Премия Рунета-2020
Калининград
+6°
Boom metrics
Здоровье10 июля 2017 14:09

В калининградском минздраве придумали, как решить проблему нехватки врачей

На вопросы «Комсомолки» ответил врио министра здравоохранения Калининградской области Александр Кравченко
Проблема нахватки врачей - одна из главных в калининградском здравоохранении.

Проблема нахватки врачей - одна из главных в калининградском здравоохранении.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Нет своих и чужих

- Александр Юрьевич, за последние пару недель вы на нескольких площадках представили кадровую программу – в областной думе, на общественном совете при минздраве...

- Важно понимать, что мы представляем проект кадровой программы, которая разработана при поддержке врио губернатора Антона Андреевича Алиханова. Да, мы рассказали о ней депутатам областной думы, общественникам. Следующий этап – обсудить ее на оперативном совещании правительства области. Если коллеги поддержат нас, тогда нужно будет переходить к разработке нормативно-правовой базы. Одним словом, программе необходимо пройти еще несколько этапов, чтобы перейти в стадию реализации. Могу сказать, что при положительном сценарии с осени этого года она может заработать.

- В чем ее сила, особенности?

- Обеспечить кадрами наши поликлиники и больницы не только сегодня, но и на будущее. Мы не доукомплектованы примерно на 10 процентов врачами. Кроме этого, у нас еще и некорректное распределение врачей и среднего медперсонала по больницам муниципалитетов. За основу мы брали кадровые программы, которые сегодня успешно реализуются в других российских регионах и адаптировали их под условия Калининградской области. И могу сказать, что мотив – привлекать врачей только за счет материальных преференций – мы сразу отмели. Полагаем, что материальная составляющая не является сегодня определяющей в выборе региона. Мы в целом должны поработать над привлекательностью условий труда для медиков.

- Как это сделать?

- Всех врачей мы разделили на группы: те, кто уже работает в системе здравоохранения Калининградской области, те, кого мы получаем после обучения в медвузах, и те, кто переезжает к нам жить и работать из других регионов. И с каждым мы должны работать, предлагая те или иные условия поддержки. Есть позитивные изменения: Антон Андреевич недавно подписал передачу 30 служебных квартир для врачей. Мы проанализировали федеральные программы – «Жилище», «Молодая семья», пришли к выводу, что о них мало кто знает. Из совсем нового – мы предлагаем в регионе запустить программу «Молодая семья специалистов». Она будет рассчитана на семью, где супругам – до 40 лет, один из них – врач дефицитной специальности. Вот таким семьям мы хотим предложить софинансирование стоимости жилья. Объем софинансирования зависит, например, от того, растут ли в таких семьях дети. Программа предполагает строительство жилья. Мы же слышим, что муниципалитеты говорят – если бы была возможность простроить дома, то врачи бы к нам поехали…

Мы рассматриваем возможности комбинации мер поддержки. Например, единовременная выплата в размере 300 тысяч рублей по итогам трех лет работы. Очень важный момент – коррекционный коэффициент. Его размер зависит от того, в какой муниципалитет врач поехал работать. Если в Советск, Неман, Озерск, то по итогам трех лет работы выплата будет составлять 600 тысяч рублей.

В программу мы заложили механизм ретроспективной оплаты постдипломного образования. Есть специалисты, кто прошел обучение по дефицитной для нас специальности, а это обучение происходит за свой счет, мы обеспечиваем 100-процентный возврат затраченных средств. Почему же специалистов, которые возвращаются работать в регион, где жили, учились, не поддержать?

О головах, которые не слетели

- Врачей, кто много лет работает в больницах Калининградской области, думаю, согреет забота и о них. Поскольку за последние несколько лет, если мы и слышали о поддержке врачей, то только о тех, кто едет к нам работать по приглашению…

- Не секрет, что когда меня назначили врио министра, были такие разговоры, что сейчас новая метла начнет всех главных врачей сметать. Посмотрите, ни одна голова не слетела! Но сегодня с каждым руководителем медучреждения мы в ручном режиме корректируем задачи, которые нужно решать в первую очередь. Но ситуации всплывают. Сегодня есть несколько врачей, кто с последними китайскими предупреждениями работают. И им по силам сделать то, о чем мы договариваемся, чтобы скорректировать ситуацию по работе медучреждения, чтобы обеспечить доступность медпомощи. Я считаю абсолютно неверным утверждение, что главные врачи должны стать единственными, неповторимыми и незаменимыми. Мы все находимся в состоянии конкуренции. И это нормально.

- То есть вы хотите сказать, что нынешним главным врачам уже дышат в спину?

- В проекте кадровой программы мы фиксируем некий облегченный вариант карьерного роста врачей. Если врач непрерывно проработал в стационаре 5 лет, если все это время он соответствовал заявленной квалификации, мы вносим этого специалиста в резерв на замещение в должности заведующего отделения, замглавного врача, главного врача. Таким образом и профессиональный рост гарантируем, и создаем тот самый драгоценный кадровый резерв. Но пока программа не заработала, мы внимательно следим за тем, кто и как относится к своему делу. Так что на самом деле незаменимых нет.

- Как можно одновременно следить за всеми врачами?

- К счастью, сегодня есть информационные системы, которые позволяют знать: как врач лечил, с каким результатом, сколько раз пациент к нему возвращался. Если врач отработал пять лет добросовестно, обязательно ставим в резерв. И это нормально!

Кстати, хочу сказать, что конкурсные процедуры на замещение вакантных должностей главных врачей отменять не будем. Это очень эффективный механизм. На одном из конкурсов, который мы недавно проводили, конкурсанты зачастую предлагали нестандартные решения стандартных проблем. И мы с удовольствием берем эти предложения в работу. В проекте кадровой программы обязательно должна быть возможность повышения профессионального уровня врача. Это не «научный туризм», это должна быть реальная учеба, результат который должен быть виден на рабочем месте.

- Как вы «воруете» кадры? Признайтесь, это личные связи?

- Личные отношения, безусловно, имеют значение. Но есть немало примеров, когда врачи едут на позитивность региона. Потому что та информация, которая, благодаря медиасфере, доходит до разных регионов, срабатывает нам в плюс.

- Вы можете привести примеры «воровства»?

- Первое «воровство», результат которого мы ждем, это патоморфолог. «Воруем» мы этого специалиста с должности заведующего отделения Первого медицинского университета имени Сеченова… И я думаю, что это не единственный факт.

- А примеры того, что врачи едут на позитивность региона?

- Онколог приехал, работает в Пионерском. Группа онкологов заехала в Центральную городскую клиническую больницу. Я очень горд тем, что в регион приехал молодой и очень талантливый врач, который возглавил в Центральной городской клинической больнице службу реанимации, и именно он назначен главным врачом на ЧМ-18 в Калининградской области – Денис Кирюшин. Очень боролись мы за сохранение у нас в регионе сильного врача, которая будет работать гинекологом в Центре женского здоровья. Остается доктор, будет работать! Приехал маммолог. Мы еще ожидаем восемь врачей в Советск и четырех – в Гусев уже в ближайшие два месяца.

Онкопомощь: перемены к лучшему

- Вы приехали работать в Калининград и оказались в системном кризисе онкопомощи. Много усилий прилагали к тому, чтобы изменить ситуацию. Есть перемены?

- Изменения есть. Мы вышли с низкого уровня выявляемости онкозаболеваний на ранней стадии. Показатель – почти 57% - это очень хороший результат. Это те больные – с первой, второй стадиями, которых можно навсегда избавить от этой проблемы. Я уже неоднократно говорил об этом, что только активное выявление онкозаболеваний на ранних стадиях, могут победить рак. И самое позитивное в этой истории состоит в том, что этого мы добились исключительно организационными мероприятиями. Теперь очень важно подтянуть качество медицинской помощи, удержать эту волну. И параллельно создавать онкоцентр. Не буду скрывать, вот эти изменения в системе онкопомощи жителям Калининградской области я записываю, в том числе, и на свой счет.

- Александр Юрьевич, вы находите время на пациентов? Вы же – онколог, очень нужный специалист для нашего региона.

- Нет, поскольку считаю, что оперировать больных, наблюдать их – это большая ответственность, работа, требующая максимальной самоотдачи. Сегодня сосредоточен на работе управленческой.

- Назовите три самые большие проблемы калининградского здравоохранения сегодня…

- Хаос в обеспечении лекарствами, очереди, которыми торгуют. И третье – равнодушие врачей. Но мы знаем, как с этим бороться, знаем, как выходить на открытость системы в целом, на ситуацию, когда жители Калининградской области будут выбирать из лучших врачей – к кому идти лечиться.