Премия Рунета-2020
Калининград
+4°
Boom metrics
Звезды26 июля 2017 13:53

«Дюнкерк»: военная драма без драматизма

Наш колумнист делится впечатлениями от нашумевшей драмы Кристофера Нолана о Второй мировой войне [осторожно, спойлеры]
Фильм "Дюнкерк" сейчас лидирует в прокате.

Фильм "Дюнкерк" сейчас лидирует в прокате.

Фото: YouTube

Фильм Кристофера Нолана «Дюнкерк» лидирует в российском (а может, и не только в российском) прокате и это понятно. Публика соскучилась по добротным военным драмам. Тем более, Кристофер Нолан – не последняя фигура в Голливуде, как-никак создатель порвавшего время и пространство «Интерстеллара».

Правда, сразу замечу, что «военная драма» - это просто такая формулировка, и к «Дюнкерку» она отношения не имеет. Потому что драма предполагает, как минимум, характеры. Характеров там нет от слова вообще, как нет в общем-то и драматизма. Хочешь сопереживать? Тогда «Дюнкерк» - это не твой фильм. Когда я вышел из кинозала, в первую очередь вспомнил почему-то «Английского пациента» покойного Энтони Мингеллы. Вот почему-то сразу пришло в голову такое сравнение. Оба фильма про войну, в обоих фигурируют британские войска, и там, и там много песка… Вот «Пациент» - это драма, совершенно точно, в какие-то моменты там хочется плакать. В «Дюнкерке» смотришь, как в течение полутора часов немецкие бомбардировщики утюжат англичан на восхитительно широком пикардийском пляже, а также в прибрежных водах (впрочем, утюжат весьма вяло), видишь, как кто-то тонет, а кто-то спасается, и как-то не сопереживаешь. А потом из графства Кент вдруг выплывает «великая армада» рыбацких шхун и катеров, за штурвалом – простые британские налогоплательщики, - чтобы забрать с вражеского берега своих геройских солдат, вырвать из устроенного немецкими дивизиями котла 300 тысяч человек (операция известная в истории как «Динамо» или «чудо Дюнкерка»), - и вот это тоже неубедительно. Зная из литературы масштабы тех событий, на экране видишь лишь жалкую реконструкцию, хотя и украшенную зрелищными воздушными боями. Впрочем, Кристофер Нолан, вероятно, и не претендовал на эпос. Но тогда должна быть личная история. А ее, повторю, тоже нет, только спецэффекты.

Про геройских британских солдат отдельная песня. Нолан вроде бы и не говорит, что они совершили какой-то подвиг, но так как бы считают рядовые англичане, которые встречают спасенных земляков если не с цветами, то с бутылками пива. И солдаты недоумевают: за что, мы же не заслужили. А местные жители отвечают: вы заслужили тем, что спаслись. А потом на заднем плане идет цитата Черчилля (ему приписывается авторство «Дюнкерского чуда», то есть спасения британских экспедиционных войск), который произносит что-то вроде: «все еще впереди, вот скоро приплывут американцы и мы тогда победим». Я это к чему? На этом месте как-то нужно растрогаться, подумать о том, что все равно победа будет за нами, а солдаты британские, кинувшие своих французских соратников, не задумываясь (да, именно так, в фильме Нолана у этих парней нет ни малейшей рефлексии на этот счет, типа «братцы, может быть мы что-то не то делаем, может, стоит все-таки взять винтовки и пойти сражаться?»), - это все-таки герои, пусть не сегодня, пусть завтра. Но растрогаться не получается, потому что опять же драматизма нет. Есть пафос, а к пафосу у меня отношение, мягко говоря, прохладное.

Теперь резюме. Есть фильмы бодрые и скучные. При всех недостатках «Дюнкерк» смотрится бодро. Воздушные бои там вообще получились на славу. И это его главный плюс. Но в разряд хороших фильмов про войну я бы его точно не отнес. С будущим у Нолана получается лучше, чем с прошлым.

СПРАВКА «КП»

Что такое «чудо Дюнкерка»

Речь в фильме «Дюнкерк» идет о событиях 1940 года, когда 300-тысячная британская группировка (там были еще полсотни тысяч французов и бельгийцев) была прижата немцами к берегу Ла-Манша в районе этого французского города и полностью окружена. Почему не уничтожена тут же стремительным ударом или не разбомблена люфтваффе? До сих пор загадка. Как бы то ни было, но титаническими усилиями союзники эвакуировали личный состав в Британию. Причем тяжелую технику англичанам пришлось бросить, как и около 40 тысяч бойцов (часть из них попала в плен, часть добралась до Англии другими путями).

Каждая из сторон в принципе может успех в этой операции приписать себе. Гитлер – потому что вынудил экспедиционный корпус британцев убираться восвояси, союзники – потому что сумели сохранить более 300 тысяч кадровых военных, которые впоследствии проявили себя в северной Африке и других местах.