Премия Рунета-2020
Калининград
+15°
Boom metrics
Общество19 апреля 2017 8:00

Как финны раскритиковали калининградские велодорожки

В Москве прошел международный велоконгресс. В нем приняли участие два делегата из Калининграда и корреспондент «Комсомолки»
После строительства набережной Трибуца прошел год, а велодорожка уже в ненормативном состоянии.

После строительства набережной Трибуца прошел год, а велодорожка уже в ненормативном состоянии.

Фото: Иван МАРКОВ

В Москве в минувшие выходные прошел международный велоконгресс, в котором приняли участие велоактивисты из 18 стран мира и более чем 50 городов России. Среди всего этого скопища народа были и два человека из Калининграда. За два дня на площадке конгресса успели выступить чиновники, транспортники, руководители велосипедных ассоциаций, психологи и даже один супергерой из Мексики, защищающий права пешеходов и велосипедистов.

ВЕЛОДОРОЖКИ ДО ПОГРАНПЕРЕХОДОВ

Открыл конгресс заместитель Министра транспорта Российской Федерации Николай Асаул, который начал с темы воровства велосипедов, заявив, что в Москве «не достаточно иметь только веломаршрут, но важно и хранить велосипед в надлежащих условиях, не боясь, что он будет украден». Ближе к концу своего выступления Асаул заявил, что сейчас разработан проект по приграничному сотрудничеству с Финляндией, в рамках которого будет создан первый в России пункт пропуска на принципах Bicycle friendly.

- Есть уже участок велодорожки с финской стороны, на котором большой трафик, - заявил Николай Асаул. – Мы хотим в рамках приграничного сотрудничества не просто построить велодорожку до пункта пропуска, но и технологическую схему контрольных органов переделать, чтобы были отдельные полосы и окна для велосипедистов. Человек с велосипедом не просто будет ютиться между грузовиками и автобусами, он будет чувствовать, что его здесь ждут. Если этот пример окажется удачным, мы и другие такие попробуем оборудовать.

В перерывах между сессиями участники конгресса могли изучить выставку велосипедов

В перерывах между сессиями участники конгресса могли изучить выставку велосипедов

Фото: Иван МАРКОВ

Тема с подобными пунктами пропуска для Калининградской области более чем актуальна. Несмотря на то, что на некоторых погранпереходах велосипедист может пройти границу, ни одна велосипедная дорожка в регионе пока не доходит ни до одного пункта пропуска. И это притом, что через область проходит три международных веломаршрута: R-1 (проходит от французского города Булонь-сюр-Мер до Санкт-Петербурга, EuroVelo-10 (кольцевой маршрут вокруг Балтийского моря) и EuroVelo-13 (от Черного до Баренцева моря).

ПРОКАТ И «УМНЫЕ ВЕЛОСИПЕДЫ»

Далее в течение двух дней участникам конгресса удалось послушать спецов в области организации туристической велоинфраструктуры; представителей городов, где власти буквально с нуля умудрились построить сеть велодорог, а также людей из бизнеса, предлагающих готовые продукты для городов с любой численностью населения. В частности, два часа программы мероприятия было посвящено организации городского велопроката. К слову, проводил эту сессию ведущий специалист «Городского центра управления парковками Санкт-Петербурга» Стас Иванов, который в Калининграде известен основанием проекта Cafebike (велопрокат, в котором ключ от велосипеда могут выдать в ближайшем кафе). Правда, если прокат Стаса, скорее, любительский, то компании Smoove (Франция), Nextbike (Германия) и Social Bicycles (США), приславшие на конгресс своих представителей – это настоящие монстры, опутывающие сетями городских прокатов мировые столицы. В частности, компания Smoove организовала прокат в Москве, и ежегодно фиксирует прирост пользователей своими услугами. В частности, за прошлый год было зафиксировано 1 671 068 поездок притом, что велосипедов в Москве установлено всего 3200.

Супергерой из Мексики Пеатонито заставил власти Мехико увеличить ограничение скорости автомобилей

Супергерой из Мексики Пеатонито заставил власти Мехико увеличить ограничение скорости автомобилей

Фото: Иван МАРКОВ

Любопытным стало выступление представителя американской компании Social Bicycles Александра Тедеши. Дело в том, что прокатные «умные» велосипеды этой фирмы не обязательно оставлять на специальной станции, их можно пристегнуть к столбу или дереву, а следующий пользователь найдет его по карте, размещенной в мобильном приложении.

Немного приземлил слушателей советник Департамента транспорта городского совета Барселоны Альваро Николас Лоскос, который, рассказав о плюсах велопроката в столице Каталонии, заявил, что он находится на 70-процентном содержании муниципалитета (30% содержания оплачивают спонсоры).

ПРИМЕР КАЛИНИНГРАДА: КАК НЕ НАДО СТРОИТЬ

Ну и самой любопытной сессией для россиян, конечно, стало обсуждение велосипедной инфраструктуры в городах с холодным климатом. Кстати, выступавшие разобрали даже психологическое восприятие зимы. В частности, канадский кандидат наук по когнитивной нейробиологии Робин Мазумдер рассказал о своем исследовании, доказавшем, что только массовые зимние мероприятия и спорт (в том числе велосипед) смогут поменять отношение горожан к холоду.

А один из спикеров, вице-президент организации Winter Cycling Federation Пекка Тахкола из финского города Оулу, рассказывая о зиме и связанной с ней инфраструктурных проблемах в своей стране, привел и несколько примеров плохих пешеходных зон и велодорожек из России, в частности, из Москвы и Калининграда.

- Кто-нибудь узнает город? – показал фотографию нашей набережной Трибуца Тахкола.

В зале поднялось две руки из Калининграда.

Пекка Тахкола (слева) на примере Калининграда объяснил, как не надо строить велодорожки

Пекка Тахкола (слева) на примере Калининграда объяснил, как не надо строить велодорожки

Фото: Иван МАРКОВ

- Когда я ехал по этой велодорожке, под колесами у меня все дребезжало, - скорчил гримассу финн. – К тому же, повсюду была вода, которая никуда не ушла после дождя.

Далее Тахкола показал несколько подобных примеров из Финляндии, правда, тротуары и велополосы с его фотографий пережили несколько десятилетий эксплуатации, а набережная Трибуца – всего год.

ПЕРЕЖИТЬ ЗИМУ БЕЗ СОЛИ НА ДОРОГАХ

Далее Тахкола заметил, что в его стране запрещено высыпать на улицы такие огромные объемы соли во время гололеда, как в России и в США. Более того, снег во время морозов в Оулу не убирают, а утрамбовывают. Соль же используют только в растворенном виде и только в осенний период (правда, перед использованием снег стараются вычистить). Теперь стоит напомнить, что Оулу – это город, для которого -30 градусов зимой – норма. Правда, это не мешает этому населенному пункту быть велостолицей Финляндии (на 200 тысяч человек населения там приходится 860 км велодорожек).

- Зимой у нас на велосипедах ездит больше людей, чем в Хельсинки летом, - закончил презентацию финн.

Вообще спор о зиме и велосипеде вылился за рамки регламента, поэтому его было решено перенести на февраль следующего года. Тут следует сказать, что российская столица, несмотря на то, что в этом году там не будет построено ни единого километра велодорожек, с 8 по 10 февраля будет принимать зимний велоконгресс.