Экономика

Госдума приняла «закон о Калининградской области»: что выиграет регион и каждый из нас

«КП» разбирается в тонкостях поправок, прошедших второе чтение в нижней палате парламента.
Удалось провести не все задумки, которые были изначально, но за итоговый пакет депутаты проголосовали единогласно.

Удалось провести не все задумки, которые были изначально, но за итоговый пакет депутаты проголосовали единогласно.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Государственная Дума приняла во втором чтении приняла долгожданный «закон о Калининградской области». На самом деле, это не единый документ, а пакет поправок в федеральные законы, которые затрагивают разные вопросы социально-экономического развития нашего региона. Кроме того, второе и третье чтения в Государственной думе прошли поправки в 16-й федеральный закон «Об Особой экономической зоне Калининградской области» и Налоговый кодекс. Все эти новшества тоже отразятся на жизни калининградцев.

Время

Срок действия калининградской Особой экономической зоны продлевается. Теперь она должна прекратить существование не в 2031 году, а 31 декабря 2045 года. Изначально, напомним, планировалось, что ОЭЗ сохранится аж до 2095-го, но пока законодатели остановились на компромиссной дате.

Кроме того, значительно расширяется территория самой Особой экономической зоны. В ее пределы включат территории и акватории морских портов, расположенных в Калининградской области. Это положение удалось провести уже на стадии второго чтения.

Деньги

Снижается минимальный порог инвестиций для резидентов ОЭЗ двух категорий. В сфере IT - до одного миллиона рублей, для инвестпроектов в области здравоохранения – до 10 миллионов рублей. Сейчас, напомним, чтобы получить статус резидента ОЭЗ Калининградской области, нужно в определенный период сделать капитальные вложения на сумму меньше 150 миллионов рублей. С 2016 года этот порог снизили до 50 миллионов, но не для всех - поблажку сделали для инвестпроектов в сфере туризма, рекреации, сельского хозяйства, переработки и других важных отраслях.

Принятые думой поправки в Налоговый кодекс РФ предусматривают и снижение в несколько раз, до 7,6%, страховых взносов. Пониженные тарифы устанавливаются для новых резидентов ОЭЗ, которые, во-первых, получат этот статус с 1 января 2018 года до 31 декабря 2022 года, а во-вторых, будут создавать новые рабочие места.

Еще одно изменение в Налоговом кодексе касается порядка применения пониженной ставки по налогу на прибыль резидентов ОЭЗ. Сейчас она составляет 0 процентов и применяется в первые шесть календарных лет со дня включения организации в реестр. Поправка предполагает, что отсчет этих шести налоговых периодов будет вестись, начиная с того периода, в котором предприятие получило первую прибыль.

Появилась в законе и норма об отмене утилизационного сбора в отношении автомобилей не старше 3 лет, которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Нулевой НДС на авиаперевозки

Изначально идею по обнулению НДС на внутрироссийские авиаперевозки в Калининград и из Калининграда озвучил президент Владимир Путин. Это произошло во время визита главы государства в наш регион в августе этого года. В сентябре президент подписал поручение в адрес федеральных министерств. Предполагается, что необходимые поправки в Налоговый кодекс вступят в силу с 1 января 2018 года. При этом для Калининградской области сохранится субсидирование пассажирских авиаперевозок.

Кроме того, для нашей области вводится упрощенный порядок оформления виз для иностранцев, предусматривающий возможность их выдачи в электронном виде.

Меньше бюрократии

Госдума согласовала сокращение срока прохождения госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объектов с 60 до 45 дней. Также с трех месяцев до 45 дней сократятся сроки государственной экологической экспертизы проектной документации.

Не менее важно, что в законодательстве появилась норма, которая приводит к «общему знаменателю» термины Евразийского экономического союза.

- Внесены поправки, которые минимизируют угрозу возникновения противоречий законодательства о калининградской ОЭЗ с требованиями нового Таможенного кодекса ЕврАзЭС, - пояснила министр экономики Калининградской области Нинель Салагаева. - Это критически важные решения для нашего эксклавного региона! Новые поправки, например, уточняют порядок помещения под таможенную зону автотехники, которую калининградские автоперевозчики брали в лизинг у иностранных лизингодателей – это почти пятая часть международных автоперевозок региона.

Антон Алиханов.

Антон Алиханов.

Фото: Егор Сачко

Что дальше

«Закон о Калининградской области» по поручению Президента России разрабатывался региональными властями совместно с бизнес-сообществом и федеральными министерствами. В первоначальной редакции содержалось порядка 10 нововведений, направленных на привлечение инвесторов и упрощение условий ведения бизнеса в регионе. Провести удалось не все.

Так, во время второго чтения исключили норму, которая предусматривала возможность заключения договора комиссии между торговыми сетями и сельхозпроизводителями.

Калининград также не получил режим свободного порта, который предоставлен Владивостоку.

Сейчас пакет утвержденных Госдумой калининградских законопроектов направляется в Совет Федерации. Законы вступят в силу после подписания главой государства и официального опубликования.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«Это результат долгой масштабной работы»

Антон АЛИХАНОВ, губернатор Калининградской области:

- Завершен важнейший этап законодательного рассмотрения наших предложений. В августе в Госдуму был передан результат масштабной работы, в которую на протяжении более полутора лет были вовлечены десятки ведомств: правительство России, федеральные министерства, власти региона, а также бизнес и экспертное сообщество. Поддержку депутатского корпуса получили основные, самые существенные с точки зрения формирования благоприятного инвестиционного климата инициативы: введение льготных страховых взносов, снижение минимального порога инвестиций для резидентов в IT-секторе и медицине, продление действия режима ОЭЗ, введение упрощенного порядка оформления виз для иностранцев. Не исключая, что работа по продвижению той части законодательных инициатив, которые не получили должного отражения в итоговом пакете законопроектов, может быть продолжена.

КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ

Андрей ГОРОХОВ, инвестор:

- Продление действия режима ОЭЗ до 2045 года дает инвесторам длинный, понятный горизонт бизнес-планирования. По поправкам видно, что сделана ставка на развитие высокотехнологичных секторов калининградской экономики. То, что законопроекты предусматривают снижение страховых взносов, - это уже «фишка» территорий опережающего развития, которые сейчас развиваются на противоположном конце страны – на Дальнем Востоке. В целом новая версия законодательства – большой и безусловный шаг вперед. Вопрос лишь в том, полностью ли он соразмерен задачам, стоящим перед эксклавом. А это задачи высшего государственного приоритета, учитывая растущую напряженность по периметру границ региона. Поэтому Калининград, по моему убеждению, должен иметь самые передовые преференции в стране. Конечно же, на Москву надейся, а с калининградцев ответственность тоже никто не снимал. Многое зависит от того, как мы распорядимся имеющимися ресурсами. Нынешними законопроектами работа не заканчивается. Думаю, и на федеральном уровне Госдума еще не раз вернется к калининградской проблематике.

Леонид СТЕПАНЮК, руководитель компании-перевозчика, депутат Облдумы:

- Поправки, касающиеся лизинга автотехники, оцениваю позитивно. В область ввезено много транспортных средств, взятых в лизинг в Европе. С 1 января, после вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС, наши автоперевозчики могли лишиться такой возможности, пострадали бы многие компании. Теперь посмотрим, как таможня будет читать измененную статью закона. По предварительной информации, они готовы согласиться с трактовкой, которая нас устраивает. В целом поправки - это то, что можно было сделать в ситуации, в которой мы оказались. Надеюсь, все заработает, будем смотреть и анализировать.