Премия Рунета-2020
Калининград
+5°
Boom metrics
Звезды4 апреля 2018 15:26

5 штрихов о премьере: Как калининградцы стали создателями спектакля «Огни Ивановой ночи»

Почему у калининградцев вызвал большой интерес спектакль в постановке немецкого режиссера Ральфа Зибельта?
Всего в спектакле используется порядка 200 стульев.

Всего в спектакле используется порядка 200 стульев.

Фото: Калининградский областной драматический театр

В Калининградском драмтеатре в минувшие выходные состоялась премьера спектакля «Огни Ивановой ночи» по пьесе немецкого режиссера Ральфа Зибельта. Премьера имела большой успех. Мы попытались разобраться, почему.

Штрих 1. Исторический

Пьеса написана уроженцем Пруссии, классиком немецкой драматургии Германом Зудерманом. Он родился 30 сентября 1857 года в Матциккене, сейчас это - Шилуте, Литва. Известно, что учился он в Кенигсбергском университет и Берлине. С 1877 года жил в Берлине.

Пьеса «Огни Ивановой ночи» была опубликована на русском языке в 1900 году.

Известно, что именно эту пьесу выбрала для своего бенефиса в Александринском театре Вера Комиссаржевская. Она сыграла роль Марикки.

В драмтеатре нашли еще один любопытный факт. В 1993 году комедия «Бой бабочек» Германа Зудермана была поставлена в «Тильзит-театре» Советска, тогда театром руководил Евгений Марчелли.

В Калининграде состоялась премьера спектакля «Огни Ивановой ночи».

В Калининграде состоялась премьера спектакля «Огни Ивановой ночи».

Фото: Геннадий Филиппович

Штрих 2. Режиссерский

Ральф Зибельт уже давно наблюдает за Калининградским драмтеатром. Спектакль «Огни Ивановой ночи» - не первая работа с русским театром, были в его судьбе театр Омска, Петрозаводска. В прошлом году Зибельт был в Калининграде, предоставил свои работы руководству театра, и началось обсуждение – что можно сделать вместе? Так и пришли к пьесе «Огни Ивановой ночи». Она интересна тем, что привязана к этой земле, где сейчас живем мы с вами. Ведь действие происходит где-то здесь, под Кёнигсбергом, чуть более 100 лет назад. Во время спектакля герои несколько раз произносят название города – Кенигсберг, а главная героиня поет на литовском языке.

И если говорить о вопросах, которые поднимаются Германом Зудерманом в пьесе (проблема выбора, поиска счастья, смысла жизни), так они созвучны с тем, о чем писали и вопрошали классики русской литературы начала двадцатого столетия. И это еще больше сближает – и время, и место.

Текст пьесы нашли в театральной библиотеке, в Москве. Над ним пришлось кропотливо поработать, чтобы и сократить, и важное не потерять.

Штрих 3. Волонтерский

Когда началась работа над спектаклем, театр в соцестях обратился к горожанам: калининградцы, ау, кто может – несите стулья! В театре рассказали, что на этот клич быстро откликнулись многие, в том числе, правительство Калининградской области, Калининградская областная клиническая больница, Дом офицеров. Всего в спектакле используется порядка 200 стульев.

Вот это волонтерская сила!

В Калининграде состоялась премьера спектакля «Огни Ивановой ночи».

В Калининграде состоялась премьера спектакля «Огни Ивановой ночи».

Фото: Геннадий Филиппович

Штрих 4. Мебельный

Стульями, как острыми булавками, главная героиня истории – Марикка – прокалывает задник сцены. Для этого она часто взбирается на стену. На ее импульсивность действий, оголенный нерв так и хочется тихо сказать-попросить:

- Слезь со стены, а...

Разве она может иначе? Любовный треугольник, и Марикка в схватке за счастье проигрывает…

Множественность стульев, неиспользованных по назначению, - это как тысячи слов, сказанных в пустоту.

Тебя никто не услышал, девочка…

Штрих 5. Пылающий

Кульминация спектакля – жаркая ночь на Ивана Купала. Когда можно дать волю всем своим несбывшимся желаниям, всем страстям, когда можно любить того, кто тебе не принадлежит, когда даже священник выходит из себя и просит «не ломать его мелодию!» (в смысле – его внутренний мир, его понимание жизни). Когда горят костры, и языки пламени так заигрываются, что вот-вот могут загореться жилые дома…

С этой горящей, пылающей, испепеляющей историей театр (такое, да, случается), снова попал в очень больное место. В сгоревшее Кемерово.

Черт, хватит игр с жизнью!