Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
УМНЫЕ ВЕЩИ9 сентября 2017 13:40

Какая связь между новым планшетом «Ростеха» и американским гаджетом 7-летней давности

Разработчики российского электронного учебника ответили на критику в адрес своего детища
Электронный учебник сейчас в рамках пилотного проекта тестируют в школах Свердловской области

Электронный учебник сейчас в рамках пилотного проекта тестируют в школах Свердловской области

Фото: Алексей БУЛАТОВ

На днях корпорация «Ростех» представила свой электронный учебник, который сейчас в рамках пилотного проекта тестируют в школах Свердловской области. Однако у пользователей возникло много вопросов по поводу российской новинки. Скажем, удивила нескромная цена планшета (сейчас - 30 тысяч рублей, в перспективе будет стоить 20 тысяч), несмотря на скромные характеристики. Озадачила и оперативная память в 512 Мбайт - это уже вчерашний день. А затем и вовсе появились утверждения, что устройство «Ростеха» на самом деле является копией американского планшета enTourage eDGe, созданного еще 7 лет назад. Мы решили разобраться в этом деле и связались с Андреем Червоткиным, аналитиком и техническим специалистом Национального центра электронного образования (НЦЭО) – дочки «Ростеха», где разрабатывался электронный учебник.

- Андрей, действительно ли «Ростех» выдает за свою разработку американский гаджет, который, к тому же, уже морально устарел?

- Нет, конечно. Ситуация абсолютно другая. В 2010 году в Америке был подыхающий стартап из пяти человек, который пытался продавать форм-фактор (это стандарт, задающий габаритные размеры технического изделия - Ред). У них было дешевое пластмассовое устройство. Мы тогда только приступали к разработке и все равно нужно было создавать прототип на какой-то базе. Этот форм-фактор оказался очень удобным и соответствовал требованиям СанПиНа. Не было никакого смысла разрабатывать все с нуля. Поэтому стартап был выкуплен, и мы получили права на использование конкретного форм-фактора. После этого практически вся его начинка неоднократно претерпела изменения. Внешний вид похож, но даже сам корпус отличается – он стал ударопрочным и защищенным. Дети ради интереса роняли его с парты, но никакого ущерба устройству это нанести не может. Весь управляющий и прикладной софт написан с нуля и является российским программным обеспечением. Там стоит другой процессор.

Разве что платформа использована та же. Ее достаточно для целей эксперимента, она справляется со всеми задачами. Но сразу хочу сказать, что это еще не окончательный вариант. Сейчас мы соберем статистику в массовом применении, выявим болевые точки и будем дорабатывать планшет.

ШКОЛЬНИКАМ ОТКРОЮТ ВЫХОД В СОЦСЕТИ

- Насколько кардинально он может измениться?

- Вплоть до того, что и форм-фактор может поменяться. Почему сейчас двух-экранная компоновка сохраняется? Потому что требования СанПиНа достаточно строгие, они гласят: ребенок может работать с жидкокристаллическим экраном не более 35 минут в день. Поэтому ЖК-экран включается по необходимости и блокируется, когда не нужен. А основная работа идет с электронными чернилами. Но техника стремительно развивается, появились экраны лучшего качества. Если появятся исследования, что современная матрица не вредит зрению и Минздрав это признает - значит, перейдем на один экран. Если нет - оставим два экрана. На выходе мы должны получить универсальное устройство, которое позволяет ученику вести полноценную жизнь, и вне пределов школы. То есть использовать планшет и в образовательных, и в развлекательных, и прочих целях,

- А в соцсетях ученики могут сидеть?

- Прямо сегодня – нет. Это не первоочередная задача. Но в перспективе, когда мы будем заканчивать релизную версию и появится серверная часть (планшет только элемент единой системы) – почему нет? Во внеучебное время, когда у тебя снята блокировка, заходи в соцсети и общайся.

- Детям будет ограничен доступ к интернету?

- Возможность пользоваться интернетом есть даже в существующем планшете. Там установлен браузер, только он заблокирован и скрыт. Выход в Сеть через него возможен только с использованием внешней системы. Это сделано потому что контент, который ребенок может получить, должен соответствовать его возрастной категории. На отдельном планшете эту задачу решить нельзя, но внешняя система должна идентифицировать конкретного пользователя, знать его возрастные ограничения и прочее. А в школе все будет просто: учитель считает, что на уроке детям нужно зайти в ту же Википедию - он открывает доступ. Выполнили задание – блокировка восстановлена.

В ЦЕНУ ВОШЛИ РАСХОДЫ ЗА 7 ЛЕТ

- У планшета достаточно скромные технические параметры – 512 Мбайт оперативной памяти и 4 Гбайта общей. Этой начинки хватит?

- Ее достаточно для всех поставленных перед этим прототипом задач. Там идеальный ридер (программа для чтения электронных документов - Ред), это наша разработка, она к Adobe никакого отношения не имеет. Она компактная, поэтому 512 мегабайт оперативки вполне хватает для комфортной работы. От планшета не требуется бешеной многозадачности. Одновременно работают максимум два приложения. Весь годовой комплект учебников для третьего класса весит порядка гигабайта. Еще около гигабайта нужно самой системе. Значит еще два гигабайта с хвостиком остаются. Это выше крыши! Процессор загружен максимум на две трети в пиковых вариантах. Инструмент подбирается под задачу. Зачем тратить деньги на избыточные комплектующие? Добавятся задачи – будем корректировать.

- У многих возникают вопросы по стоимости: 30 тысяч рублей это очень дорого!

- В цену конкретного устройства сегодня входят все накладные расходы за 7 лет. Это и стоимость выкупленного стартапа, и деньги, вложенные в разработку, и оплата услуг специалистов, и отечественные патенты. Все это повесили на маленькую серию защищенного ударопрочного устройства. Поэтому оно не может быть дешевым.

- Кое-кто задается вопросом: а зачем вообще нужно было разрабатывать собственное устройство? Не проще ли было взять китайские образцы - и электронные книги, и планшеты. Точно вышло бы дешевле.

- Хотя бы потому что в природе нет образца, который бы соответствовал нашему законодательству и поставленным задачам. Есть похожие варианты, но все разработчики уперлись в то, что им не хватает ни сил, ни возможностей, чтобы решить такую объемную задачу. Поэтому и была создана специальная структура - Национальный центр электронного образования. А все эти упования, что заграница нам поможет… Понимаете, ситуация в стране изменилась. Появилось много наших разработок. Китай готов переносить производство сюда, чтобы сотрудничать с нами. Мы можем смело заявлять, что устройство будет производиться здесь, внутри страны. Права на него будут наши. Подавляющее большинство комплектующих – российского производства. Можно провести аналогию с Национальным центром управления Минобороны. Когда мы 10 лет назад создавали компьютерную систему управления, даже в среде сотрудников Генштаба никто в нас не верил. Сейчас признано, что наша система – лучшая в мире! В школьном образовании масштаб попроще, хотя задачи не менее важные. Но, думаю, мы и здесь всех удивим.

ВОПРОС – РЕБРОМ!

Что может этот электронный учебник?

А что находится внутри планшета для школьников? Только отсканированные страницы бумажных учебников? Или там установлены учебные приложения, есть элементы интерактивности? Возможность проверки домашних заданий, просмотра обучающих роликов?

- Перевод учебников в электронный вид это только одна из маленьких задач. - говорит Андрей Червоткин. - Уже два года твердим: мы делаем не планшет, а проект Единой электронной образовательной среды. Планшет – это только конечное устройство пользователя. Нужен ли он сам по себе, без системы – это еще вопрос. Потому что таких планшетов полно. Какие возможности дает наш гаджет, при подключении в единую систему (она еще только создается - Ред)? Ученик получает тексты учебников, может выполнять интерактивные задания и тесты, которые он раньше делал на бумаге. Например, работать с контурными картами и прочее. Информация мгновенно собирается и обрабатывается. Планшеты подключены к единой сети и педагог в ходе урока видит, как ученики выполняют задание: у кого возникли трудности, а кого надо нагрузить еще.

При этом многие вещи автоматизируются: учет посещаемости, питания, электронный дневник, связь с родителями и даже статистика для Министерства образования.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мы читали и писали, наши гаджеты устали: на Урале учебники и тетрадки в школах заменили на планшеты

Уральские школьники теперь смогут безнаказанно пользоваться гаджетами на уроках. С 1 сентября они черпают знания из электронных новинок (подробности)