Премия Рунета-2020
Калининград
+16°
Boom metrics
Экономика24 августа 2017 10:38

Что будет с рынком стройматериалов в Калининграде с приходом «Леруа Мерлен»

«Комсомолка» попыталась оценить, как изменятся ассортимент и цены с открытием магазина известной торговой сети.
Из-за снижения темпов ввода жилья наверняка станет меньше новоселов, которые затеют ремонт. И это тоже может повлиять на активность торговых сетей.

Из-за снижения темпов ввода жилья наверняка станет меньше новоселов, которые затеют ремонт. И это тоже может повлиять на активность торговых сетей.

Фото: Анастасия Осипова

Магазин строительных и отделочных материалов под брендом международного ритейлера «Леруа Мерлен» (Leroy Merlin) готовится к открытию недалеко от поселка Орловка Гурьевского района. Калининград будет далеко не первым в нашей стране, куда приходит известная французская компания: как сообщается на ее официальном сайте, в настоящее время 62 магазина «Леруа Мерлен» работают более чем в 30 российских городах. Запуск гипермаркета под Калининградом, по последним данным, запланирован на осень. Всех, кто сейчас готовится к ремонту и строительству, конечно же, не может не волновать главный вопрос - насколько изменятся ассортимент и цены с появлением такого мощного игрока.

Кит в маленькой ванной

Одним из городов, где в этом году уже открылся гипермаркет «Леруа Мерлен», стал далекий от нас Хабаровск. Часть местных экспертов приход ритейлера федерального уровня встретила с откровенной настороженностью.

- Игрок, который заточен на города-миллионники, войдя в город куда меньшего масштаба, подвергает риску не просто изменить конфигурацию рынка, а взорвать его! - заявил агентству AmurMedia доктор социологических наук, профессор Григорий Говорухин. - Когда появляется такой игрок, как «Леруа Мерлен» или «Ашан», то, понятно, что старый трафик будет закрыт, а вместо него откроется другой. И это тоже может привести к тому, что какая-то часть городских районов потеряет свою привлекательность. И все только потому, что, образно говоря, огромный кит приплыл в маленькую ванну. В самой Европе уже достаточно давно поняли вред от таких необдуманных действий: там не допускается вхождение такого калибра игроков в средние и малые города.

- Продажи у большинства региональных сетей снижаются существенно сильнее рынка, так как крупнейшие международные и федеральные российские сети забирают у них трафик, выигрывая ценовую и ассортиментную конкуренцию, - подлил масла в огонь в интервью «Ведомостям» гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. - С открытием в региональных центрах гипермаркета Leroy Merlin продажи местных ритейлеров снижаются на десятки процентов, что неизбежно приводит к закрытию ряда магазинов.

В Калининграде делиться паническими настроениями пока никто не спешит. По крайней мере, открыто «для печати». Экономист, бизнес-омбудсмен Георгий Дыханов в приходе «Леруа Мерлен» и вовсе видит только плюсы. Хотя признает: компаниям, которые работают в этой сфере в Калининградской области, стоит начинать шевелиться и нервничать.

- Конкуренция должна быть везде и чем ее больше, тем более качественный продукт получает потребитель, причем по более доступной цене, - считает Дыханов. - Появление такого интересного, мощного, нового игрока заставит существующие компании внимательнее рассматривать свою продуктовую линейку, ассортимент, предлагать дешевле, больше и лучше. Эту ситуацию я рассмотрел бы не только с точки зрения потребителя, у которого появляются новые возможности, но и с точки зрения производителя. Очень заманчиво стать поставщиком такой сети! Появляется возможность разговаривать не только с тем же «Бауцентром», а иметь уже несколько покупателей. Я знаю компанию, которая производит подоконники, мойки, кухонные поверхности и работает с «Леруа Мерлен» очень давно, через них продает свою продукцию в города России. Теперь будет продавать и в Калининграде: это и удобно, и выгодно.

Чужой среди своих

Среди калининградских участников рынка опыт реальной кокуренции с «Леруа Мерлен» на сегодняшний день имеет только «Бауцентр». Магазины калининградской сети работают в Краснодаре и Омске, где им приходится бороться за покупателя в том числе и с французским гигантом. Если взглянуть на «общий зачет», то ощутимый перевес на стороне «Леруа Мерлен». По данным ИА INFOLine, в начале 2016 года суммарная выручка «Бауцентра» была в 10 раз меньше выручки французов.

- Безусловно, это сильный игрок, но уверен, что в Калининграде тяжелее всего придется небольшим магазинам, поскольку у них гораздо меньше возможностей менять свой товарный портфель, - считает генеральный директор "Бауцентра" Александр Курандин. - Что касается нас, то я бы не говорил о каких-то ответных мерах. Мы хорошо знаем ассортимент «Леруа Мерлен», у нас он другой. Осенью мы готовимся открыть новый большой магазин на выезде из Калининграда, но это никак не связано с приходом на рынок еще одного конкурента. Последний раз мы открывали магазин еще в 2008 году, это было на улице Дзержинского. С тех пор прошло много времени, появились новые сервисы и технологии торговли, а главное - стали выше требования покупателей. Чтобы соответствовать этим требованиям, улучшаемся и мы. По этой причине мы уже закрыли магазин на улице Озерова и планируем закрытие старого магазина на Московском проспекте, которые уже не отвечали современным стандартам.

Второй крупный игрок калининградского рынка - компания «Мегаполис» - ждет встречи с новым конкурентом с олимпийским спокойствием.

- Если говорить о сегменте строительных материалов, то сегодня по нашей сети мы наблюдаем рост продаж, - говорит коммерческий директор сети «Мегаполис» Максим Морозов. - Конечно, «Леруа Мерлен» определенную долю рынка себе заберет. Насколько мы можем судить по стратегии, которую они используют в других регионах, компания на первом этапе будет применять весьма агрессивную ценовую политику. Ассортимент конкурентов мы также анализируем и я не думаю, что калининградские магазины с приходом «Леруа Мерлен» будут кардинально менять свое предложение. Но определенные изменения произойдут. Относительно «Мегаполиса» могу сказать, что новинки в ассортименте уже есть. Я считаю, что у нас сильные позиции. Работают магазины в области – Балтийске, Черняховске и Советске, мы занимаем весомую долю рынка по электрике и электрооборудованию, активно наращиваем оптовую торговлю. Откроем ли мы в ближайшее время новые магазины? Планы по развитию сети, безусловно, есть, но конкретику я пока озвучивать не буду.

Как стало известно «Комсомолке», в некоторой степени приход «Леруа Мерлен» в Калининграде уже ощутили. Компания сейчас активно набирает персонал.

- Я не думаю, что мы увидим какую-то текучку кадров, хотя кто-то наверняка перейдет на новое место работы - отмечает Александр Курандин. - Насколько я знаю, наши конкуренты предпринимали попытки пригласить к себе сотрудников «Бауцентра». Найти квалифицированный персонал непросто, рынок труда в этом сегменте узкий. Мы приложили немало сил, чтобы обучить людей, которые могли бы двигать компанию дальше.

Борьба за кошелек

С открытием магазина в Калининграде «Леруа Мерлен», судя по всему, придется сражаться с местными конкурентами на сжимающемся рынке. В первом полугодии объем вводимого жилья упал в Калининградской области почти на 50 процентов! План, который озвучивают региональные власти, тоже ниже прошлогоднего - сразу на 200 тысяч квадратных метров. Это означает, что станет не только меньше новоселов, которые затеют ремонт (и пойдут в магазины за обоями и ламинатом), но и застройщики снизят объем закупок материалов для своих объектов.

- Застройщики строят квартиры, в основном, без отделки, но кое-что мы все равно закупаем, - уточняет руководитель группы компаний «Ремжилстрой» Ирина Губко. - Краску для лестничных леток и фасадов, например, мы покупаем у местных, калининградских производителей, которых стало много. Плитку для лестничных клеток приобретаем в основном в «Бауцентре» или «Мегаполисе», ориентируясь на качество и цену. Сейчас, когда появится «Леруа Мерлен», ожидаем, что цены на эти материалы у местных продавцов - в «Бауцентре», «Мастере» и «Мегаполисе» - снизятся. Открытие «Леруа Мерлен» мы ждем с профессиональным интересом и готовимся мониторить цены. Если качество и цена нас будет устраивать, то мы будем с ними сотрудничать, потому что у нас себестоимость материалов растет, а цена на жилье падает. Понятно, что и население Калининградской области, и мы, будем покупать там, где будет дешевле.