Премия Рунета-2020
Калининград
+5°
Boom metrics
Общество23 марта 2017 10:54

Санкционированный вандализм: Несмотря на протесты общественности башни-близнецы под Калинингралом все-таки снесли

Разобрать уникальные сооружения на кирпич муниципалы решили после предписания Калининградской железной дороги [фото]
Было две башни, осталась одна.

Было две башни, осталась одна.

Фото: Светлана КОНОВАЛОВА

В субботу в социальных сетях появилось фото разрушения водонапорных башен в поселке Железнодорожный Правдинского района. В народе их называли башнями-близнецами. Интернет забурлил. На сайте change.org появилась петиция – калининградцы активно ставили подписи против сноса уникальных сооружений. Однако – бесполезно. Власти Железнодорожного и Правдинского района, видимо, посчитали, что башни разбирают на кирпич на вполне законных основаниях, а сама тема не стоит выеденного яйца. Мало ли у нас таких башен? Короче, в ситуацию не вмешались, работников муниципального предприятия – а именно оно занималось разбором строений – не остановили. В итоге на сегодняшний день одна из башен разрушена. Калининградская область лишилась очередного объекта, который мог бы стать точкой притяжения для туристов…

Так выглядели башни пять лет назад.

Так выглядели башни пять лет назад.

Фото: Алексей ДЕНИСЕНКОВ

Что же произошло? На этой неделе ситуацию нам прокомментировала представитель районного комитета по управлению муниципальным имуществом Ольга Ванеева.

- Сразу скажу, что эти постройки не были объектами культурного наследия, и собственник, муниципальное предприятие «Дом Сервис», всего лишь выполнял предписание Калининградской железной дороги, - заявила Ванеева. – По их мнению, башни грозили обрушиться на железнодорожные пути.

- А железнодорожники не уточняли, что конкретно необходимо снести? На наш взгляд, обрушиться могли только деревянные части, но никак не кирпичные.

- Нет, не уточняли, - отвечает Ванеева. – На мой взгляд, после разборки деревянной части постепенно начала бы рушиться и кирпичная.

Фото сделано на прошлой неделе: разборка идет полным ходом.

Фото сделано на прошлой неделе: разборка идет полным ходом.

Фото: Светлана КОНОВАЛОВА

Далее представитель комитета по управлению муниципальным имуществом добавила: несмотря на то, что зданиями владела организация «Дом Сервис», участок под ними принадлежит железной дороге.

Тем временем, в пресс-службе КЖД «Комсомолку» уверили, что башни «никогда не входили в имущественный фонд» железной дороги, тем не менее, предписание о противоаварийных работах они собственнику действительно направляли. Уточнять, что именно подразумевалось под противоаварийными работами, железнодорожник не стали.

От одной из башен осталась груда кирпича.

От одной из башен осталась груда кирпича.

Фото: Светлана КОНОВАЛОВА

Реакция в социальных сетях дала понять: то, что башни не являлись памятником архитектуры, конечно, не значило, что их нужно непременно разобрать. Такой же позиции придерживается и руководитель региональной службы охраны объектов культурного наследия Евгений Маслов.

- Я сейчас утешительного ничего сказать не могу по этому случаю. На мой взгляд, ряд признаков уникального объекта у водонапорных башен есть, однако принять меры против тех, кто начал разборку, мы не можем, так как башни не являются объектом культурного наследия – это будет просто-напросто превышением полномочий. Справки мы наводили, собственник ссылается на то, что у него было предписание от Калининградской железной дороги, якобы кирпичные строения грозили обрушиться на железнодорожное полотно, но я еще раз скажу, что это версия собственника.

Немецкий кирпич аккуратно уложен в штабеля.

Немецкий кирпич аккуратно уложен в штабеля.

Фото: Светлана КОНОВАЛОВА

- Получается, что в Железнодорожном повторяется та же история, что и с фахверковыми складами (еще одни полуразрушенные уникальные строения в Железнодорожном – Ред.)?

- Не совсем. Там история другая: склады объектом культурного наследия являются, и их собственники уже получили разрешение на работы по сохранению памятника. В мае мы проверим, как эти работы проходят, - добавил Маслов. – Что касается водонапорных башен, то мне действительно искренне жаль.

СПРАВКА «КП»

Две рядом стоящие железнодорожные водонапорные башни были построены в городке Гердауэн в 1890 году. В сечении кирпичное основание каждой из башен имеет форму восьмиугольника. Верхняя часть – сама емкость, обшитая деревом. Разрушение деревянной обшивки одной из башен началось в 2013 году.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Поселок, который сам себя разрушил

Не хочется начинать с громких слов, но не удержусь. Вчера увидел то, что сотворили жители поселка Железнодорожный с двумя уникальными водонапорными башнями-близнецами (они их разобрали на кирпич), и первое, что пришло в голову, – бесчинства террористов в Пальмире. Конечно, Железнодорожный далеко не Пальмира, но образ похожий. Только на месте ИГИЛ (запрещенной в России организации) - обычные работяги, которые наверняка зарабатывают на этом объекте себе на пропитание. Ситуацию в Пальмире комментируют в ЮНЕСКО и Эрмитаже, в Железнодорожном же и комментировать некому (читайте далее).