Премия Рунета-2020
Калининград
+4°
Boom metrics
Общество15 января 2018 14:41

«Они же обещали не ломать»: В Калининграде бывший лицей имени Гёте не смогли снести со второй попытки

Представители собственника старались смешаться с толпой и даже назвали себя «неравнодушной общественностью»
По словам специалистов, дом обрушили уже на 20%

По словам специалистов, дом обрушили уже на 20%

Фото: Иван МАРКОВ

В Калининграде в понедельник состоялась вторая попытка сноса здания бывшего лицея имени Гёте. В 10:00 у дома №21 на улице Томской снова появилась строительная техника, и строители, не теряя ни секунды, начали настоящую спецоперацию, план которой, вероятно, разрабатывался с привлечением настоящих специалистов в этой области.

Порвали тросы, но стену не уронили

Увидев экскаватор и карабкающихся на стены людей в строительных касках, неравнодушные жители позвонили координатору общественной инициативной группы «Прусское наследие» архитектору Олегу Ли (он же член общественного совета при службе охраны объектов культурного наследия), с 2014 года занимающемуся охраной здания. Тот, в свою очередь, сделал рассылку по средствам массовой информации и принялся обзванивать полицию, государственную инспекцию архитектурно-строительного надзора (ГАСН) и правительство области. К слову, после первой попытки сноса, состоявшейся 4 января, работы были остановлены 6 января именно по требованию полиции и ГАСН.

В одиннадцатом часу приехавшие на место корреспонденты «Комсомолки» застали мужчину в форме ДПС, представителей собственника (две женщины сидели в сером Хендае) и девушку-активистку, требовавшую вызвать полицию. ДПС-ник на это ответил, что уже вызвал наряд, и тот, якобы, скоро подъедет на место (к слову, наряд в течение двух часов так и не приехал – Ред.).

Экскаватор пытался уронить стену тросом

Экскаватор пытался уронить стену тросом

Фото: Иван МАРКОВ

Все это время рабочие пытались снести кирпичную стену лицевого фасада. Они пробили дыру в потолке, через которую протянули несколько стальных тросов и попытались уронить стену, однако тросы несколько раз рвались, и демонтировать фасад им никак не удавалось. После одной из попыток к воротам подъехал автомобиль, из которого вышел коренастый небритый мужчина в спортивных штанах. Нацепив на голову капюшон и приветственно махнув рукой полицейскому, он двинулся к воротам и попытался открыть их. Одна из представительниц собственника сделала вид, что не знает этого мужчину, но когда мы сделали несколько снимков, от него посыпались угрозы и требование убрать камеру.

- Я у тебя сейчас камеру заберу, слышь, - огрызнулся он, после чего отвернулся и отошел в сторону. Далее у строительного забора появлялось еще несколько человек спортивного вида. По ним было заметно, что объект на Томской им явно не равнодушен.

Заморозили до пятницы

Ближе к 11:30 строители решили, что сломать лицевой фасад им не удастся, и перегнали экскаватор на задний двор, к стене заваленной ими еще 4 января. Техника успела сломать несколько перегородок, но тут дело приобрело другой оборот – к дому подъехал вице-премьер правительства области Гарри Гольдман. Выскочив из машины, он увидел облако пыли, в котором орудовал ковшом экскаватор.

- А где представитель собственника? – закрутил головой Гольдман. Собравшиеся указали ему на стоящих в стороне женщин. Те, правда, не сразу поспешили признаться и даже, немного испугавшись, обозначили себя как «неравнодушную общественность». Далее состоялся короткий разговор Гольдмана и одной из собственниц (та, кстати, так и не назвала своей фамилии), после чего вице-премьер прокомментировал сложившуюся ситуацию.

- На основании той документации, которая есть у собственника, он действует в том правовом поле, которое имеется, хотя есть другая точка зрения, что объект имеет историческую ценность, и соответственно, конечно же, утрата исторической ценности — это действие не совсем правильное, - уклончиво заявил Гольдман. – Вот мы и приехали, чтобы это остановить. Я лично разговаривал с представителем собственника о том, что они сейчас приостанавливают все.

Далее Гольдман сообщил, что правительство «в течение недели с этим вопросом окончательно и бесповоротно разберется». Кроме того, чиновник заявил, что разрешения на демонтаж собственнику не нужно.

- Есть решение собственника о том, что это здание должно быть демонтировано, то есть решение собственника они показали. То, чего у них раньше не было. Получать разрешение на демонтаж они не должны, - заявил он.

После этого Гарри Митевич пожаловался, что его выдернули из отпуска, подтвердил, что представительница собственника отказалась ему представиться, и перешел к жесткой части своего выступления.

К дому подъехали вице-премьер правительства области Гарри Гольдман и глава службы охраны объектов культурного наследия Евгений Маслов

К дому подъехали вице-премьер правительства области Гарри Гольдман и глава службы охраны объектов культурного наследия Евгений Маслов

Фото: Иван МАРКОВ

- Я сказал, что если не приостановят в дальнейшем эти вещи, будет крайне жесткое реагирование, и они ни демонтировать не смогут, и никак использовать в дальнейшем это пространство тоже не смогут со всеми вытекающими, - заявил Гольдман. - Либо они дают спокойной разобраться службе охраны объектов культурного наследия, спокойно войти в правовое поле, будь то признан памятник, не признан памятник, но все должно быть в правовом поле. Если это все будет сделано в правовом поле — жестко, четко, по законным и понятным правилам, тогда это один разговор. А когда, грубо говоря, под покровом ночи в выходные дни, в праздничные, начинается демонтаж, то это действие само по себе вызывает какой-то негатив как минимум.

«Обещали не сносить»

Пока Гарри Гольдман общался с прессой, на место прибыл (тоже из отпуска) руководитель службы охраны объектов культурного наследия Евгений Маслов. На его лице читалось удивление.

- Они же обещали, что не будут сносить, - тихо произнес Маслов.

Когда же журналисты обратились к нему за комментариями, то он попросил передышку до пятницы, когда, как уже сказал Гольдман, будет принято конкретное решение.

Дом №21 на улице Томской вместе с земельным участком был продан в 2014 году за 29 млн. рублей. В августе 2014 года после экспертизы архитектора Олега Васютина он получил статус выявленного объекта культурного наследия. Через некоторое время собственник разыскал другого эксперта и заказал ему встречную экспертизу, которая пришла к выводу, что здание не заслуживает охранного статуса. Сразу после этого в доме прошла целая серия поджогов.