Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество25 сентября 2017 15:15

В России перелет обходится в 2-3 раза дешевле, чем в других странах

К чему может привести демпинг на отечественном авиарынке?
Павел ЧЕРНЫШОВ

На уважаемом авиационном сайте АТО.ру вышла статья «Контрольная закупка: мифы и реалии цен на авиабилеты» - результаты исследования консалтинговой компании «Инфомост», сравнившей стоимость авиабилетов в России и других странах. Эксперты проанализировали рынки России, Евросоюза и США. Главный вывод — перелет российскими авиакомпаниями, включая работающего в премиальном сегменте Аэрофлот, в два-три раза ниже, чем в среднем в мире. Более того, тарифы российских классических авиакомпаний ниже, чем у зарубежных лоукостеров.

МОНОПОЛИЯ ПОДНИМАЕТ ЦЕНЫ

Исследование занимает почти три десятка страниц. Остановимся лишь на нескольких пунктах.

Отечественные аналитики подсчитали, средний показатель, достигаемый наиболее успешными низкобюджетными перевозчиками мира, составляет 6-7 центов/пасс./км, что составляет примерно $60-70 за 1000 км пути. Абсолютный рекорд на отдельном маршруте, достигнутый низкобюджетными перевозчиками (NIKI, Germania и Eurowings) – 3,7 цента/пасс./км (Дюссельдорф – Пальма де Майорка).

Стоимость перевозки для классических сетевых перевозчиков составляет 12-14 центов/пасс./км или $110-120 за 1000 км пути. Минимальные тарифы американских авиакомпаний (как классических, так и низкобюджетных) реально доступные в сентябре 2017 году, были выше среднемировых и достигали $150-200 за 1000 км пути (15-20 центов/пасс./км) при немедленной покупке билетов по востребованным среднемагистральным направлениям, а при полетах на короткие дистанции с интенсивным движением достигали значений $220-240 за 1000 км пути.

Удельные минимальные тарифы на ближнемагистральных маршрутах в США (многие из которых практически монополизированы) заметно (на 50-70%) выше, чем на маршрутах средней протяженности. Это иллюстрирует специфику реальной экономики региональных перевозок.

НА ГРАНИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Для сравнения: минимальные доступные тарифы российских авиакомпаний осенью 2017 году находились в диапазоне 5,5-6 центов/пасс./км. На отдельных маршрутах минимальные тарифы достигали значения 3,5 центов/пасс./км. При этом эксперты признают, что если такой уровень тарифов сохранится, неизбежны дальнейшие банкротства авиакомпаний, ускорение консолидации рынка и радикальное повышение тарифов в будущем из-за монополизации отдельных сегментов рынка ограниченным числом оставшихся участников.

В ситуации, когда не регулируются цены на аэропортовые, аэронавигационные услуги, топливо и проч., но идет давление на авиакомпании, последует череда банкротств. В последнее время активно обсуждаются проблемы российской авиакомпании ВИМ-Авиа. По данным ряда средств массовой информации компания испытывает проблемы с оплатой аэропортового обслуживания, топлива и даже зарплат персоналу. Существует мнение, что уход компании с рынка – дело времени. Похоже, что предприятие не в состоянии без государственной поддержки выполнить свои обязательства перед пассажирами и партнерами.

Эксперты признают, что стабилизировать отрасль можно двум путями. Первый - авиакомпаниям пересмотреть свою ценовую политику и поднять тарифы. Второй — авиаперевозчики сохранят существующие тарифы, но при этом выживут только сильнейшие авиакомпании из ТОП-10. Причем, после сокращения конкуренции авиакомпании неизбежно поднимут цены.

«Только экономически обоснованная стоимость билетов позволит сбалансировать авиатранспортную систему России и обеспечить ее устойчивое долгосрочное развитие. Отечественная авиационная отрасль подвергается беспрецедентному давлению со стороны государства, мы постоянно слышим призывы снизить стоимость авиабилетов. Хотя никто не призывает поставщиков авиатоплива снизить стоимость авиационного керосина, банкиров - снизить ставки по кредитам, автопроизводителей и дилеров - уменьшить цену продажи автомобилей. Давление на авиакомпании вынуждает перевозчиков летать ниже себестоимости, что ведет их к банкротству. История ВИМ-Авиа - наглядный пример того, как давление всевозможных чиновников, губернаторов, депутатов приводит к очевидному финалу. В том случае, если такой уровень тарифов сохранится, неизбежны дальнейшие банкротства авиакомпаний, ускорение консолидации рынка и радикальное повышение тарифов в будущем из-за монополизации отдельных сегментов рынка ограниченным числом оставшихся участников», - заявил глава Infomost Consulting Борис Рыбак.