Премия Рунета-2020
Москва
+6°
Boom metrics
Общество22 декабря 2017 22:00

Владимир Жидкин: В Новой Москве квартиры покупают не мигранты, а молодые семьи, которые хотят улучшить качество жизни

Руководитель Департамента развития новых территорий города Москвы в эфире Радио «Комсомольская правда» рассказал о строительстве, решении транспортных проблем и создании рабочих мест
Руководитель департамента развития новых территорий города Москвы Владимир Жидкин на радиостанции "Комсомольская правда".

Руководитель департамента развития новых территорий города Москвы Владимир Жидкин на радиостанции "Комсомольская правда".

Фото: Михаил ФРОЛОВ

- Владимир Федорович, Новая Москва до сих пор немножечко под сомнением, под вопросом у старых москвичей. Все равно это какой-то пригород, загород. Хотя прошло пять лет с момента присоединения.

- У нас как-то проходил круглый стол и там ВЦИОМ озвучивал опрос граждан. Из 100 опрошенных 60 сказали, что мы бы рассмотрели возможность переезда в Новую Москву. Из старой Москвы. Это к тому, как сегодня москвичи относятся к этой территории и ее развитию. Та экологическая среда, которая там есть, половина территории – это леса. На любой выбор жилье: хочешь коттедж, хочешь таун-хаус, квартиру в двухэтажном доме, квартиру в пятиэтажном доме. Цена в два почти раза дешевле, чем в Москве старой исторической. Учитывая весь перечень положительных факторов – это комфортная среда, экологическая среда, стоимость квадратного метра, любой вид жилья, который человек может пожелать себе, он есть на новой территории. Территория для развития очень перспективна и имеет колоссальный ресурс.

- Как раз об этом говорили на днях на конференции "Реновация - создание комфортной городской среды. Для жизни и работы". Процитирую заместителя мэра Москвы Марата Хуснуллина: «Мы должны создавать новые центры развития территорий города. Чтобы город был комфортным, людям нужно доступное жильё. Раньше только 30 процентов квартир в столице покупали местные жители. Теперь хотим сделать удобными целые микрорайоны, а не только отдельные точки в городе. И тут помогает в том числе и Новая Москва. Жители города могут по своему бюджету выбирать там жильё. Новая Москва - это наша точка роста на ближайшие 30 лет».

То есть предполагается, люди будут покупать здесь жилье, переезжать. Вся инфраструктура предусмотрена для комфортной жизни?

- Несомненно. Школы, детские сады, поликлиники, рабочие места, объекты спорта, парки. Вот только вчера проводили конкурс в Москомархитектуре по предложениям архитекторов по строительству парков на территории А-101. Сама частная компания, инвестор, который застраивает часть территории в Новой Москве проводит конкурс на строительство парка площадью 80 гектаров. Несколько жилых кварталов, они между собой соединены рекреационными территориями, которые им же принадлежат.

- Мы перечислили положительные стороны. Но все равно проблемы есть. Главная – транспортная. Соединение Новой Москвы со старой. Сейчас очень много транспортных проектов у нас в столице. И в том числе наземное метро или московские центральные диаметры будут строиться. Это электрички, которые пройдут Москву насквозь. Они тоже помогут транспортную проблему решить?

- Если говорить про соединение старой Москвы и Новой Москвы в части транспорта, прежде всего это Калужское шоссе, мы открыли второй этап до Ватутинок, на будущий год от ЦКАДа будет новое Калужское шоссе. Метро придет на будущий год уже в Коммунарку. Проектируется метро от Третьего пересадочного контура до Троицка. Но говоря о железнодорожном сообщении, у нас по территории проходит курское направление железной дороги и киевское. Так вот на двух этих железных дорогах планируется построить еще по дополнительным веткам, чтобы сократить время между электричками. По сути они и будут наземным метро, причем, мы-то строим поперечные связи и по этим дорогам можно доехать от центра Новой Москвы до двух этих железных дорог. Там есть уже платформа железнодорожная. Кроме этого мы еще две планируем построить. РЖД уже проектирует эти платформы. За короткое время можно доехать до одной или другой железной дороги, пересесть на электричку и за небольшое время доехать до Москвы.

- Еще же собирались вокзалы новые строить?

- А это и есть две платформы. И рядом с ними будут транспортные пересадочные узлы. Это те же самые вокзалы. На Курском направлении – это Остафьево, и на Киевском – это Санино.

«ДО МЕТРО ЕХАТЬ 10 МИНУТ. А РАНЬШЕ БЫЛО ЧАС»

- За пять лет 8 миллионов квадратных метров жилья построено. Сейчас будет строиться еще активнее. Многие высказывают опасение, что превратятся какие-то районы в гетто, то есть, там будут покупать мигранты.

- Да, это жилье дешевле, чем в старой Москве, но оно совершенно иного качества. Проекты для Новой Москвы проходят специальную комиссию при Москомархитектуре. И там новые фасады, другое общественное пространство, во дворах машин практически нет. Все первые этажи предусмотрены под общественные помещения.

Регулярно мы делаем срез. И в основном эти квартиры покупают молодые семьи, которые хотят видеть качественный проект. Сейчас А-101 строит новый комплекс «Испанские кварталы». Там совершенно другая архитектура. Это Европа.

Так что никакое это не гетто, а наоборот, современные проекты, где жилье покупают молодые семьи. Если раньше в таких проектах были однушки, то теперь однокомнатных квартир всего-навсего 20 процентов. В основном двух- или трехкомнатные. И их покупают люди, которые пожили в однокомнатных. И теперь уже переезжают и улучшают свои жилищные условия.

- Но есть обратная сторона медали. Есть такие жители, которые переехали в Новую Москву, купили там какие-то коттеджи. И они не хотят, чтобы к ним пришли дороги, многоэтажки. Они живут в своем райончике классном, и вдруг какая-то магистраль пошла через их поселок. Выходят на митинги, наверное, протестуют.

- Независимо от того, один это дом или жилой комплекс, или объект производственного назначения, проекты обязательно проходят публичные слушания. И только после этого принимается решение о строительстве. А что касается дорог, мы стараемся максимально отходить от населенных пунктов. Тем более, пока территория свободная есть, много полей. У нас 40 тысяч гектаров не застроенных ничем.

Эти территории не могут застыть в той фазе, в которой они сегодня существуют. Они все равно будут развиваться, будут появляться жилые дома, предприятия, объекты. Мы создаем единую инфраструктуру, единый город, который полностью проработан. Проводили международный конкурс, было 12 крупных мировых компаний, которые в этом участвовали. Максимально попытались все сбалансировать, чтобы учесть интересы и жителей, и развивающегося города. А там, где дорога проходит близко, мы ставим высокие шумозащитные экраны. И у нас на любой дороге обязательно они предусмотрены.

- Была ситуация в Коммунарке, когда на пешеходном нерегулируемом переходе сбили ребенка. И там народ стал возмущаться, что была дорога двухполосная, а потом ее расширили до четырех полос. И пошел транзитом транспорт.

- Только там вообще раньше невозможно было проехать. И все эти машины на двухполосной дороге стояли. Была вечная пробка в Коммунарке. Сами жители не могли выехать на работу.

Тут вопрос не того, что появилась четырехполосная дорога и из-за этого происходят аварийные ситуации. А что, в старой Москве у нас нет четырехполосных дорог? И восьми, и десятиполосные. Вся Москва такая.

Это вопрос регулирования и безопасности. Тут надо доводить все до современных требований. Сегодня житель Коммунарки может доехать до метро за 10 минут. До Бутово. Раньше ему надо было тратить час времени.

«НУЖНО СОЗДАТЬ МИЛЛИОН РАБОЧИХ МЕСТ»

- Вам приходится бороться с застройщиками по поводу этажности?

- Нам сегодня ни с кем бороться не приходится. Потому что у нас утверждены правила землепользования застройки (ПЗЗ) на новой территории. И в этих правилах прописана и плотность, и этажность. И застройщик не может при всем желании поменять эти требования, даже на метр поднять отметки своего жилого дома. Указано в ПЗЗ, что максимальная плотность 10 тысяч квадратных метров на гектар и высота 5 этажей, значит, будет пять этажей.

- Мы говорили с вами о транспорте, который соединяет Новую Москву со старой. А внутри районов что-то будет развиваться?

- До 2021 года мы должны построить более 200 километров магистральных дорог. Из них только Калужской шоссе радиальное, а все остальное это поперечные связи, которые соединяют между собой населенные пункты и существенно снижают нагрузку на Киевское и Калужское шоссе. Раньше только через Калужку можно было проехать или через Киевское в то же Бутово. Теперь можно напрямую. Кому-то надо на север Москвы или Московской области, сегодня мы построили два путепровода через Киевское направление железной дороги. И многие, кстати, кто проживает около Троицка, выезжают по поперечной связи, пересекают в Кокошкино железную дорогу через путепровод. И по платной дороге въезжают в Москву. Можно приехать за 35-40 минут.

Поперечные связи существенно снижают нагрузку на радиальные. И людям гораздо проще перемещаться по территории Новой Москвы. Плюс по ним можно выехать на юг Московской области и на север. Это улучшает трафик движения.

Есть еще и локальные мероприятия по существующим дорогам. Буквально на днях было принято решение мэром о том, чтобы существующие двухполосные дороги, а порой и полутораполосные, местами расширить, сделать «карманы», построить остановочные пункты, разворотные площадки для автобусов. И в ближайшие два года будут такие работы проводиться. И это позволит добавить большое количество общественного транспорта.

- А вы не планируете расширяться? В сторону от Москвы.

- Не наш уровень решения, но, насколько я знаю, этот вопрос нигде и ни с кем не обсуждается. Нам достаточно на ближайшие двадцать-двадцать пять лет развивать территорию, тем более, что нам нужно создать миллион рабочих мест. Это колоссальная цифра. Сегодня пока создано 185 тысяч, кстати, не все из них заполнены. Есть корпуса, офисные здания.

Не до расширения. Нужно строить дороги, инженерные коммуникации, мотивировать инвесторов к тому, чтобы они строили не только жилье, но создавали рабочие места. Кстати, сейчас, когда мы ограничили в ПЗЗ объем жилья, но при этом больше дали ТЭПов на объекты с рабочими местами, инвесторы стали гораздо активнее. И они начинают предлагать создание технопарков, индустриальных парков. Сами. Те, кто раньше строил только жилье, сейчас очень активно нам предлагают различные проекты по созданию рабочих мест.

Мы с Александром Шохиным (президент Российского союза промышленников и предпринимателей — РСПП — Прим. авт.) проводили конференцию совместную. Я там докладывал, что наш проект стоит всего 7 триллионов рублей, при этом 6 триллионов – это деньги внебюджетных источников. Кстати, мы за пять лет проинвестировали в Новую Москву почти 800 миллиардов рублей, 5/6 – это средства внебюджетные, а 1/6 – деньги бюджета.

Построили за пять лет 55 социальных объектов. Это большое количество. Мы покрываем, по сути, дефицит, который был в момент присоединения. Работа большая.

- Социальные объекты — на бюджетные и внебюджетные средства?

- Да, но при этом бюджетных меньше, чем внебюджетных. На социалку уходит порядком две третьи денег инвесторов, одна треть – это средства бюджета.

«ПОСТРОИМ 100 ШКОЛ И 300 ДЕТСКИХ САДОВ»

- А инвесторы какие пришли и какие планируют?

- Особенность новой территории в том, что почти все свободные земли частные. Когда-то в 90-е годы колхозы, совхозы, которые были на этой территории раскуплены различными частными компаниями.

- На паи продавали эти земли.

- Да. И сейчас собственники земельных участков – они же и инвесторы. Да, они иногда продают свои земельные участки другим компаниям, как, например, А-101. Безусловно, все эти инвесторы хотели бы строить одно жилье. Это очевидно и понятно, потому что на жилье больше прибыли. Построил – продал. Экономика позволяет, деньги быстрые. Но мы по каждому инвестору в ПЗЗ включили только первую очередь жилья. Если инвестор вместе с жильем начинает строить объекты с рабочими местами, то у него есть возможность обратиться к городу за разрешением строить вторую очередь. То есть либо вы создаете рабочие места, либо передаете или продаете землю городу. А город уже сам решит, какие там рабочие места создавать. Если мы сегодня разрешим всем инвесторам строить на этих земельных участках только жилье, то это будет гигантский спальный район. Поэтому город был вынужден пойти на такие меры. Для этого и существуют правила землепользования и застройки, чтобы город развивался сбалансировано.

У нас только до 2035 года планируется 700 объектов спорта. 125 объектов здравоохранения, 100 школ, 300 детских садов. Понятно, что каждый инвестор строит крупный торгово-развлекательный комплекс, в котором есть и кинотеатр, и рестораны, и кафе, торговля вся, спортивные объекты. Большое количество различных предложений по детским центрам, клубам, панда-паркам, веревочным паркам. И в этих комплексах размещается все, что необходимо для жителей прилегающих районов.

- Есть информация, что может появиться 20-30 гектаров особой экономической зоны технополиса «Москва».

- Мы это обсуждаем. Технополис «Москва» - особая экономическая зона, которая расположена в основном в Зеленограде. Любой субъект имеет право в рамках одной особой экономической зоны размещать площадки в разных местах. Мы сегодня обсуждаем этот вопрос с департаментом науки и промышленности, чтобы на новой территории рассмотреть размещение филиала особой экономической зоны «Москва». Кроме этого мы прорабатываем еще и возможность строительства технопарков и индустриальных парков на инвестиционных площадках, чтобы сами инвесторы за счет своих средств создавали такие кластеры. Учитывая, что у индустриального парка, у технопарка есть большое количество льгот на налоги и преференция по затратам на инженерные коммуникации, многие крупные инвесторы, в том числе А-101, МИЦ, АСТ, рассматривают возможность размещения на своих площадках технопарков и технополисов.

«ПАРКИ — ДРАЙВЕРЫ РАЗВИТИЯ»

- Мой любимый вопрос про детскую железную дорогу.

- Хороший вопрос. Мы буквально на днях совместно с РЖД проводили встречу. У них уже есть решение о том, что детская железная дорога должна появиться в Новой Москве. Мы с ними прорабатывали несколько вариантов. Один из них – это Град Московский. Около Московского. Там, где обсуждался вариант размещения сафари-парка. Но будет сафари-парк, не будет, пока мы сами не знаем. Но именно эта территория больше всего подходит… Кстати, на днях собираемся слетать в Екатеринбург. И посмотреть там, как она работает. По мнению РЖД, самая лучшая детская железная дорога находится в Екатеринбурге.

- Будем ждать.

- Почему вы этого усиленно хотите?

- Хочу детей покатать. Очень интересный проект.

- Да. Но для детей и не только есть и другие проекты. Планируем построить 86 парков общей площадью 12 тысяч гектаров. Гигантская территория. 13 парков уже построено за 5 лет. Причем, постоянно проживающее население за пять лет увеличилось на 100 тысяч человек. Это немного. Когда, бог даст, мы город весь построим до 2035 или 2040 года, рекреационная зона территорий парков будет одним из драйверов развития и одним из основных факторов для жителей при выборе квартиры, жилого дома.

- Призываем народ переезжать в Новую Москву из старой?

- Не то, чтобы призываем. Мы просто говорим о том, что Новая Москва – это территория экологически чистая, территория комфорта. И мы видим, насколько качественно меняются проекты и предложения на рынке жилья. И второе. Мы сейчас очень много внимания уделяем созданию рабочих мест, причем, высокотехнологичных. В частности, чешская компания Комсити построила объект в Рассказовке, заполнили уже 9 тысяч рабочих мест. 96% их корпусов уже полностью сданы в аренду. Это как город в городе. Там даже у них детский сад есть в офисном центре. И почти все арендаторы – это IT-технологии, серьезный уровень.