Премия Рунета-2020
Калининград
+5°
Boom metrics
Общество20 декабря 2017 15:10

Московские и британские урбанисты за два дня решили судьбу центра Калининграда

Специалисты предложили городу рецепты для оживления территории острова Канта и площади перед Домом Советов
Возле Дома Советов начинают оборудовать фан-зону.

Возле Дома Советов начинают оборудовать фан-зону.

Фото: Александр Подгорчук

«Стрелка» в городе

Калининград снова стал местом архитектурных экспериментов. На этот раз к нам с двухдневным воркшопом (с 13 по 14 декабря) приехали специалисты из конструкторского бюро «Стрелка», которых пригласило правительство области, чтобы разобраться с двумя проблемными территориями в самом центре города. Конечно, без Дома Советов тут не обошлось – определение статуса территории рядом со зданием-гигантом советского периода стала одним из заданий проектировщиков. Второе задание касалось оживления острова Канта и включения его в пешеходные маршруты других рекреационных зон Калининграда.

Специалисты «Стрелки» работают в Калининграде не впервые, ранее они уже представляли свое видение благоустройства и организации общественных пространств на Нижнем озере и улице Баранова. Правда, презентация по улице Баранова была раскритикована участниками градостроительного совета Калининграда, а результаты того, что вышло на Нижнем озере, тоже оказались далекими от желаемых (по словам представителей мэрии, город ограничен в средствах и может себе позволить только приземленные проекты).

Полгода на преобразования

Сразу стоит сказать, что «Стрелке» власти поставили серьезную задачу, которую калининградские и приезжие архитекторы не могли решить несколько десятилетий. Ударить лицом в грязь, поместив в июне следующего года фан-зону рядом с недостроенным Домом Советов, руинами подвалов Королевского замка и заросшим пустырем, стыдливо прикрытым забором, руководство города и области позволить себе не может. Теперь урбанисты, появившиеся за полгода до ответственного момента, должны предложить концепцию преобразования этого пространства, да еще и увязать это преобразование с чаяниями жителей.

В среду 13 декабря в Кафедральном соборе «Стрелка» собрала представителей активного городского сообщества, чтобы те посоветовали, как город может использовать площадь у Дома Советов и территорию острова Канта не только во время ЧМ-2018, но и после проведения чемпионата. Организаторы назвали это не кулуарной встречей, а совещанием с экспертами.

- Мы все знаем успехи, которые были у вас в Москве, и тот высокий уровень, который КБ «Стрелка» обозначила, и, конечно, Калининград, как сложный город с культурным наследием и существующей исторической застройкой достоин того, чтобы общественные пространства сформировать по самому высокому уровню, - попытался подбодрить урбанистов вице-премьер областного правительства Гарри Гольдман. – Основная наша задача – чтобы вы дали на общественные слушания готовые, проверенные специалистами и профессионалами решения.

«Покажите, как в Зимбабве»

Сразу после того, как архитекторы начали рассказывать, как в центре Калининграда будет красиво, показывая слайды с благоустройством скандинавских и швейцарских парков, один из участников встречи, которым оказался организатор городских праздников Андрей Левченко, начал выкрикивать с места.

- А у вас слайдов с Зимбабве или Нигерией нет случайно? Мы просто хотим увидеть что-то более приближенное к нашей реальности, - бросил Левченко.

Сильно отрываться от земли урбанисты не стали, особенно после того, как собравшиеся эксперты раскритиковали их предложение о строительстве сцены на острове Канта. Даже предлагая строительство дополнительных мостов на остров, руководитель проектов «Стрелки» Яна Козак оглядывалась на зал, ожидая слов протеста.

- Сейчас есть только одна удобная пешеходная связь с островом – это Медовый мост, - заметила Козак. – На эстакаду не всем удобно забираться.

Далее архитектор перечислила все, как ей показалось, категории горожан, посещающие остров. Среди них оказались мамы с колясками и детьми, собачники и посетители концертов, но почему-то Яна Козак совершенно забыла про бегунов. О них напомнил директор Street Food Festival Александр Исаев.

- Тут вообще-то люди еще и бегают, спортом занимаются, - заметил Иваев, - но проблема тут даже не в категориях, а в том, что ходить сюда очень неудобно. Нужно дать возможность туристам и горожанам посещать это место, а для этого необходимо организовать переход от южного склона у Дома Советов. Когда люди начнут ходить, тогда мы уже сможем понять, что им нужно. Этот вопрос нужно в первую очередь поднимать, а уже потом решать что тут и что там делать.

Жертвы ограничений

С этого момента остров и территорию вокруг Дома Советов начали обсуждать в комплексе. Далее прозвучало предложение соединить эти пешеходные зоны с Нижним озером, для чего необходимо не просто убрать забор у главного долгостроя Калининграда, а устроить спуск, удобный для велосипедистов и инвалидов-колясочников, организовать переход через Московский проспект и добавить мост через Преголю.

На второй день представители британской компании Barker Langham Дженнифер Расс и Элизабет Хьюитт, которых привезла в Калининград «Стрелка», должны были на площадке Фридландских ворот оперативно предоставить на обсуждение первые наброски пешеходных зон и примерное наполнение пространств острова и Центральной площади. Вероятно, в таких экстремальных условиях британцы еще не работали (по их проектам было видно, что с ограничениями бюджета компании приходится сталкиваться редко). Первую половину дня урбанисты и архитекторы бродили по обеим территориям, изучая, что там есть более-менее ценного, а вечером выдали то, что немного расстроило калининградских чиновников. Дело в том, что там не было воздушных замков, к которым они привыкли, поэтому председатель комитета архитектуры и строительства Артур Крупин даже удивленно спросил: «Разве мы дали так много ограничений?»

Пересадочный узел у Дома Советов и мост к бирже

Если отталкиваться от предложений англичан, то на острове Канта изменений практически не будет. Главное, что там будет отремонтирован променад, который отчасти превратится в беговую зону. Кроме того, среди предложений был новый мост, который тут же забраковал Гарри Гольдман.

- Зачем нужен мост с Альтштадта? — вскинул брови Гольдман, не подозревая, что представители «Стрелки» даже не подозревают, что такое Альтштадт. — Там всего метров 70 моста, который мы проектируем у гостиницы «Ластадие». А почему вы еще один мост не поставили? С другого берега. Учтите, потому что в планах он у нас есть, так как там у нас в Биржу в будущем музей изобразительных искусств переедет.

А вот предложения, касающиеся Дома Советов, показались вице-премьеру более интересными. Территорию, выделенную под фан-зону, архитекторы предложили использовать в будущем для ярмарок и праздников, развалины замка, как и ожидалось, накрывались стеклянным саркофагом, Нижнее озеро с островом Канта они решили соединить двумя пешеходными маршрутами, проходящими с обеих сторон Дома Советов, также архитекторы сохраняли каскадный фонтан.

По поводу последнего предложения скептически высказался главный архитектор Вячеслав Генне, заявивший, что «воды в городе и так более чем достаточно». Еще одно возражение последовало снова от Гарри Гольдмана, которому не понравилось расположение автомобильной парковки (ее представители компании Barker Langham решили делать между Нижним озером и Домом Советов). Вице-премьер заявил, что парковку все-таки нужно спрятать под склоном, со стороны Московского проспекта.

- У нас там был проект – сделать еще один вокзал, вернее, узел пересадочный, потому что с востока все автобусы приходят сюда. Тем не менее, по Дому Советов видение у нас полностью совпадает, — прокомментировал проект британцев Гарри Гольдман. — В январе-феврале начнутся работы по консервации руин Королевского замка. Вся территория перед Домом Советов будет благоустроена и открыта для посетителей.

В общем, предложения в целом были одобрены, и проект ушел на более скрупулезную проработку. Правда, у калининградцев наверняка уже сейчас закрадываются сомнения, успеют ли сделать хоть что-то до чемпионата, и останутся ли средства на продолжение проекта после него.