Премия Рунета-2020
Калининград
+13°
Boom metrics
Общество10 ноября 2017 16:07

Дом пожарных стал погорельцем: Как разрушают самый старый квартал Калининграда

За последний месяц на перекресток Литовского вала и Московского проспекта пожарные выезжали уже дважды.
Дом №57-59 видят все въезжающие в Калининград с востока области.

Дом №57-59 видят все въезжающие в Калининград с востока области.

Фото: Иван МАРКОВ

В прошлую субботу, ровно неделю назад, на Литовском Валу горел дом, о судьбе которого власти города и общественники спорили чуть не до драки. Здание из красного кирпича в 2013 году собирались разрушить для расширения Московского проспекта. Закончилось тем, что губернатор Николай Цуканов объявил: «О сносе речи быть не может».

Шло время, из здания успели отселить последних жильцов (в 2013-м там проживали три семьи из 12 человек). На их место пришли несколько компаний бездомных, время от времени по пустым помещениям бегали оголтелые подростки, решившие не оставить ни одного целого стекла в окнах. Они же разгромили всю оставшуюся мебель, перегородки и даже камины. Дом, который ранее выглядел более-менее прилично, стал страшилищем. И на его постепенное уничтожение, похоже, никто старательно не обращает внимания.

«РАСШИРЯТЬ ПРОСПЕКТ НЕ НУЖНО»

Еще в 2013 году одним из активистов по спасению исторического здания был координатор инициативной группы «Прусское наследие» и сегодняшний член общественного совета при Службе госохраны объектов культурного наследия Олег Ли.

- Тогда мы получили ответ от губернатора и от мэрии на наши петиции, в которых было сказано, что власти рассматривают различные варианты и планируют детально изучать этот вопрос, - вспоминает Ли. - К счастью, до сегодняшнего дня больше не появлялось высказываний о том, что объект необходимо уничтожить. Даже несмотря на недавнюю историю с пожаром, здание сегодня, скорее живо, чем мертво. Ну и хотелось бы надеяться на то, что история с передачей объекта общественникам, которая обсуждалась еще с губернатором Цукановым, обретет какую-то плоть.

По словам Олега Ли, сегодня уже нет необходимости сноса дома для расширения Московского проспекта.

Разрушают здание постоянно, даже несмотря на то, что у него есть охранник.

Разрушают здание постоянно, даже несмотря на то, что у него есть охранник.

Фото: Иван МАРКОВ

- В связи со строительством Восточной эстакады актуальность сноса существенно снижена, - считает архитектор. - Если тогда были только какие-то смутные планы по строительству этой дороги, то сейчас мы стоим перед фактом ее появления уже в следующем году. Кроме того, в планах муниципалитета есть реконструкция улицы Стрелецкой, прокладка дороги городского статуса между улицей Гагарина и Московским проспектом.

СТАРШЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

- В чем ценность этого здания? Оно действительно так важно?

- Дело в том, что это не одиночный дом, а часть линейной комплексной застройки, протянувшейся вдоль Литовского вала, - объясняет Ли. – Эта застройка является весьма специфичным для Калининграда примером ревитализации городского пространства начала XX века. Весь Литовский Вал представляет собой комплекс оборонительных сооружений, перешедших в рекреационную функцию. Сейчас я готовлю заявление для рассмотрения на общественном совете комплекса Приютской площади и окружающих ее зданий. В эту площадь входят Закхаймские ворота, Дом пожарных, здание королевского сиротского приюта, школу Динтера (это здание, фасад которого выходит на Московский проспект, также заброшено и неоднократно горело). Ценность приютской площади состоит в том, что на сегодняшний день это самый старый сохранившийся градостроительный элемент Кенигсберга. Зданию королевского сиротского приюта 300 с лишним лет. Оно на два года старше Санкт-Петербурга! Вся остальная застройка вокруг него, конечно, более позднего времени, но сама площадь все это время сохранялась. Мы можем говорить, что она соединяет стилистически и композиционно самые разные моменты градостроительной истории города. Тут барокко королевского сиротского приюта (увы, башня со скульптурными украшениями утрачена), Закхаймские ворота – это стилизация в направлении неоготики, а жилая застройка, протянувшаяся вдоль Литовского Вала – это произведение функционализма. Она тут появилась во времена Веймарской республики для решения проблем по обеспечению горожан жильем. Дом пожарных строился одним из первых в этом комплексе.

- То есть, он более ценный?

- Совершенно верно, и по нему это видно. Он имеет более богатый декор, например, детально выделанные кованные украшения с фонарями над подъездами, выходящими к Закхаймским воротам. Кроме того, на северном фасаде ворот есть цитата из архитектуры Тевтонского ордена – это характерный ромбический узор из кирпича. И этот же ромбический узор повторен на южном фасаде Дома пожарных. Сохраняется композиционная функция этого градостроительного узла как въезда в город. Сейчас, когда мы едем по Московскому проспекту, мы воспринимаем город именно с этого места, так как Дом пожарных и Закхаймские ворота – это выраженный портал. А сама линия домов, протянувшаяся вдоль Литовского вала, является метафорической архитектурной цитатой городских стен.

Добавим, что региональные власти должны быть в курсе ситуации с историческим зданием. Бывшие арендаторы Закхаймских ворот из Союза фотохудожников, обсуждавшие в начале этой осени судьбу места своего обитания, рассказали губернатору Антону Алиханову и о проблеме Дома пожарных. Тем не менее, медлить с определением его судьбы региональным властям не стоит. Там еще есть, что спасать.

НАША СПРАВКА

Дом строился магистратом Кенигсберга как муниципальное жилье для служащих. Специалисты условно называют его «Домом пожарных», поскольку там проживало большое количество семей пожарных, служивших в здании Восточной пожарной части (сегодня это пожарная часть №1 на улице 1812 года). До недавнего времени дом выполнял функцию общежития, относящегося к «Колледжу сервиса и туризма». Колледж, в свою очередь, сдавал часть своих помещений под нужды коммерческих организаций. В последнее время дом заброшен.