Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды21 февраля 2018 21:10

«Это ухо вашего внука. Не выплатите деньги - пришлем второе»

На экраны выходит новый фильм Ридли Скотта «Все деньги мира», посвященный одному из самых громких похищений ХХ века
Кадр из картины "Все деньги мира" режиссера Ридли Скотта.

Кадр из картины "Все деньги мира" режиссера Ридли Скотта.

1973 год. 16-летний оболтус Джон Пол Гетти-третий, внук самого богатого человека на Земле Джина Пола Гетти, бесцельно шляется по вечернему Риму, оглядывается по сторонам, робко кокетничает с проститутками. Вдруг рядом с ним останавливается машина, его хватают, засовывают в салон и увозят в неизвестном направлении. А потом требуют у его родственников (прежде всего, разумеется, у деда) выкуп в 17 миллионов долларов.

Ну казалось бы, что такое 17 миллионов для обладателя двух миллиардов? Но Гетти, скупой рыцарь, сколотивший состояние на саудовской нефти, платить наотрез отказывается. Во-первых, «у меня 14 внуков и внучек, и если я сейчас заплачу хоть пенни, скоро у меня будет 14 похищенных внуков и внучек». Во-вторых, он элементарно очень прижимистый старикан. Мать пропавшего мальчика, бывшая невестка Гетти (с его сыном она разошлась) в истерике, журналисты отводят похищению обложку за обложкой, но Гетти неумолим. Внук тем временем переходит в распоряжение других, более серьезных ребят - представителей калабрийской мафии ндрангеты; они отрезают его ухо и присылают родным в конверте, приписав: «Если выкуп не будет выплачен, пришлем второе, а потом и все прочее, по кусочкам».

Это одно из самых громких похищений в ХХ веке. Даже странно, что про него только сейчас сняли кино (хотя эта история так или иначе вдохновляла авторов нескольких фильмов - «Выкупа» с Мелом Гибсоном, где герой отказывается платить за своего украденного ребенка и ищет другие способы его спасти, или «Гнева», снятого в 2004 году Тони Скоттом). Сейчас за дело берется его брат Ридли Скотт - и на пороге 80-летия демонстрирует фантастические профессионализм и мастерство. Но это именно профессионализм, с минимумом страсти; Скотт после небольшого всплеска (яростный «Советник», бодрый «Марсианин») возвращается к рутине, к безупречно выстроенным кадрам, к фирменным синеватым пейзажам, над которыми вьются снежинки, ко всему тому, что он давно уже может снимать автоматически, не просыпаясь. Это не «фильм от создателя «Бегущего по лезвию» и «Чужого», это кино от автора «Хорошего года» и «Совокупности лжи». Едва ли не единственный момент, где самому Скотту становится по-настоящему интересно - сцена, где юному Гетти отрезают ухо: чувствительные люди зажмурятся, а не то и выбегут из зала, несколько секунд понаблюдав, как Скотт фиксирует все приготовления к «операции» и выражения лиц людей, к ней причастных. Это не садизм со стороны режиссера - Скотту любопытна не кровь, а человеческие пороки и недостатки, в том числе жестокость и молчаливое согласие с жестокостью тех, кто мог бы ей сопротивляться.

Афиша фильма "Все деньги мира".

Афиша фильма "Все деньги мира".

И все же сюжет «Всех денег мира» слишком крут, чтобы его можно было испортить недостатком вдохновения у режиссера-классика. И Кристофер Пламмер очень хорош в роли алчного старика Гетти, влюбленного в доллары больше, чем в жизнь, свою и чужую. Не факт, что он сильно похож на реального Гетти (который, кажется, был более адекватен) - но помнить будут не оригинал, а созданный Скоттом и Пламмером портрет чахнущего над златом старца.

ЗА КАДРОМ

Спасенная и загубленная жизнь Гетти-младшего

В фильме бандиты, когда не отрезают уши, выглядят чуть ли не зайчиками, мирными пейзанами, наслаждающимися сельскими праздниками на лоне итальянской природы. В реальности Гетти-младший провел у них в заключении 5 месяцев, все это время его избивали и над ним издевались. (Кстати, в конце концов похитители, в их числе двое боссов калабрийской мафии, были пойманы, но лишь двое отправились в тюрьму - большинство было освобождено за недостаточностью улик).

Полученная психологическая травма для Гетти-младшего оказалась чересчур серьезной, просто-таки роковой. Именно из-за нее вскоре после освобождения он подсел на наркотики и начал пить. У него начиналась карьера актера (и он снимался у серьезных режиссеров, таких как Рауль Руис и Вим Вендерс), в 17 лет он женился, в 18 стал отцом. Ему даже ухо восстановили с помощью пластической хирургии! И все равно никакой мирной, спокойной жизни уже не получилось: в 1981 году из-за одновременного приема валиума, метадона и алкоголя у молодого человека случился инсульт и отказала печень, он частично ослеп, потерял способность двигаться и разговаривать. Потребовалось долгое лечение, чтобы он в инвалидной коляске смог хотя бы посещать концерты (потом у него даже получалось кататься на горных лыжах с помощью специального приспособления). После инсульта он прожил на свете еще 30 лет и скончался в 2011-м.

* * *

Месяца за полтора до выхода «Всех денег мира» Кевин Спейси оказался замешан в большом и очень неприятном скандале: сначала выяснилось, что он якобы приставал к подростку, потом - что к актерам театра «Олд Вик», где он был художественным руководителем, и к молодым людям из съемочной группы «Карточного домика». При этом Спейси уже сыграл в «Деньгах» Гетти-старшего. Студия, убоявшаяся пикетов и бойкотов, выбросила 22 сцены с его участием из уже готового фильма. Ридли Скотт за 8 дней переснял их с Кристофером Пламмером.

Конечно, жаль, что продюсеры и Скотт повелись на массовую истерию - но есть один нюанс. Спейси на четверть века моложе своего героя (Гетти в момент, когда разворачивается действие, уже стукнуло 80), и ему сделали даже не то чтобы неудачный, а просто-таки чудовищный возрастной грим, этакую резиновую маску старика, причем на площадке этого, видимо, никто не замечал. (Серьезно, найдите в интернете любопытства ради старый трейлер «Денег» со Спейси - без слез не взглянешь). Интересно, что Скотт с самого начала настаивал на том, чтобы взять Пламмера (которому уже 88) - это продюсеры требовали найти кого-нибудь более популярного, и сами на свою беду навязали ему Спейси. Скандал вокруг актера для Скотта стал всего лишь поводом исправить ошибку.