Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Авто30 мая 2017 15:00

Черным по серому

Улучшаем старый автомобиль при помощи новых шин Nokian Hakka Black
Авторы (2):
Василий Островский
Новые шины - это самый простой способ улучшить ездовые качества старого автомобиля

Новые шины - это самый простой способ улучшить ездовые качества старого автомобиля

Фото: Кирилл БРЕВДО

ТОЖЕ ТЮНИНГ

С годами автомобиль, увы, не молодеет. Многолетняя эксплуатация так или иначе сказывается на реальных технических характеристиках, которые по мере старения машины все больше расходятся с паспортными данными: двигатель не развивает былую мощность, тормоза слабеют, подвеска разбалтывается – в общем, автомобиль устает. Конечно, какие-то вещи можно поддерживать в порядке: скажем, если вовремя перебирать ходовую часть, ездовые качества авто в целом останутся прежними. А вот силовой агрегат взбодрить вряд и получится. Зато можно улучшить управляемость, если подарить машине новые покрышки.

Здесь речь идет даже не о замене изношенных шин новыми, сколько о подборе других колес. Дело в том, что «резинотехнические изделия» с годами совершенствуются, и если на десятилетний автомобиль установить новую модель шин какого-либо именитого производителя, то отдельные характеристики машины станут даже лучше, чем были изначально. Более того, замена колес способна ощутимо улучшить внешний вид авто: диски увеличенного диаметра, обутые в низкопрофильную резину, смотрятся гораздо эффектнее.

Стоимость шиномонтажа зависит от посадочного диаметра шин, а также от их конструкции: так, например, за установку "антипрокольных" шин с жетскими боковинами типа RunFlat с вас возьмут дополнительные деньги

Стоимость шиномонтажа зависит от посадочного диаметра шин, а также от их конструкции: так, например, за установку "антипрокольных" шин с жетскими боковинами типа RunFlat с вас возьмут дополнительные деньги

Фото: Кирилл БРЕВДО

Собственно, именно подобными умозаключениями я и руководствовался, когда подбирал летний сет для своего престарелого BMW. «Трешка» 1990 года выпуска досталась мне на 15-дюмовых колесах, причем резина была уже не в самом лучшем состоянии: износ протектора составлял порядка 80%, к тому же виднелись иные признаки старения вроде трещин на боковинах. По большому счету, колеса на выброс. Подобрав седану соответствующие по стилю диски диаметром 17 дюймов, я задумался о поиске шин.

В результате я остановился на продукции компании Nokian Tyres: прежний опыт общения с финскими шинами убедил меня в том, что они хорошо работают в условиях значительных перепадов температур, когда днем уже тепло, а ночью еще холодно. Кроме того, покрышки Nokian славятся хорошими ездовыми свойствами на мокрой дороге, а в наших краях дожди случаются довольно часто – в конце концов, не в пустыне Атакама живем. Наконец, мне было любопытно: умеют ли финны, которые изрядно поднаторели в зимних покрышках, делать еще и хорошие летние шины?

Nokian Hakka Black выпускается в различных типоразмерах посадочным диаметром от 16 до 21 дюйма

Nokian Hakka Black выпускается в различных типоразмерах посадочным диаметром от 16 до 21 дюйма

Фото: производителя

ДЕНЕЖНЫЙ ВОПРОС

Определившись с размером – 215/40 R17 – я открыл сайт финской компании и мастере подбора шин забил нужные параметры. Мастер не оставил мне выбора: в таком типоразмере выпускается только модель Hakka Black. К слову сказать, можно было бы подыскать нужные покрышки не по размеру, а в соответствии с моделью автомобиля: онлайн-подбор позволяет это сделать. Но в моем случае этот вариант себя не оправдал: сайт ориентируется только на штатные размеры, а я искал себе колеса за пределами рекомендаций завода изготовителя.

Сами финны характеризуют Hakka Black как шину со спортивным характером: дескать, она адресована тем водителям, которые хотят получать безопасное удовольствие от вождения. Об этом косвенно говорит и номенклатура типоразмеров: посадочный диаметр от 16 до 21 дюйма и преимущественно низкий профиль.

Nokian дает бессрочную расширенную гарантию на Hakka Black: в случае возникновения непреднамеренного прокола, пореза, разрыва или вздутия боковины вам бесплатно отремонтируют покрышку или заменят на аналогичную модель

Nokian дает бессрочную расширенную гарантию на Hakka Black: в случае возникновения непреднамеренного прокола, пореза, разрыва или вздутия боковины вам бесплатно отремонтируют покрышку или заменят на аналогичную модель

Фото: производителя

Комплект из четырех шин на мою машину обошелся почти в 30 тысяч рублей – то есть немногим менее 7500 за баллон. Я бы мог серьезно сэкономить, если бы приобрел китайскую резину (4-5 тысяч руб. за колесо), однако кроить на безопасности мне показалось неправильным. В то же время я не переплатил: примерно столько же стоят корейские шины, а продукция таких марок как Continental и Michelin уже ощутимо дороже. За Dunlop, Bridgestone, Goodyear и Pirelli просят чуть меньше, но тоже немало – по 7-8 тысяч за шину.

Еще около полутора тысяч ушло на шиномонтаж. На диски Hakka Black встала без каких-либо трудностей, колеса отбалансировались с минимальным количеством грузиков.

ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Говорить о том, что на 17-дюймовых колесах приобрела совершенно иной вид, нежели на «пятнадцатидюймовочках», не буду – это было ожидаемо. И в этом нет заслуги шин Nokian как таковых – здесь все дело исключительно в размерах. А красоту рисунка протектора оценивать с точки зрения эстетики, согласитесь, было бы странно.

Финские шинники самое пристальное внимание уделяют испытаниям покрышек на мокрых покрытиях

Финские шинники самое пристальное внимание уделяют испытаниям покрышек на мокрых покрытиях

Фото: производителя

А вот с точки зрения функциональности протектор «Черной Хакки» можно оценить, даже не поездив. Финские шинники придумали индикатор износа, который нынче используют едва ли не на всех моделях. На центральном ребре шины нанесены цифры от 3 до 8 – они обозначают глубину протектора в миллиметрах. По мере износа покрышки цифры стираются, так что всегда можно понять, какова остаточная глубина протектора. Капля между четверкой и пятеркой нарисована не для красоты. Это индикатор аквапланирования: как только он исчезает, шина перестает быть безопасной на мокрой дороге.

Но у меня резина новая, поэтому по лужам ездить можно без опаски. Не то чтобы Hakka Black не замечает воды совсем, однако прощает даже весьма грубые ошибки при выборе скорости. На многих магистралях Москвы, равно как и на кольцевой автодороге, образуются колеи, в которых во время дождя быстро скапливается вода. При перестроениях часто приходится влетать колесами в эти водяные полосы, на доли секунды теряя контроль над автомобилем. Так вот с «Нокиан» уверенность при движении в сложных погодных условиях заметно возросла.

Полированные продольные канавки служат для лучшего отвода воды из пятна контакта. Сферические полости в стенках ребер уменьшают завихрения воздуха, снижая шум во время движения. Вместимость боковых водоотводящих канавок по мере износа шин растет

Полированные продольные канавки служат для лучшего отвода воды из пятна контакта. Сферические полости в стенках ребер уменьшают завихрения воздуха, снижая шум во время движения. Вместимость боковых водоотводящих канавок по мере износа шин растет

Фото: производителя

Надо сказать, на мокром асфальте финские шины вообще ведут себя выше всяких похвал, обеспечивая надежное сцепление с дорогой. Даже если переборщить со скоростью, то ничего страшного не происходит: момент начала скольжения отлично чувствуется, поэтому машину легко контролировать. Да и тормозит автомобиль на мокром покрытии весьма эффективно: не так, конечно, как на сухом асфальте, но очень даже недурственно. Жить определенно стало легче!

КРОВЬ ИЗНОСА

В плане комфорта переход на резину с более низким профилем не предвещал ничего хорошего. Однако трагедии не произошло: я на самом деле ожидал худшего. Автомобиль стал чуть более несдержанно реагировать на небольшие неровности, но ни о каком дискомфорте не может идти и речи. В сущности, по меркам низкопрофильных шин Nokian Hakka Black демонстрирует достойный уровень комфорта. Скажем так, шины Dunlop и Bridgestone едут ощутимо жестче.

После переобувки в «Нокиан» мой немолодой «бумер» поехал немного шумнее, однако я в значительной степени готов списать это на более широкие колеса – 215 мм против прежних 205 мм. А в целом с точки зрения акустического комфорта я серьезных перемен не обнаружил. Но тут надо понимать, что BMW почти тридцатилетней выдержки – автомобиль в принципе довольно шумный.

На информационном участке теперь предусмотрена дополнительная зона, на которой можно написать момент затяжки болтов для крепления колесных дисков. А цифры на центральном ребре позволяют контролировать степень износа шины

На информационном участке теперь предусмотрена дополнительная зона, на которой можно написать момент затяжки болтов для крепления колесных дисков. А цифры на центральном ребре позволяют контролировать степень износа шины

Фото: производителя

За половину прошлого и начало этого сезона я не смог в полной мере оценить ресурс финских шин. Тем не менее, прошерстив различные форумы, я обнаружил, что многие жалуются именно на ходимость Hakka Black: дескать, через пару сезонов протектор на ведущих колесах стирается до 3 мм. И я готов поверить таким отзывам: у меня на одном из семейных автомобилей стояли зимние нешипованные шины Nokian, которые и в самом деле весьма интенсивно изнашивались.

Некоторые автовладельцы также отмечают, что скорость износа зависит от типоразмера, но такие утверждения выглядят сомнительно: по идее состав резиновой смеси в одной и той же модели не должен отличаться, да и технологии используются одинаковые.

В СУХОМ ОСТАТКЕ. И В МОКРОМ ТОЖЕ

Nokian Hakka Black оставили приятное впечатление. Среди очевидных плюсов следует отметить хороший держак на мокрой дороге и достойное сопротивление аквапланированию. Да и цена за подобный набор достоинств кажется довольно гуманной. Что же касается недостатков, то здесь финские шины можно упрекнуть в чрезмерной склонности к износу. Впрочем, этот минус придется в некотором смысле поставить авансом: мой комплект еще совсем свежий, и судить о ресурсе преждевременно.