В Калининграде сегодня работают 44 бригады «скорой»
Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ
Мы собрали типичные ситуации, с которыми сталкиваются все, кто хоть раз звонил в «скорую». Свои комментарии по каждому примеру «КП» дал главный внештатный специалистом по скорой помощи министерства здравоохранения Калининградской области, заместитель главного врача Станции скорой медицинской помощи Калининграда Александр БАЛАГАНСКИЙ.
Итак...
— Звоню на «112» за медицинской помощью. Мне задают вопросы. А потом перводят на фельдшера на «03». Зачем? И мне снова задают вопросы…
— Оператор на «112» - специалист без медицинского образования. Для того, чтобы максимально точно сформулировать повод для вызова скорой помощи, вас переключают на подготовленного диспетчера , то есть на «03», и уже он сможет вам задать уточняющие вопросы, сможет определить – какую бригаду направлять. Бригаду общего профиля? Психиатрическую? Реанимационную?
Количество вопросов определено законом, порядком, утвержденным приказом министра здравоохранения России. Если вы скажете диспетчеру: «Человеку плохо», он по закону обязан задать вам ряд уточняющих вопросов, чтобы определить, что же все таки случилось. Чем четче вы будете общаться с диспетчером, тем быстрее, профессиональнее будет оказана помощь. В соседней Польше, например, по похожему алгоритму скорая работает.
— Почему диспетчер при повторном обращении снова задает те же самые вопросы?
— Диспетчеру поступает звонок. И человек на том конце провода говорит: «Наши данные у вас есть, мы сегодня уже скорую вызывали». Поверьте, диспетчеру это ни о чем не говорит. Он все равно спросит человека: что случилось? Он все равно будет выяснять, на какой адрес отправлять бригаду, какая именно нужна помощь. Диспетчер обязан спросить при повторном вызове – как изменилось состояние больного после оказания первой помощи несколько часов назад. Никто не хочет, чтобы с нами или нашими близкими происходили какие-то неприятные ситуации. Но если уже случилось, если человеку стало плохо, если вы оказались рядом, постарайтесь, вызывая скорую, быть максимально точными.
— В каких случаях диспетчер не примет вызов?
— Если тот, кто звонит, крайне агрессивен, позволяет себе оскорбления в адрес медицинского работника, а самое главное – не может дать ни одного внятного ответа. Мы учим диспетчеров даже в ситуации словесной атаки продолжать спокойно работать.
— Что нужно сказать, вызывая «скорую помощь»?
— Сначала четко проговорить самому себе повод к вызову. Например, женщина, 69 лет, сильно болит голова в затылочной области, при этом дважды была рвота, принимала (или не принимала лекарственные препараты), можете назвать – какое именно лекарство принимала, называйте. Назовите адрес больного: улица, дом, квартира, этаж, домофон. Обязательно назовите себя, кто вы – соседка, родственник. Если вы вызываете бригаду в садовое общество, нужно встретить бригаду врачей обязательною Одним словом, помочь медикам.
— Сколько бригад «скорой» сегодня работает в Калининграде?
— 44 бригады. У каждой – свой профиль: неотложные, экстренного реагирования, реанимационная, педиатрическая, психиатрическая, большая часть бригад - общего профиля.
— Кто чаще всего вызывает «скорую»?
— Калининградцы с сердечно-сосудистыми заболеваниями, хроническими заболеваниями ЖКТ, возрастные горожане. Как правило, все эти больные в госпитализации не нуждаются.
— И еще один важный вопрос. В каких случаях «скорая» приезжает в течение 20 минут, а в каких - в течение двух часов?
— Давайте определимся – в чем разница. Экстренная помощь необходима при внезапных острых заболеваниях и обострениях, представляющих угрозу для жизни человека. Это, в частности, нарушения сознания, дыхания, системы кровообращения, травмы, ожоги, угроза прерывания беременности и даже психические расстройства, при которых действия пациента представляют опасность для него или других лиц. А есть неотложная помощь. Она оказывается при заболеваниях, не угрожающих жизни: внезапные острые заболевания (состояния) требующие срочного медицинского вмешательства, внезапные обострения хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни, а также - констатация смерти.
Время прибытия медиков напрямую зависит от формы помощи, которая необходима пациенту. В случае поступления вызова в экстренной форме направляется ближайшая свободная общепрофильная выездная бригада или специализированная выездная скорой медицинской помощи. Время доезда до пациента такой бригады не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. В случае поступления вызова «скорой помощи» в неотложной форме направляется ближайшая свободная общепрофильная выездная бригада СМП при отсутствии вызовов в экстренной форме. В этом случае медики должны приехать к пациенту в течение двух часов. Берегите свое здоровье!
Куда звонить, если человеку плохо?
Вызов скорой медицинской помощи осуществляется по телефонам: «03» и «103», а также «112».