Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество5 октября 2008 22:00

Учитель года: здесь не ставят отметок и не требуют дневников

В следующем году финал всероссийского конкурса пройдет на базе столичной школы №1060 [видео]
В 1060-й все дети играют на музыкальных инструментах! (На фото - урок в классе знаменитого теперь Михаила Стародубцева.)

В 1060-й все дети играют на музыкальных инструментах! (На фото - урок в классе знаменитого теперь Михаила Стародубцева.)

У Михаила Стародубцева из школы № 1060 почти не было шансов победить в финале конкурса «Учитель года». И пятнадцать его коллег-финалистов из других регионов - очень сильные педагоги (не случайно в прошлом году в финал выходили всего пятеро, а теперь - втрое больше). И представлял он Москву...

Дело в том, что по положению о конкурсе следующие учительские состязания проходят в том городе, откуда приехал победитель нынешнего года. Почти как на «Евровидении».

В прошлом году победителей было двое - Дмитрий Гущин из Питера и Анна Мехед из Москы. Потому-то так странно и был организован конкурс этого года: мастер-классы, лекции, определившие 15 финалистов, прошли в Питере, а подвели итоги накануне Дня учителя в Москве. Было понятно: Стародубцеву ничего не светит - не будет же жюри второй год подряд «обижать» регионы и проводить конкурс в столице! Тем более за почти двадцатилетнюю историю профессионального состязания лишь в 1997 году победителем стал учитель технологии 293-й московской школы Александр Глозман. А потом спустя десять лет - Анна Мехед. Вот и достаточно!

И вдруг председатель жюри ректор МГУ Виктор Садовничий подходит к микрофону и, выдержав драматическую паузу, называет абсолютным победителем учителя музыки из Москвы! Показалось, зал на несколько мгновений оторопел...

О Михаиле Леонидовиче Стародубцеве «Комсомолка» подробно рассказала в субботу (см. номер от 4 октября). Но дело в том, что и школа № 1060, на базе которой теперь пройдет финал конкурса «Учитель года-2009», совсем непростая. И победа именно учителя музыки из этой школы, если знать ее историю, совсем не случайна.

До 1992 года такой школы в Москве не существовало! Было старое, довоенной постройки здание на Серпуховке, в котором раньше училась ребятня из Замоскворечья, в том числе Андрей Вознесенский, Александр Мень, Андрей Тарковский. К 80-м годам здание было обычной заброшенной развалюхой. И его у Московского комитета образования взяли в аренду энтузиасты - учителя и родители, сторонники вальдорфской педагогики, собрал которых известный московский педагог Анатолий Пинский. Школу восстанавливали своими силами на собственные деньги и на собранные пожертвования.

Справка «КП». Основной принцип вальдорфской школы - свободное развитие ребенка, без страха и стресса, а законом для вальдорфских учителей является уважение к личности ребенка.

Школа получилась светлая, веселая! С 1 сентября 1992-го начался эксперимент. В школе не ставили отметок, дети учились без дневников и учебников. Главным для учителей было свободное, творческое развитие учеников. Но в начале 90-х необычная школа не смогла выстоять один на один с экономическими проблемами. И в 1995-м при поддержке главы Московского комитета образования Любови Кезиной школа в Стремянном переулке получила государственный статус. При этом сохранив свои педагогические принципы!

До сих пор в 1060-й до середины основной школы не ставят детям отметок, учителя по-настоящему дружат со своими учениками, и все вместе много и с удовольствием занимаются искусством. Директор школы Анатолий Пинский не просто ставил на школьной сцене мюзиклы, он и пел в них наравне с учителями и учениками! Ну где еще директор играет и поет в школьном театре?!

Так что игра на флейте, с которой начинает свои занятия Михаил Стародубцев, - это не просто придумка педагога, а ритуал, основа творческого развития детишек из младших классов. Ведь как лучше проявить свои эмоции, если не через музыку!

И еще тут на самом деле школьники, педагоги и родители - настоящая дружная семья. На педсоветах учителя обсуждают не то, по каким предметам ученик не успевает, а то, в чем он проявил себя и как развить эти способности. Вся школа, в которой сейчас 350 учеников, знает, кто разбил коленку и его нужно пожалеть, а кто поссорился с родителями и его нужно поддержать. В конце 90-х, когда из других школ уходили педагоги, получавшие унизительно маленькие зарплаты, в приемной директора 1060-й висело объявление: «К сожалению, все вакансии заняты!»

Здесь по-прежнему придерживаются вальдорфской стратегии, адаптировав ее к современным российским условиям. И выпускники 1060-й доказывают: совсем не обязательно по семь уроков шесть раз в неделю заставлять детей зубрить формулы и рисовать таблицы-простыни по истории. Когда заниматься интересно и весело, знания сами укладываются в голове. Старшеклассники неплохо сдают государственные аттестации, участвуют в районных и городских олимпиадах, почти все поступают в престижные московские вузы.

Так что учителям со всей страны, которые через год приедут состязаться в 1060-ю, на самом деле повезло. Им будет чему поучиться у своих столичных коллег...

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«Хорошо, если слава обойдет нас стороной»

Рассказывает нынешний директор 1060-й Михаил СЛУЧ:

- Мы гордимся, что Михаил Леонидович стал учителем года-2008! Но если честно, то очень хотелось бы, чтобы слава обошла нашу школу стороной. Ведь школьная жизнь должна проходить камерно. Каждый вправе в своей жизни ошибаться, делать неправильные шаги, а делать это все «за стеклом» как-то не хочется. Хотя, с другой стороны, можно было бы ускорить капремонт (спустя шестнадцать лет пора снова приводить здание в порядок). Но в действительности самая большая моя мечта, чтобы Михаил Леонидович не оставил наших ребят без уроков музыки. Он нам это обещал.