Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+9°
Boom metrics
Звезды24 января 2018 22:00

Владимир Высоцкий на «Ленфильме» встретил жену

25 января исполнилось бы 80 лет знаменитому актеру и барду
Людмила Абрамова - вторая жена Владимира Высоцкого, мать его сыновей Аркадия и Никиты

Людмила Абрамова - вторая жена Владимира Высоцкого, мать его сыновей Аркадия и Никиты

За 42 года он сыграл менее тридцати ролей в кино. Но какие это роли и фильмы! «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» Александра Митты, «Маленькие трагедии» Михаила Швейцера, «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина… На «Ленфильме» актер принял участие только в четырех картинах. Режиссеры, которые с ним работали, сохранили теплые дружеские отношения с Высоцким до конца его дней.

«МЕНЯ НЕЩАДНО ИЗБИВАЛИ ВЕСЬ ФИЛЬМ»

Одна из первых ролей Высоцкого в кино - американский морпех в фильме Григория Никулина «713-й просит посадку». В самолете одной западной авиакомпании готовился теракт. Злоумышленникам удалось сделать так, что сразу после взлета пилоты потеряли сознание. Лайнеру грозила гибель. В этой ситуации проявился характер каждого, кто был на борту.

Будущий Жеглов появился на экране в образе лихого американского морпеха. Фото из архива «Ленфильма»

Будущий Жеглов появился на экране в образе лихого американского морпеха. Фото из архива «Ленфильма»

Как рассказывал на творческих встречах сам Высоцкий, его персонаж - это разбитной парень, который много безобразничал, за что другие пассажиры - те, что посильнее, - его нещадно били. «Кино - самое реалистичное из искусств, - подчеркивал Владимир Семенович. - И все, что происходит в кадре, делается по-настоящему. Бил меня грузинский актер Отар Коберизде. Человек он восточный, темпераментный, глаз горит, того и гляди убьет… Плюс несколько дублей. В общем, ощущение не из приятных».

Кстати, на этой ленфильмовской картине Владимир Семенович познакомился с красавицей актрисой Людмилой Абрамовой. Они поженились, и она родила ему двоих сыновей - Аркадия и Никиту.

Фильм 1962 года оказался поворотным в творчестве Высоцкого. С тех пор он стал избирательно подходить к выбору ролей. Так в советском кино появился один из самых брутальных актеров. Трудно представить Высоцкого в образе шута или скомороха. Небольшого роста, не очень внушительный в жизни, на экране Высоцкий всегда выглядит мощно и мужественно. Даже играя отрицательных персонажей, он умудрялся создавать удивительно обаятельных героев.

ТАКОЙ ГЕРОЙ-РАЗВЕДЧИК НАМ НЕ НУЖЕН

С положительными героическими ролями в начале карьеры Высоцкому не очень везло. Одна из первых должна была состояться в ленфильмовской картине Геннадия Полоки «Интервенция». Высоцкий играл большевика-подпольщика Бродского. Кстати, на эту роль пробовались также Андрей Миронов и Михаил Козаков.

В основу фильма легла пьеса Льва Славина - добротная советская драма о подпольщиках,

Высоцский прекрасно смотрелся в гражданской одежде. Фото из архива «Ленфильма»

Высоцский прекрасно смотрелся в гражданской одежде. Фото из архива «Ленфильма»

которые вели агитацию среди солдат и моряков Антанты, занявших Одессу в 1919 году. Экспериментатор Полока, до этого снявший «Республику ШКИД», решил оживить скучноватый героико-патетический сюжет. Чем мог покорить большевик-подпольщик своих противников? Только своим артистизмом! Персонаж характеризует одна реплика, в итоге не попавшая в фильм. На глаза Бродскому попался плакат, обещающий награду за его поимку. В особых приметах значилось: «Иногда бывает остроумным». Прочитав это, Высоцкий с обидой произносил: «Почему же иногда?»

Впрочем, подход съемочной группы не оценили в высоких советских кабинетах. «Что за буффонада!» - возмутились в Комитете по кинематографии. Картину на двадцать лет положили «на полку». И блистательную роль Высоцкого зрители увидели уже только после его смерти.

К

Но и военная форма ему очень шла. Фото из архива «Ленфильма»

Но и военная форма ему очень шла. Фото из архива «Ленфильма»

артину снимали в павильонах «Ленфильма» и в Одессе. Магнитофонные записи песен Высоцкого звучали из каждого окна. Гостиница, в которой жила в Одессе группа, располагалась напротив филармонии. В день рождения Полоки Высоцкий пел под гитару свои песни, сидя на подоконнике. В филармонии как раз закончился какой-то концерт. И зрители, вышедшие на улицу, вместо того чтобы разъезжаться по домам, собрались под окном и слушали его песни. Стояли тут и дамы в вечерних платьях, и музыканты во фраках.

Правда, эта слава боком выходила самому Высоцкому. Когда Полока ставил картину о чекистах «Один из нас», худсовет категорически запретил брать на главную роль Высоцкого. Актер, который пел: «А где мой черный пистолет? На Большом Каретном!», не мог играть героя-разведчика.

ЕДИНСТВЕННЫЙ ПРИЗ

Долгая дружба связывала Высоцкого с патриархом советского кино Иосифом Хейфицем.

Исполнителя роли жесткого и бескомпромиссного Николая фон Корена в фильме «Плохой хороший человек» по чеховской «Дуэли» искали долго. Нужен был полный антипод мягкотелому и нерешительному Лаевскому, на которого утвердили Олега Даля. Евгений Татарский, который в те годы был вторым режиссером у Хейфица, предложил Высоцкого.

«Это несерьезно! - сказал Иосиф Ефимович. - Он же ноет на гитаре…»

Но после первых же проб Высоцкого утвердили.

И Владимир Семенович сразу проникся к Хейфицу. Татарский вспоминал, как это было.

«Ты же знаешь, я работаю в основном на Одесской киностудии, а там актеры снимаются во всем своем, - говорил актер. - А тут, на «Ленфильме», такое разнообразие костюмов. И как Хейфиц сразу видит свой персонаж!»

Оказывается, когда шло утверждение кителей и пиджаков, в которых предстоит играть Высоцкому, Хейфиц предупредил: «Нижняя пуговица должна держаться на одной ниточке и болтаться!»

«А для чего?» - поинтересовались у режиссера. «Как вы не понимаете?! Это должно характеризовать в фон Корене холостяка!»

«Когда режиссер знает, что он хочет в каждой детали и мелочи, у такого не грех сниматься и в малых ролях!» - сказал Высоцкий.

Роль фон Корена принесла уже популярному на тот момент барду приз на международном кинофестивале. Фото из архива «Ленфильма»

Роль фон Корена принесла уже популярному на тот момент барду приз на международном кинофестивале. Фото из архива «Ленфильма»

Во время съемок на «Ленфильме» Высоцкий был уже женат на Марине Влади. Она с ним приезжала в Ленинград. Владимир Семенович очень хотел, чтобы Хейфиц дал и ей роль. Но Иосиф Ефимович актрису не взял. Впрочем, это нисколько не испортило отношения между актером и режиссером. А фон Корен в фильме «Плохой хороший человек» считается многими лучшей ролью Высоцкого в кино. За нее он получил единственную в своей жизни международную награду - приз за лучшую роль на фестивале в итальянском Таормине.

Хейфиц планировал снимать Высоцкого еще и еще. Как вспоминает сын Иосифа Ефимовича, режиссер Дмитрий Светозаров, однажды в конце 1970-х они с отцом шли по весенней московской распутице к метро. Вдруг возле них затормозил «мерседес». Из машины выскочил Высоцкий. Они обнялись с Хейфицем. И режиссер сказал, что скоро будет снимать фильм по одесским рассказам Бабеля и хочет дать Высоцкому роль Бени Крика. «Услышав это, Володя прилюдно медленно встал перед отцом на колени - прямо во всю эту слякоть и грязь», - говорит Светозаров. Но, к сожалению, этот замысел так и не был воплощен...