После строительства набережной Трибуца прошел год, а велодорожка уже в ненормативном состоянии.
Фото: Иван МАРКОВ
В Москве в минувшие выходные прошел международный велоконгресс, в котором приняли участие велоактивисты из 18 стран мира и более чем 50 городов России. Среди всего этого скопища народа были и два человека из Калининграда. За два дня на площадке конгресса успели выступить чиновники, транспортники, руководители велосипедных ассоциаций, психологи и даже один супергерой из Мексики, защищающий права пешеходов и велосипедистов.
ВЕЛОДОРОЖКИ ДО ПОГРАНПЕРЕХОДОВ
Открыл конгресс заместитель Министра транспорта Российской Федерации Николай Асаул, который начал с темы воровства велосипедов, заявив, что в Москве «не достаточно иметь только веломаршрут, но важно и хранить велосипед в надлежащих условиях, не боясь, что он будет украден». Ближе к концу своего выступления Асаул заявил, что сейчас разработан проект по приграничному сотрудничеству с Финляндией, в рамках которого будет создан первый в России пункт пропуска на принципах Bicycle friendly.
- Есть уже участок велодорожки с финской стороны, на котором большой трафик, - заявил Николай Асаул. – Мы хотим в рамках приграничного сотрудничества не просто построить велодорожку до пункта пропуска, но и технологическую схему контрольных органов переделать, чтобы были отдельные полосы и окна для велосипедистов. Человек с велосипедом не просто будет ютиться между грузовиками и автобусами, он будет чувствовать, что его здесь ждут. Если этот пример окажется удачным, мы и другие такие попробуем оборудовать.
В перерывах между сессиями участники конгресса могли изучить выставку велосипедов
Фото: Иван МАРКОВ
Тема с подобными пунктами пропуска для Калининградской области более чем актуальна. Несмотря на то, что на некоторых погранпереходах велосипедист может пройти границу, ни одна велосипедная дорожка в регионе пока не доходит ни до одного пункта пропуска. И это притом, что через область проходит три международных веломаршрута: R-1 (проходит от французского города Булонь-сюр-Мер до Санкт-Петербурга, EuroVelo-10 (кольцевой маршрут вокруг Балтийского моря) и EuroVelo-13 (от Черного до Баренцева моря).
ПРОКАТ И «УМНЫЕ ВЕЛОСИПЕДЫ»
Далее в течение двух дней участникам конгресса удалось послушать спецов в области организации туристической велоинфраструктуры; представителей городов, где власти буквально с нуля умудрились построить сеть велодорог, а также людей из бизнеса, предлагающих готовые продукты для городов с любой численностью населения. В частности, два часа программы мероприятия было посвящено организации городского велопроката. К слову, проводил эту сессию ведущий специалист «Городского центра управления парковками Санкт-Петербурга» Стас Иванов, который в Калининграде известен основанием проекта Cafebike (велопрокат, в котором ключ от велосипеда могут выдать в ближайшем кафе). Правда, если прокат Стаса, скорее, любительский, то компании Smoove (Франция), Nextbike (Германия) и Social Bicycles (США), приславшие на конгресс своих представителей – это настоящие монстры, опутывающие сетями городских прокатов мировые столицы. В частности, компания Smoove организовала прокат в Москве, и ежегодно фиксирует прирост пользователей своими услугами. В частности, за прошлый год было зафиксировано 1 671 068 поездок притом, что велосипедов в Москве установлено всего 3200.
Супергерой из Мексики Пеатонито заставил власти Мехико увеличить ограничение скорости автомобилей
Фото: Иван МАРКОВ
Любопытным стало выступление представителя американской компании Social Bicycles Александра Тедеши. Дело в том, что прокатные «умные» велосипеды этой фирмы не обязательно оставлять на специальной станции, их можно пристегнуть к столбу или дереву, а следующий пользователь найдет его по карте, размещенной в мобильном приложении.
Немного приземлил слушателей советник Департамента транспорта городского совета Барселоны Альваро Николас Лоскос, который, рассказав о плюсах велопроката в столице Каталонии, заявил, что он находится на 70-процентном содержании муниципалитета (30% содержания оплачивают спонсоры).
ПРИМЕР КАЛИНИНГРАДА: КАК НЕ НАДО СТРОИТЬ
Ну и самой любопытной сессией для россиян, конечно, стало обсуждение велосипедной инфраструктуры в городах с холодным климатом. Кстати, выступавшие разобрали даже психологическое восприятие зимы. В частности, канадский кандидат наук по когнитивной нейробиологии Робин Мазумдер рассказал о своем исследовании, доказавшем, что только массовые зимние мероприятия и спорт (в том числе велосипед) смогут поменять отношение горожан к холоду.
А один из спикеров, вице-президент организации Winter Cycling Federation Пекка Тахкола из финского города Оулу, рассказывая о зиме и связанной с ней инфраструктурных проблемах в своей стране, привел и несколько примеров плохих пешеходных зон и велодорожек из России, в частности, из Москвы и Калининграда.
- Кто-нибудь узнает город? – показал фотографию нашей набережной Трибуца Тахкола.
В зале поднялось две руки из Калининграда.
Пекка Тахкола (слева) на примере Калининграда объяснил, как не надо строить велодорожки
Фото: Иван МАРКОВ
- Когда я ехал по этой велодорожке, под колесами у меня все дребезжало, - скорчил гримассу финн. – К тому же, повсюду была вода, которая никуда не ушла после дождя.
Далее Тахкола показал несколько подобных примеров из Финляндии, правда, тротуары и велополосы с его фотографий пережили несколько десятилетий эксплуатации, а набережная Трибуца – всего год.
ПЕРЕЖИТЬ ЗИМУ БЕЗ СОЛИ НА ДОРОГАХ
Далее Тахкола заметил, что в его стране запрещено высыпать на улицы такие огромные объемы соли во время гололеда, как в России и в США. Более того, снег во время морозов в Оулу не убирают, а утрамбовывают. Соль же используют только в растворенном виде и только в осенний период (правда, перед использованием снег стараются вычистить). Теперь стоит напомнить, что Оулу – это город, для которого -30 градусов зимой – норма. Правда, это не мешает этому населенному пункту быть велостолицей Финляндии (на 200 тысяч человек населения там приходится 860 км велодорожек).
- Зимой у нас на велосипедах ездит больше людей, чем в Хельсинки летом, - закончил презентацию финн.
Вообще спор о зиме и велосипеде вылился за рамки регламента, поэтому его было решено перенести на февраль следующего года. Тут следует сказать, что российская столица, несмотря на то, что в этом году там не будет построено ни единого километра велодорожек, с 8 по 10 февраля будет принимать зимний велоконгресс.