ефимов успел повторить только широту. Вслед за этим судовые двигатели заглохли, и подача электроэнергии прекратилась. Штурманская вахта, первый помощник капитана и гидроакустик оставили рулевую рубку. Капитан Храмцов мостика не покинул - больше его никто не видел.

Попытка спустить шлюпку левого борта не удалась. Она была сорвана с кильблоков, висела на носовых талях и ее сильно било о борт. Шлюпку правого борта спустить оказалось невозможно из-за большого крена на левый борт. Многие члены экипажа стали прыгать в воду, остававшихся на палубе смывали волны. Судно продолжало погружаться в воду кормой.

Примерно в 04.50 под водой скрылась носовая часть "Тукана". Оказавшихся в воде моряков разбросало на большой акватории. Одиннадцать человек смогли забраться в один их трех плотов.

В 05.10 в район аварии направилась плавбаза «Вилис Лацис».

В 06.00 началось спасение людей.

К 8 часам на борт плавбазы были подняты 11 человек со спасательного плота. Последний человек был поднят в 09.06.